Авторский блог Екатерина Глушик 00:00 23 апреля 2015

Оружие диктатуры

"Большое видится на расстояньи" и пространственном, и временном. Иногда это большое ты бы увидел и не отодвинутым от тебя, но не пришлось, не случилось. Русскому читателю предстоит познакомиться с фундаментальным трудом русского учёного, считающегося первым в мире учёным-биофизиком, Сергеем Степановичем Чахотиным. Чья судьба — пример русского служения, патриотизма, стоицизма, пассионарности и интеллигентности. Этот труд написан давно, ещё в тридцатых годах прошлого века, когда в Европе набирал силу фашизм, вовлекая в воронку смерти и разрушения народные массы.

"Большое видится на расстояньи" и пространственном, и временном. Иногда это большое ты бы увидел и не отодвинутым от тебя, но не пришлось, не случилось. Русскому читателю предстоит познакомиться с фундаментальным трудом русского учёного, считающегося первым в мире учёным-биофизиком, Сергеем Степановичем Чахотиным. Чья судьба — пример русского служения, патриотизма, стоицизма, пассионарности и интеллигентности. Этот труд написан давно, ещё в тридцатых годах прошлого века, когда в Европе набирал силу фашизм, вовлекая в воронку смерти и разрушения народные массы.

Русский ученый-биофизик и общественный деятель Сергей Степанович Чахотин родился в Константинополе 13/26 сентября 1883 года в семье русского дипломата Степана Ивановича Чахотина. Завершив одесский Лицей с золотой медалью, поступил на медицинский факультет Московского университета. Как участник студенческого движения в январе 1902 года был выслан из России. Закончил Гейдельбергский университет в 1907 году по специальности "Физиология", работал в лаборатории Вильгельма Рентгена. В 1912 году получает докторскую степень. В том же году приглашен физиологом И.П.Павловым для работы в качестве ассистента в его петербургской лаборатории.

После Февральской революции создает комитет военно-технической помощи в поддержку Временного правительства. После прихода большевиков к власти перебирается на Дон и создает при Белой армии министерство пропаганды Осваг. В 1919 году эмигрирует в Югославию, преподает в университетах Белграда и Загреба. В 1921 году в Берлине участвует в создании с Устряловым, Лукьяновым, А.Толстым и другими движение "Смена Вех", публикуя статью "В Каноссу!", где призывает российскую эмигрантскую интеллигенцию к сотрудничеству с новой Россией.

В СССР публикуется его книга "НОТ — в науке и технике" (научная организация труда). В 1924 году принимает советское гражданство и в течение двух лет является сотрудником советского торгпредства в Берлине. В 1926 году возвращается к научной работе, сотрудничая с университетами Италии, Франции и Германии. В 1928 году получает премию за свои работы с возможностью выбора института для продолжения научных исследований. Выбирает Гейдельбергский институт им. Кайзера Вильгейльма, где проработал до 1933 года — до момента прихода к власти Гитлера.

С 1929 по 1932 годы ведет политическую борьбу против нацистской партии и создает при СД партии Германии левое её крыло — "Железный Фронт", являясь генеральным секретарем организации, ведет антигитлеровскую пропаганду научными методами, им же разработанными. После победы нацистов перебирается сначала в Данию, затем во Францию, продолжая антинацистскую деятельность, результатом которой является его фундаментальный труд "Психическое насилие над массами путем политической пропаганды", опубликованный во Франции в 1939 г. парижским издательством Галлимар, которое, опасаясь репрессий со стороны гестапо, уничтожило весь тираж перед вступлением немцев в столицу Франции. В ней на базе выявленных Павловым условных рефлексов дан научный анализ методов пропаганды, применяемых политиками. 22 июня 1941 года как советский гражданин арестован немцами в Париже и интернирован в концлагерь в Компьене, где пребывает в заключении год. В 1944 году с французскими учеными создает общественное движение SAL ("Ученые за освобождение"), которое перерастает в международное движение COFORCES ("Ученые и деятели культуры против опасности 3-й мировой войны"), являясь его душой и генеральным секретарем вплоть до 1949 года, когда созданное им и использовавшее его идеи и методы движение превратилось в Комитет борьбы за мир. В 1952 году в том же издательстве вышло значительно расширенное и дополненное издание книги Сергея Чахотина.

Будучи русским патриотом, С.Чахотин и в течение многих лет стремился возвратиться в Россию. По приглашению АН СССР в 1958 году он вернулся на родину вместе с младшим сыном Петром (1943 г.р.) Сначала работает в Ленинграде при Институте цитологии, а в 1960 году переезжает в Москву, продолжает исследования в своей лаборатории "УФ-Микропучка" при Институте биофизики АН СССР.

Умер Сергей Чахотин 23 декабря 1973 года в возрасте 90 лет в Москве.

И сегодня, когда в связи с событиями на Украине все чаще идет речь о дезинформации, психологическом воздействии на широкие круги населения, информационной войне, особенно актуальна его книга "Le viol des foules par la propagande politique" ("Насилие над массами путем политической пропаганды"). В ней на базе условных рефлексов и кондиционирования психического восприятия людей анализируются методы пропаганды, захват власти нацистами в Германии и фашистами в Италии путем применения в отношении масс психологического насилия. Ученый-биолог, Чахотин излагает в книге личный опыт пропагандистской общественной борьбы в рядах немецкой СД-партии против Гитлера в начале 30-х годов в Германии. Первоначальная, весьма сокращенная, публикация книги под названием "Dreipfeil gegen Hakenkreuz" ("Три стрелы против свастики") появилась на немецком языке в Копенгагене в 1933 году и тут же возглавила список запрещенных в Германии книг, подлежащих уничтожению.

"Насилие над массами" была настольной книгой генерала де Голля, изучалась в военных академиях Франции и других стран. Книга переиздавалась в США, Великобритании, в Италии, в Бразилии, в Дании. Россия — единственная страна, где труд Чахотина до сих пор не был опубликован.. Издание книги позволит российским руководителям, да и простым гражданам, лучше понимать механизмы манипуляции общественным мнением как в политической сфере, так и в других областях, в частности в СМИ, поможет лучшим образом найти средства противодействия. Кроме того, книга поможет лучше разбираться в событиях и правильнее реагировать на них, не чувствовать себя потерянными, избегать попадания под влияние сил, в том числе и зарубежных, приведших к трагическим событиям на Украине.

Чахотин на основе научных данных выявил, что лишь 10-15% из лиц, подвергающихся умелой продолжительной пропаганде, могут устоять ее воздействию. Остальные же, и в первую очередь молодежь, рано или поздно попадают под ее воздействие. После чего их можно использовать для совершения любых насилий и преступлений.

Чтобы понять, насколько важна и содержательна книга, стоит привести отрывки из ее введения и содержание первых четырех из десяти глав.

"Введение. Поражение демократических обществ. — Цели человеческой культуры. — Опасность ее разрушения. — Пути ее спасения. — Революционный тезис".

"Для легитимизации своих последних успехов диктаторы утверждают, что они были достигнуты мирным путем, или, во всяком случае, без применения физического насилия. В действительности это не так. Отсутствие военных действий вовсе не исключает того, что имеет место не менее явное насилие, а именно — психическое насилие.

Угрозы в речах Гитлера, ассоциированные с представлением оружия убийства — мобилизация Германии — и есть точная формула акта психического насилия, которое недавно, в сентябре 1938 года, было совершено в отношении Европы и приведшее к капитуляции в Мюнхене старых европейских демократий.

"Мы создали такое оружие, которое в мире еще никто никогда не видел — об этом теперь я могу сказать открыто", "За истекшие пять лет я провел эффективное вооружение. Я истратил миллиардные суммы и снабдил наше войско самым современным оружием", "Мы имеем самые лучшие самолеты, у нас самые лучшие танки…" Эти фразы взяты из речи канцлера Гитлера, произнесенной им 27 сентября в Берлинском дворце спорта. С нею он обратился ко всему миру, слушающему это его выступление.

"Я повелел воздвигнуть гигантский крепостной вал, противостоящий французской линии Мажино", — сообщает он среди одобрительных выкриков нацистской толпы, собравшейся в Нюрнберге.

"Германские вооруженные силы…", "германский меч…", и т.д. — вот то, что при каждом случае нам приходится слышать от нынешнего хозяина Германии.

"Кинжал — наш лучший товарищ, — заявляет Муссолини; карабин и под ним книга — таков символ, который он предлагает итальянской университетской молодежи.

"Что вы хотите, сливочное масло или пушки?" — спрашивает он у наэлектризованной, возбужденной толпы, которая, обезумевшая, орет в ответ — "пушки!"

"Мир", "мира", "с миром…" — вот припев, что мы слышим в ответ на слова диктаторов, произносимые при всех случаях, при любых ситуациях в лагере, который противостоит европейским демократиям.

Кто не желает мира? Кто настолько безумен или мерзок, чтобы взвывать к наиболее пагубной из всех бед человеческих? Одно дело, однако, ужасаться от войны, а совсем другое считать, что ее можно предотвратить только словами, заклинаниями или мольбами. Последнее скорее напоминает то, как в средневековье люди боролись с пожарами, эпидемиями чумы и с засухой, совершая процессии со святыми образами!

Это очевидное психологическое противоречие образует глубочайший ров между обеими группами человеческого сообщества. Невольно задаешься вопросом: а долго ли так будет продолжаться? И приходит мысль: а не может ли разногласие неизбежно привести к конечной катастрофе, в которой Человечество погибнет. Находясь на краю пропасти, необходимо задастся вопросом: куда мы идем? Отчего Человечество фатально стремится к самоубийству? И почему оно неспособно управлять своей судьбой, именно теперь, когда то, что породило человеческий разум — Наука и ее результаты (т.е. технический прогресс и достижения культуры) — поднялись на высочайшие вершины.

Что есть человеческая культура? Не является ли она признаком эволюции Человека в сторону его эмансипации, его освобождения перед материальными угрозами, его движение к такому состоянию, в котором все возвышенные ростки, произрастающие в нем, находят возможность своего развития: искусство, наука, социальная идея, философская мысль? Погоня за достижением Свободы — таков смысл человеческой культуры. Невель Чемберлен в своей драматической речи в Палате общин от 26 сентября (1938 г.) в момент прозрения прекрасно сформулировал следующую мысль: "если я буду убежден, что некая нация, стремящаяся к доминированию Мира, угрожает ему своей силой, то я считаю, что нет иного пути, как сопротивляться этому. Ибо при таком насилии жизнь народов, верящих в идеалы свободы, теряет всякий смысл".

Материальные блага, которые культура предоставляет человеку, не могут исчерпать всех его желаний: как только он ими овладевает, он тотчас же стремится к приобретению ценностей более высокого ранга — к осуществлению своих духовных потребностей и чаяний, которые нельзя достичь, если нет свободы. Более того, сегодня человек стремится к завоеванию свободы, даже если еще не владеет материальными благами — и в этом есть нечто восхитительное; зачастую даже, будучи в состоянии полного отчаяния, наперекор всему он убежден в том, что только свобода даст ему реальное средство, чтобы добиться тех благ, которых он лишен.

Человеческая культура и свобода составляют единое целое.

Но вот появляется бурное течение, набирающее все большую силу и разрушающее то немногое от свободы, которая есть в мире. Это поток идей есть явная ложь, так как они противоречат биологическим законами эволюции. Данные идеи утверждают, будто есть фундаментальное различие между человеческими расами; что естественный отбор приводит к возникновению чистых рас, что эти расы существуют на самом деле и что они имеют право лишать другие расы этой свободы. Да еще: что некто может и должен властвовать над другими и что он может располагать правом жизни и смерти себе подобных.

Данные теории являются отголосками более низкого, давно ушедшего в прошлое этапа развития человечества. Они представляют собой замаскированный откат назад, в эпоху, которую пытаются возродить в пользу нескольких эгоистически настроенных узурпаторов — безнадежная попытка направить вспять ход истории. Безнадежная она, поскольку находится в явном противоречии со всем тем, что составляет суть нашего прогресса, — наука, технические достижения, социальная идея.

Однако, если в силу случайных обстоятельств данная неправомерная тенденция восторжествует над естественной и здоровой эволюцией, если не бороться с ней и не подавить ее, как это практикуется в случае инфекционных заболеваний, то мы повиснем над пропастью, и тогда перед человечеством встанет ужасный призрак угрозы всеобщего разрушения.

Но так же, как в случае, когда болезнь проникает в организм, последний сопротивляется, борется и стремится избежать опасности, народы, охваченные тревогой, начинают чувствовать приближение угрозы, волнуются и направляют лучших своих сыновей искать пути к спасению. И вот именно тогда встает революционный тезис. Революция, истинно народная революция, есть реакция, призванная спасти народ. Под термином "истинной революции" следует понимать то, что путч, даже если он удался, еще не является революцией. Поэтому так называемая фашистская "революция", как и гитлеровская, предводителями которых, соответственно, были Муссолини и Гитлер, нельзя сравнивать с великой Французской революцией или с Русской революцией. Ясно, что Робеспьер и Ленин сыграли важную роль, но сама революция их вела спонтанно вместе с человеческим потоком, без предварительной подготовки и расчетов, характерных для фашистского и национал-социалистического движений. Контрреволюции, напротив, всегда являются движениями, подготовленными личностями. Поэтому фашизм и гитлеризм логичнее всего считать контрреволюционными движениями. Грядущая, настоящая революция надвигается, она бурлит уже в глубинных слоях всех народов и ощущается их волнение. Этот коллективный рефлекс действует против попытки навязывания человечеству движение, противное его естественному развитию, которое выражается сочетанием материального прогресса и жажды свободы.

Как же, однако, себя проявит надвигающаяся революция? В этом суть вопроса. Традиционным ли взрывом, сметающим все, что стоит на ее пути и вихрем, уносящим достижения, которые человеческий прогресс в ускоренном ритме накапливал в последнее время? Или должны и можем ли мы канализировать этот бурный поток, проводив его в тихую гавань, без особых потрясений и без разрушения созданных жизненно важных структур, без кровопролития и ужаса "современной" войны — кошмар нашей эпохи, как следствие последних завоеваний технического прогресса.

Итак, существует возможность "сухой" революции. Она столь же реальная, как те, что с далеких времен и до наших дней происходили при помощи оружия, несущего смерть. Возможность такого пути нам указывает современный научный прогресс, с одной стороны, а с другой — практический анализ асоциальных движений нашего времени, какими являются фашизм и гитлеризм. Так впредь мы и будем обозначать последнее движение, не называя его национал-социалистическим — термин, который в себе содержит логическое противоречие. К тому же, сам Гитлер всегда и всюду напоминает о том, что движение его было создано им и только им самим, и что он является его "Trimmer’ом", т.е. пророком и избранником германского бога.

Правда, оружие, используемое Гитлером в своей борьбе за власть в Германии, а также за гегемонию в Европе, нисколько не является продуктом его размышлений, ни также наличия у него научных знаний биологических основ человеческой деятельности. Наоборот, сей маляр не был обременен библиотечными познаниями в областях социологии, политической экономии, права, противоречивых перекрестных догм, состоящих не столько из фактов, сколько из теорий. Нет, скорее всего, будучи наивным субъектом, человеком нового типа, он имеет лишь бойкую интуицию, примитивный и бессовестный здравый смысл. Таков секрет его успеха над всеми дипломированными государственными деятелями в его стране и во всей Европе.

Что это, однако, за чудо-оружие, за некий "философский камень" данного политического алхимика нашего времени? Не зная механизма сего оружия и не имея понятия о нем, он его использует и побеждает. Почему? Оттого, что он единственный, кто им пользуется, являясь его монополистом. Это его привилегия. Его противники не зреют это оружие. А если и видят, то им брезгуют и умышленно отказываются от него, будучи традиционными интеллектуалами, закостеневшими в рамках своей устаревшей эрудиции.

Посредством своей губительной пропаганды фашизм насилует психику народных масс. Что следует предпринять, чтобы преградить ему путь?

Первое условие состоит в том, чтобы разобраться в механизмах, которые лежат в основе действий фашизма. Теории моего великого учителя, академика Ивана Павлова дают ответ на данный вопрос.

Поняв это, следует действовать. Социализм, вера в предназначение человека, устремление, основанное на данных современной науки, являются вторым условием к действию. Герберт Уэллс, через свои предвидения, дает ключ к пониманию этого.

Настоящий труд призван способствовать соединению этих двух фундаментальных аспектов современной мысли, имеющих цельью построение на строго научной основе программы политических действий".

Оглавление.

Глава Первая. Психология — точная наука. Наука о Человеке. — Система наук. — Место Психологии в этой системе. — Бихевиоризм (или Наука о поведении человека). — И.П. Павлов и теория условных рефлексов. — Подавление (торможение). — Иррадиация. — Локализации головного мозга. — Сон. — Внушение. — Рефлекс цели. — Рефлекс свободы.

Глава Вторая. Социальная психология. Политическая деятельность. — Психология толпы. — Массы и толпы. — Система инстинктов. — Система человеческих видов деятельности. — Пороки. — Сублимативные состояния.

Глава Третья. Инстинкт №1. Борьба. — Телесное насилие. — Боль. — Угроза. — Миметизм устрашения. — Боязнь. — Чувство паники. — Боевые маски. — Военная форма. — Гусинный шаг. — Дисциплина. — Военная музыка. — Состояния экстаза. — Энтузиазм. — Храбрость.

Глава Четвертая. Символизм и пропаганда. Характерный символизм нашей эпохи. — "Gleichschaltung" (конформизм или как заставить людей подчиняться). — Политические символы. — Фашистский символ фасции. — Свастика. — Три стрелы. — Графические символы. — Символы приветствия. — Звуковые символы. — Мифы. — Ритуалы. — Религиозный культ. — Журнализм. — Политическая пропаганда и ее принципы.

Заключение. Пробуждение. — Условия спасения человечества. — Конструктивные рефлексы. — Антагонизм между культурой и биологически здоровой жизнью.

Книга выйдет в России в 2016 году.

Материал подготовила Екатерина Глушик

1.0x