Авторский блог Лариса Генералова 21:38 18 октября 2017

Там, где делают винтовки

как живёт оружейный завод

Никогда бы не подумала, что за непримечательными металлическими воротами практически в центре Москвы находится оружейный завод. Слово "завод" рисует в моей голове картинку огромного кирпичного здания, обрамлённого высоченными трубами, из которых валит крупный тяжёлый серый дым. Вместо этого меня встречают металлические ворота, которые не спеша открывает охранник, за ним невысокое белое здание с полукруглым стеклянным фасадом. Когда заходишь в здание, тебя встречает ярко освещённый холл: подсветка есть на потолке и даже на полу. Массив дерева создает арку-вход в оружейный салон, который издали более напоминает элитный магазин дорогих часов. Схожесть эта наверняка не случайна: и оружие, и часы, как и обувь, — визитная карточка состоятельных мужчин.

Кабинет директора — стеклянная коробка над остальными кабинетами: не только директору видно всех, но и всем видно директора. В голову приходит словосочетание "кристальная честность". Нас встречает мужчина средних лет: цепкий, волевой взгляд серых глаз, застёгнутая на все пуговки рубашка, начищенные ботинки — во всём облике чувствуется статус человека. Мы познакомились. Жуковский Виктор Михайлович — за плечами большой опыт работы на флагмане оружейного производства "Ижмаше", на ORSISe он работает с декабря 2016 года.

Пригубив чай из фарфоровых чашек, мы начали беседу.

Несколько энтузиастов-учредителей объединили свои капиталы и усилия, чтобы создать в России новое и современное производство, и для этого они получили доступ к самым современным технологиям. ORSIS — это уже бренд, знакомый не только в России, но и за рубежом.

Чувствуется искренняя заинтересованность и соучастие в том, как Виктор Михайлович любовно говорит "мы" о себе и всём предприятии в целом. Глубокое понимание проблем и перспектив связано с опытом директора — управлением холдингами.

"Перспектива у предприятия есть, хотя переживаем мы нелучшие времена. Продукция предприятия востребована, наверное, не в тех больших объёмах, в которых можно рассчитывать, поскольку высокоточное оружие нужно ограниченному количеству людей, но я надеюсь, что будущее за нами. Поскольку те разработки, которые мы ведём, выходят за рамки высокоточного оружия, и мы уже на рынок идём с полуавтоматом, который востребован и в вой­сках, и на гражданском рынке", — говорит управляющий с гордостью, которая передаётся и мне.

И вот началась экскурсия по заводу. Он начинается прямо за красивой резной дверью оружейного салона: ствольный цех. Там нас встречает менеджер по продажам Дмитрий Валерьевич Свиридов и проводит экскурсию. ORSIS самостоятельно делает стволы для своих винтовок, закупает только сталь. Пространство ствольного цеха удивляет какой-то медицинской чистотой и тишиной, хотя глаза сразу выхватывают движущиеся детали станков. Все рабочие в специальной экипировке.

Цех наполнен уникальным оборудованием — как зарубежного производства, так и разработанным инженерами конструкторского бюро компании с использованием импортных комплектующих и с привлечением иностранных специалистов. В данном цехе проходит создание ствола с нуля, включая глубокое сверление, развёртку канала ствола, профилирование, резьбу и производство патронников. Но больше всего меня впечатляет строгание шпалером — самый старый и весьма долгий, но наиболее совершенный из имеющихся способов изготовления нарезов. Специальный резец за каждый проход через канал ствола снимает всего лишь около микрона металла, станки для такого резания управляются компьютером. Специалисты ГК "Промтехнологии" смогли создать принципиально новую технологию на базе классических английских станков. Точность и надёжность данного метода просто поражает, в заготовке не создаётся никакого напряжения и вибрации. Мы увидели знаменитую орсисовскую монету: на станке стоит ребром десятирублевая монета, и если вдруг она падает, производство останавливается и проблема устраняется. Есть некое очарование в движении роликов с неподвижной монетой на них, в микроскопических металлических стружках, которые падают в лоток, и в янтарном масле, безостановочно обильно поливающем шпалер. На выходе из цеха моё внимание привлекает растянутый баннер на стене: "Ведь, если звезды зажигают, — значит, это кому-нибудь нужно. В.В Маяковский". И отчего-то в этом большом и шумном цехе, среди этих огромных металлических машин, среди людей, которые любят своё дело и мечтают о большем, строчки из стихотворения великого поэта выглядят очень гармонично и вдохновляюще.

Сразу на выходе из цеха находится кабинет инструментального контроля качества изготавливаемых изделий — даже более того, после каждой технологической операции осуществляется такой контроль. И не удивительно, что у изделий компании ORSIS практически не бывает брака, они отлавливают проблемы в зародыше и своевременно устраняют недостатки.

"Брак бывает исправимый и не исправимый. У нас бывает брак, но только исправимый", — с гордостью объясняет женщина-контролёр. Вообще в кабинете контроля качества одни только женщины. Чтобы исключить влияние внешних факторов на результат проверки в кабинетах поддерживаются постоянная влажность и температура.

Затем мы идём в цех затворных групп. Здесь также чисто, аккуратно, но уже гораздо тише. И станки больше по габаритам и более закрытые.

Детали ударно-спускового механизма производятся на электроэрозионном станке с программно-числовым управлением, сразу комплектами. Вообще все станки управляются компьютером, что позволяет поддерживать высокое качество продукции и достаточно высокую производительность предприятия. И, конечно, у этого цеха тоже есть свой контроль изготавливаемых деталей. Мы подходим к столу, где мастер цеха и контрольный мастер Надежда Попова встречает нас широкой улыбкой. Оружейный завод оружейным заводом, а на руках Надежды Васильевны — аккуратный ярко-красный маникюр, и я невольно улыбаюсь.

— Тяжело, наверно, среди мужчин работать?

— Как может быть тяжело мужчинами командовать? — заговорщически улыбается мне мастер цеха. — Это же мужчины! Дисциплина у них в крови!

Глаза выхватывают причудливые стальные цветы из курков и ещё каких-то деталей на столе перед Надеждой. Никогда бы не подумала, что на оружейном заводе есть место для творчества.

Далее мы отправляемся в деревообрабатывающий цех. Дверь открывается, и на тебя волной обрушиваются запахи дерева, морилки, олифы, краски и лака. Даже слегка кружится голова. Ложа проходит два цикла: станочный и ручной. На станках придаётся основная форма, и далее ложа передаётся в руки сотруднику. В своей работе цех использует только орех или ламинат. Ламинат тяжелее, но специально разработан для винтовок, чтобы правильно распределялась нагрузка. На выходе из цеха стоит открытый шкаф с бракованными ложами. Из бракованных изделий делают сувенирную продукцию. Тут же образец — стол с ножками-ложами.

Технологическую цепочку цехов завершает сборочный цех. Заходишь в этот цех и будто попадаешь в армейский боевик. Чёрные коробки одна на другой стоят укомплектованные и готовые к отправке. После каждой сборки идёт отстрел, к каждой винтовке есть паспорт. По точности оружие ORSIS значительно превосходит показатели распространённых снайперских винтовок. "Промтехнологии" гарантируют, что все винтовки обладают кучностью не более 0,5 МОА. Такими показателями могли похвастаться до недавнего времени только лучшие зарубежные образцы. По секрету нам даже показали новые разработки завода, о которых скоро узнают все. На них возлагаются большие надежды. "Совершенно новая винтовка, в которой мы попытались воплотить всё то новое, что было. Думаю, за этим оружием — будущее", — делится директор завода. На выходе из цеха снова висит баннер: "Безделье, простои, болтовня, отлучки с рабочего места без разрешения наказываются лишением работы и отменой вычета из сроков". Правила внутреннего распорядка тюрьмы Алькатрас. И ведь действительно, здесь те немногие люди, которые будут только рады, если объём работы увеличится.

После осмотра завода мы снова вернулись в кабинет директора. В заключительной беседе Виктор Михайлович рассказал о проблемах завода и перспективах. Главная цель — занять своё место на рынке, стать более востребованными и узнаваемыми, получить госзаказы. В приоритете не стоит изобретение большого количества разнообразных изделий. Главное, что это будет точное, надёжное и востребованное оружие.

— Я горжусь тем, что наш бренд узнаваем. Наши возможности широченные, — в тоне и голосе ощущается приближение кардинальных перемен. — Приходите, постреляете у нас в тире. — Виктор Михайлович замечает моё замешательство на лице. — А как вы вообще к оружию относитесь?

— Уважаю.

Выхожу из здания, где располагается завод, и понимаю, что, несмотря ни на какие трудности, у ORSISa впереди большое будущее. С такой любовью к своему делу, с таким компетентным подходом, тщательностью и высочайшим качеством изделий скоро ORSIS станет именем нарицательным — надёжности и верности выбора.

двойной клик - редактировать галерею

1.0x