Сообщество «Изборский клуб» 07:38 8 ноября 2021

Ось «Восток — Запад» ловушка для России

всё более актуальной и востребованной становится ось «Север — Юг»
5

Ситуация, в которой оказался мир, это ситуация некой пересменки, промежутка, потому что те цивилизации, которые поддерживали порядок модерна, на сегодняшний день перестали его поддерживать. Советский Союз больше не существует из-за предательства своей верхушки. Запад очень стремительно, на наших глазах, всё дальше уклоняется от миссии поддержания так называемого просветительского проекта, или проекта общества классического модерна, вырождается в антицивилизацию. Китай ещё не успел подойти к подобной миссии.

Мы оказались в странной ситуации, которая для России в геоэкономической и геостратегической перспективе выглядит как ловушка. Потому что несмотря на то, что сегодня в мире уже нет прежнего гегемона, гаранта неких правил игры, понятных для всех, никуда не делись экономические интересы и интересы, связанные с переделом собственности. Логика двойных стандартов, логика обманной гибридной войны в этих обстоятельствах не ослабевает, а лишь усиливается. Мы в этом плане оказались на разрыве между Востоком и Западом, будучи гораздо менее мощной державой и в экономическом, и в демографическом плане, чем совокупный Запад и нарастающий Китай.

Оказавшись в этой ловушке, мы стоим перед драматичнейшими вопросами: не только военными, даже понимая войну как гибридную, но и чисто идеологическими, ценностными. Надо признать, что мы достаточно далеки как от Запада, так и от Китая, представляя собой самостоятельный мир, который в значительной степени растерял свою самость и очень долго не может её обратно собрать. Попытки подпитаться опытом с Запада или из Китая неудовлетворительны. Хотя если говорить о китайской модели, то в недрах нашего Изборского клуба есть весьма успешный опыт такого рода — в первую очередь опыт академика Глазьева. Глазьев строит доктрину «государства развития», опираясь на прорывные успехи азиатских держав в формировании нового мирохозяйственного уклада.

Эта доктрина полезна для современной России, потому что она показывает то магистральное русло, в котором движутся страны Юго-Восточной Азии (в первую очередь Китай и Индия). Многие черты того интегрального строя, который там формируется, для нас как минимум поучительны, а может быть даже в чём-то могут рассматриваться как образец. Притом правы те эксперты, которые говорят, что эта грядущая модель мирохозяйственного уклада, новая социальная парадигма XXI века отличается от предыдущих тем, что в каждой цивилизации она проявляется по-своему, и каждая цивилизация в рамках этого уклада находит свои уникальные ответы на основные вопросы, поставленные технологическим, инновационным и общественным развитием.

В этом смысле и Китай, и Запад в чём-то оказываются парадоксально близки друг другу, поскольку то, что сегодня происходит в социальном пространстве информационной революции, а именно: построение так называемого алгоритмического общества на Западе, эксизма, и то, что происходит в Китае — социальный рейтинг, система социального кредита, — оказывается пусть и не одинаковым, но в нескольких ключевых точках загадочным образом совпадающим и при этом противоположным русской ментальности, можно даже сказать, угрожающим для неё.

Каким мог бы быть русский ответ? Русским ответом должен быть новый меритократический строй, связанный с нашими представлениями о том, что такое подлинная элита, подлинная избранность, что такое творческий дух. Именно с опорой на понимание творческой иерархии могла бы быть построена русская система, альтернативная в данном случае и Западу, и Востоку.

Нужно провести огромную работу, чтобы наши социальные сети превратить в соцплатформы, в полноценные информационные экосистемы. Вокруг них может интегрироваться социальный уклад будущего. Многие черты «государства развития» весьма перспективны, и они совмещаются с основными свойствами современных социальных платформ, в которых принципы кооперации и рынка, плановой системы хозяйства и свободной инициативы парадоксально соединяются. Есть определённая рифма между теми укладами, которые формируются в Азии, и самим духом эпохи информационного общества. И здесь у России тоже могут быть свои конкурентные преимущества.

Для нас Китай является поучительным примером и того, как надо, и того, как не надо действовать. Например, в вопросах построения иерархии общества, опеки над каждым гражданином через искусственный интеллект мы не похожи на китайцев, так же и в вопросах экологического регулирования, обращения с окружающей средой. Но в других принципиальных моментах это для нас некий урок, который показывает, что могло бы произойти с Советским Союзом, если бы не предательство его верхушки.

Экзистенциальное преимущество сегодняшнего русского человека — он недоверчив, скептичен по отношению к любым типам элиты, и отечественным, и мировым. Его столько обманывали, так часто издевались над ним и меняли правила игры, чтобы ограбить и растлить его, что в нём выработался некий иммунитет против любой версии «великого обнуления», хоть европейской, хоть китайской. Тем более российской. И нашим функционерам не стоит делать оскорблённый вид, когда выясняется, что население не хочет «играть» с ними в их «игры», связанные с цифровизацией, увеличением прозрачности личной жизни, вакцинацией и т.п.

Между тем новый строй и на Западе, и на Востоке, эксплуатируя доверчивость людей и их потребность в государстве как опекуне, демонстрирует такие пугающие черты, как сбор подробнейших идентификационных данных о поведении человека, подавление его «скрытности», вторжение в пространство его свободного выбора («карты искренности», штрафы для нелояльных, ограничения для них, «чёрные списки», поощрение доносительства, порождение «роевых коллективов», направляемых искусственным интеллектом и т.д.).

Нам не нужна эта восточно-западная парадигма социального программирования, мы хотим остаться внутренне свободными людьми, «скрытными», может быть, — да, «скрытными», поскольку нашу доверчивость нещадно эксплуатируют.

Какова могла бы быть геостратегическая альтернатива этой растяжки по оси «Восток — Запад»? Специфика положения России такова — и это в самом основании геополитической науки было изложено ещё на заре её возникновения — что мы по природе своей оказываемся на перекрёстке, на соединении разных мировых силовых линий. Для нас всё более актуальной и востребованной становится ось «Север — Юг».

Это концепция Большой Евразии, куда входят не только страны СНГ, не только те союзы, которые уже активно формируются (Евразийский экономический союз, ОДКБ), но и гипотетический союз с такими странами, как Иран, Индия; в перспективе можно рассматривать и Турцию, и Японию, и страны Юго-Восточной Азии, и даже выходить за рамки Евразийского континента. Эта вторая ось гипотетически способна стать балансиром и уравновесить ось «Восток — Запад». Тогда Россия действительно превратится в ключевого оператора на пересечении осей. И именно здесь выход из многих тупиков и ловушек.

В каком-то смысле это стало бы разрубанием гордиева узла, виртуозным решением. В противном случае все союзы, которые мы строим, включая и ШОС, и ОДКБ, остаются в некотором роде слабыми, потому что многие государства-участники этих союзов: и те, которые в них уже вошли, и те, которые сейчас рассматриваются как кандидаты или наблюдатели, — всё время смотрят по сторонам. Кто-то может сместиться обратно в зону влияния Запада, кто-то — безоглядно выбрать Китай как своего покровителя, а кто-то — уйти в усиливающийся исламский мир, в новый халифат.

Все эти союзы могут обрести настоящую силу и полноту только при растущей, усиливающейся России как возрождающемся мировом полюсе. Потому ось «Север — Юг» и оказывается сегодня ключевой, решающей для мировых судеб. В этом смысле я сторонник аккуратного, очень бережного для нашей идентичности и для наших интересов наращивания отношений с Китаем. Безусловно, отношения с Китаем, особенно экономические, должны наращиваться и дальше, они у нас даже и теперь недооценены — из диспропорций в международных экономических связях мы ещё не вышли. Но параллельно с этим наращиванием, восстанавливающим нормальное и гармоничное равновесие, должно начаться выстраивание других опор для будущего России.

Илл. Алексей Беляев-Гинтовт

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Изборский клуб»
2
Cообщество
«Изборский клуб»
16
Комментарии Написать свой комментарий
8 ноября 2021 в 10:17

В целом и трактовка ситуации, и предложения о Большой Евразии вполне вписываются в большинство общепринятых цивилизационных теорий, даже Хантингтона. Но "барьерный переход" предполагает очень существенное переформатирование, вплоть до создания новыз объединений, не совпадающих с цивилизационными (как "новая историческая общность людей - советский народ", но уже относительно формирующихся новых реалий. Кто поживет - тот увидит.

8 ноября 2021 в 15:27

Доверчивость и недоверчивость, это нечто нерациональное, из области чувств, религиозной веры, детского недоумения и старческой деменции. Доверчивые верят слепо, недоверчивые – в полуслепую, за компанию, на всякий случай, как принято большинством. Когда обманут, то эти доверчивые обижаются по-детски, надувают губы, жалуются, уходят в себя, появляется разочарование, пофигизм, безразличие. Такое разочарование наступило у советского народа в отношении КПСС, а с ним и безразличие к её судьбе. Это и решило судьбу СССР и её народов. Доверчивость русских играет с ними злые шутки. На Западе люди рациональны, и религиозность их рациональна, используется ими для решения практических задач. Восток, это древняя территория торговых путей, торговых людей, рационалистов инстинктивных, природных. Естественно, судьба детей, доверчивых людей, зависит от того, кому они верят, от их родителей, вождей, руководителей, богов. Так как мистические боги, это персонажи сказочные, то надеяться приходится на родителей, вождей, руководителей – когда родители, вожди и руководители являются людьми достойными, то доверившиеся им доверчивые могут рассчитывать на достойную участь. Вывод очевиден, не стоит полагаться на чувства в зрелом возрасте, надо быть рациональными в отношениях с богами, вождями, руководителями, не очаровываться, чтобы не разочароваться, требовать от них достойной, честной деятельности на благо народа и страны. Ну а чувства, доверчивость в политике, в международных отношениях, это полное безумие – тут нужны рационализм, достоинство, способность точно оценивать партнёров и ситуацию в целом и принимать адекватные решения. Такими качествами, в наибольшей степени, обладают технократы. Власть в США и их западных сателлитах принадлежит плутократам, а в Китае технократам, под прикрытием коммунистической идеократии. Путин подтягивает во власть технократов, что позволяет надеяться на рационализм и достойное место России на международной арене в условиях стремления Запада уничтожить Россию, если народ не разочаруется и не уверует во что-нибудь чудесное.

9 ноября 2021 в 11:49

Надо не Запад-Васток, не Юх-Севир, а севиро-западо-юх-Вастоко-Западло-Юхх.

И ни Бальшую Ивр-Азию, а Аграменную.

9 ноября 2021 в 21:20

"Для нас Китай является поучительным примером и того, как надо, и того, как не надо действовать. Например, в вопросах построения иерархии общества, опеки над каждым гражданином через искусственный интеллект мы не похожи на китайцев, так же и в вопросах экологического регулирования, обращения с окружающей средой. Но в других принципиальных моментах это для нас некий урок, который показывает, что могло бы произойти с Советским Союзом, если бы не предательство его верхушки."....

При всем уважении к авторам "Завтра",это не более чем развлечение. Ну разве не так,люди добрые? И вы поймите правильно - никто вас не осуждает,не укоряет,ведь вы делаете что можете и что должны делать,честь вам и хвала!. Но почему вы умалчиваете о том,что абсолютно ничего не изменится в русскую сторону без некоего События,как это было всегда в Истории России? Вы боитесь,что вас обвинят в призыве к радикальным действиям? но страх - это нормально. Вы мастера слова - попробуйте разбавлять авторский текст ссылками на исторические документы,факты,намекайте. Или не намекайте. Но попробуйте понять(или поверить),что среди читателей есть люди,которые вас понимают, а значит поймут происходящее,будь оно произойдет и вы,яйцеголовые,о чем-то таком кому-то когда-то намекали).А до тех пор читатели так и будут видеть только развлечения. А авторы могут видеть развлечение на форуме. В ответ? Или авторские статьи в ответ на форум?)

9 ноября 2021 в 22:46

Вы предлагаете тест на чувствительность и интерактивность к участникам форума?

Статью я воспринял
- в духе Клёсова (R1a vs. R1b);
- в духе определения меры собственной обусловленности и безвыборности осознавания (адвайта).

1.0x