В начале декабря в Санкт-Петербурге состоялся VII Международный форум "Арктика: настоящее в будущее", в котором приняли участие свыше полутора тысяч российских и зарубежных специалистов, сотрудников государственных учреждений, бизнесменов, учёных, занимающихся арктической проблематикой. Наш корреспондент встретился с одним из организаторов этого форума, специальным представителем президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде, президентом Ассоциации полярников Артуром Чилингаровым.
"ЗАВТРА". Артур Николаевич, ваш форум — лишь одно из крупных мероприятий на арктическую тему, проведенных в нынешнем году: как в нашей стране, так и за рубежом. Чем объясняется такой рост интереса к Крайнему Северу и к Арктической зоне России?
Артур ЧИЛИНГАРОВ. Причин тому несколько. Помимо огромных природных богатств Арктической зоны, здесь проходят весьма перспективные морские и авиационные трассы. Они сокращают, а значит и удешевляют доставку торговых грузов и пассажиров не только между различными странами, но и разными континентами. Интерес к исследованию и освоению Арктики возрастает также из-за наметившегося потепления климата и связанного с ним частичного таяния арктических льдов, что, естественно, облегчает условия экономического освоения арктических территорий. Учащаются и попытки Запада — прежде всего, по линии НАТО — "застолбить" своё военное присутствие в Арктике, что, естественно, вызывает ответные меры по обеспечению безопасности нашей страны. Короче говоря, Арктическая зона приобретает сегодня глобальное значение. Кстати, в форуме принимали участие представители Китая, Сингапура, других стран, отдалённых от Северного полярного круга на многие тысячи километров.
"ЗАВТРА". Руководители НАТО и многие западные СМИ утверждают, что Россия первой встала на путь милитаризации Арктики, и что наращивание военной активности этого блока в данном регионе вызвано возросшей угрозой безопасности Северу Европы. Ссылаются на создание российских военных баз в этом регионе, в частности — военных объектов на Новосибирских островах.
Артур ЧИЛИНГАРОВ. Тут всё перевернуто с ног на голову. Никакой "милитаризации" арктического региона Россия не предпринимает. Речь идёт об обеспечении безопасности арктических рубежей страны, которая была серьёзно подорвана в 90-е годы. Именно тогда здесь образовались огромные незащищенные бреши, которые сейчас закрываются. То есть, мы восстанавливаем — разумеется, на новой технологической основе — то, что было разрушено, не более того. При этом, кстати, решаются две сопутствующие задачи. Первая. По инициативе президента России начата генеральная уборка Арктики, то есть, очистка ее территории от мусора и отходов, образовавшихся в течение многих десятилетий хозяйственной деятельности. Уже полностью очищены ряд островов и территорий архипелагов Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена, острова Врангеля и других. Как полярный исследователь добавлю, что в сотрудничестве с другими северными странами, международными организациями наши учёные, специалисты и предприниматели сейчас работают над сохранением уникальной экосистемы арктической зоны и предотвращением угрозы вымирания животного мира. На форуме об этом говорилось довольно много, были приняты и соответствующие рекомендации. И второе, крайне важное направление. Параллельно восстановлению военных объектов идёт и создание инфраструктуры, необходимой для чисто хозяйственной деятельности. На армейских площадках в Арктике трудятся тысячи строителей, работает более 200 единиц техники. Если взять те же Новосибирские острова, то там наряду с военными объектами восстанавливается и морской порт. И нет ни малейших оснований обвинять Россию в создании каких-то угроз другим арктическим странам. Ведь это — исконно русская земля, расположенная на стыке моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Она богата полезными ископаемыми, и в скором будущем вопрос будет поставлен уже о её хозяйственном освоении.
"ЗАВТРА". Вашингтон, похоже, в своем амплуа: приписывать другим свои собственные агрессивные намерения и обличать их за это. В Норвегии уже фактически функционирует военно-морская база НАТО — как дополнение к уже созданной американцами "втихую" в конце 2000-х гг. эффективной системе ПРО морского базирования в арктической зоне и к дислоцированным на Аляске трём базам американских сухопутных войск. И трём базам ВВС, не считая объектов береговой охраны. При этом, в соответствии с так называемым "Арктическим планом действий ВМС", военно-морское министерство США выступает с заявлениями, что этих сил недостаточно и что их надо увеличивать. Тут всё, учитывая раздуваемую глобальную русофобскую истерию, объяснимо и понятно. Однако на вашем форуме, насколько мне известно, ни один из зарубежных участников не выражал обеспокоенности по поводу "российской милитаризации" Арктики.
Артур ЧИЛИНГАРОВ. На форуме шёл разговор о реальных, а не надуманных проблемах. И вели его исследователи и специалисты, хорошо знакомые с действительной ситуацией в регионе. У нас в Арктике налажено достаточно эффективное сотрудничество с другими странами, на которое, кстати, не очень-то повлияли западные санкции. В рамках Арктического совета, куда входят все северные страны, подписаны и реализуются многие важные для нас соглашения. Например, соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. Или соглашение о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике от 2013 года. Всего в рамках Арктического совета Россия принимает участие в 80 проектах. Но это всего лишь начало. Когда поднимется вопрос о крупномасштабном освоении природных богатств арктической зоны и круглогодичном использовании Северного морского пути, это сотрудничество перейдёт на качественно новую ступень. Хотелось бы, чтобы первым, прорывным шагом к такому освоению стал запуск проекта Сабетта на полуострове Ямал, в котором участвуют как французская, так и китайская компании. Первые два танкера: "Кристоф де Маржери" и "Борис Вилькицкий", — со сжиженным природным газом уже вышли из порта и направились к потребителям. Загрузку танкеров запустил 8 декабря президент России Владимир Путин. После выхода проекта на полную мощность здесь будет производиться до 16,5 млн. тонн сжиженного природного газа в год. Это весьма впечатляющие объёмы.
"ЗАВТРА". У меня сразу два вопроса. Первый из них: почему эти два танкера, как уже сообщалось, направились в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — ведь Европа намного ближе? И второй: почему вы называете данный проект первым реальным шагом в освоении арктической зоны? Ведь о таком освоении говорится уже давно — выходит, каких-то кардинальных сдвигов до сих пор не происходило?
Артур ЧИЛИНГАРОВ. Что касается сжиженного газа, то пока Европа серьёзного интереса к нему не проявляет. Возможно, тут сказываются как санкции, так и прямое давление Вашингтона, который намерен экспортировать в европейские страны свой сжиженный сланцевый газ. Но рынки для сбыта нашего газа всё равно найдутся, потребность в нём большая. На церемонии загрузки танкеров присутствовал и министр Саудовской Аравии, который прямо заявил о заинтересованности в российском сжиженном газе. Ну, а по поводу вашего второго вопроса отвечу прямо: действительно, кардинальных сдвигов в хозяйственном освоении арктической зоны пока не произошло, На форуме были обнародованы цифры, касающиеся численности российского населения на Крайнем Севере и в Арктике. За 15 лет она сократилась на 270 тысяч — достаточно много для данных регионов. Тем более, что в течение всего этого периода принимались правительственные решения по стабилизации там социальной обстановки и прекращения оттока населения. Иногда, правда, из тех же правительственных кругов приходится слышать, что это-де нормальный процесс, поскольку в российской Арктике, как и в развитых странах Северной Европы меняются миграционные потоки, идёт переход на вахтовые методы работы. Однако в арктической зоне этих зарубежных стран за этот же период численность населения возросла на 230 тысяч.
"ЗАВТРА". В чём же причины невыполнения намеченных социальных программ?
Артур ЧИЛИНГАРОВ. Причин много, но, как депутат Государственной думы, начну с законодательного обеспечения развития арктических территорий. Пока оно совершенно недостаточно. Сравним Дальний Восток и собственно Арктическую зону. На форуме приводились следующие цифры. Если по Дальнему Востоку за последние четыре года было принято 22 федеральных законодательных акта, то по Арктической зоне — ни одного. Последний законопроект, "Об Арктической зоне РФ", рассматривался Госдумой в октябре 2000 года и был отклонен. Очередной проект этого закона, внесенный правительством в июле 2016 года, в конечном счёте, был отозван Министерством экономического развития и торговли. А без законодательного регулирования привлечения инвестиций и улучшения социальной ситуации в северных регионах трудно рассчитывать на какие-то серьёзные сдвиги к лучшему. Но это — лишь одна сторона проблемы. Другая — острая нехватка средств на обеспечение нормальной жизнедеятельности и особенно — на развитие арктических регионов. На форуме было представлено немало интересных и перспективных проектов, направленных на ускорение такого развития. Но все они, естественно, требуют немалых затрат. В ходе обсуждения звучали и конкретные предложения по привлечению в арктические регионы дополнительных инвестиций. Например, создание специального льготно-преференциального режима для таких капиталовложений. Ряд представителей арктических регионов предлагали оставлять в них для целей развития налог на прибыль, который сейчас почти целиком поступает в федеральный бюджет. Высказывались и пожелания оплачивать из муниципальных бюджетов работникам, занятым в сфере малого и среднего бизнеса на Крайнем Севере, расходы на поездку к месту отдыха и обратно в ходе ежегодного отпуска. Все эти предложения будут тщательно изучаться и прорабатываться представителями российских министерств и ведомств — а их около 40, — которые в той или иной мере занимаются проблемами северных территорий. Немалые резервы скрыты и в изменении подходов к их развитию, а также в совершенствовании системы управления, эффективность которой сейчас, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
"ЗАВТРА". Нельзя ли рассказать об этих направлениях, учитывая их ключевое значение, более подробно?
Артур ЧИЛИНГАРОВ. Начну с концепции создания в арктическом регионе так называемых опорных зон, которая сейчас дорабатывается в российском правительстве и в ближайшее время, видимо, будет оформлена в виде федерального законопроекта. Её суть — формирование вокруг крупного и высокоприбыльного производственного проекта — скажем, того же Сабетта — целого комплекса взаимосвязанных производств, с соответствующей инфраструктурой и социальной сферой. Такие зоны должны создаваться только вокруг так называемых якорных проектов стоимостью не менее 100 миллиардов рублей, что обеспечивает концентрацию сил и средств на самых перспективных направлениях, предотвращая их "растекание" на второстепенные и мало что дающие. Резон в этом, конечно же, имеется — сейчас значительная часть средств, идущих на освоение арктических территорий, не приносит должной отдачи, а то и просто расходуется впустую. Но, с другой стороны, — и об этом довольно убедительно говорили на форуме представители ряда северных регионов, — многие, даже вполне перспективные, проекты по своей стоимости не дотягивают до установленной чрезмерно крупной суммы, при этом "отсекаются" и инвесторы, которые готовы вложить средства и на другие, "неякорные" проекты. Не проработан также вопрос о том, что делать с социальной сферой, не относящейся к "якорным" проектам. Здесь нельзя впадать в крайность и следует искать наиболее оптимальные варианты, учитывающие разные аспекты возникающих проблем и, не в последнюю очередь, интересы проживающих в арктических регионах людей. Такая работа сейчас ведётся.
"ЗАВТРА". Планируются ли какие-то изменения в системе управления развитием арктических территорий?
Артур ЧИЛИНГАРОВ. На форуме этот вопрос осветил вице-премьер правительства РФ, руководитель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин. Он сообщил, что прорабатывались различные варианты оптимальной системы управления. В конечном счёте, было решено передать основные функции "Росатому", эффективно работающей государственной структуре, хорошо зарекомендовавшей себя, в том числе — и на Крайнем Севере. Принята во внимание не только важная роль здесь атомного ледокольного флота, но и нацеленность "Росатома" на внедрение самых современных технологий как в сфере транспорта, так и на других направлениях, что приобретает особое значение в суровых и труднодоступных регионах Арктической зоны. На моей памяти, однако, было немало перестроек и реорганизаций системы управления, и не всегда это приводило к её улучшению. Однако искать наиболее приемлемый вариант необходимо. Всё будет зависеть от того, в какой мере станет учитываться опыт, знания и мнение тех управленцев, специалистов и исследователей, которые хорошо знают особенности и специфику арктических территорий, чего, к сожалению, часто не было в прошлом.
"ЗАВТРА". Важное место на форуме, судя по его программе, занимала и проблема эффективности использования Северного морского пути.
Артур ЧИЛИНГАРОВ. Да, эта проблема приобретает сейчас особую остроту и актуальность. Главное направление здесь — обеспечение круглогодичного использования Северного морского пути, что сулит самые многообещающие коммерческие перспективы. Это ведь самый короткий морской маршрут из Европы в Азию. Традиционный путь доставки подобных грузов через Суэцкий канал составляет более 12 тысяч миль против 7 тысяч по Северному морскому пути. Экономия колоссальная. По компетентным оценкам, доходы от круглогодичной эксплуатации СМП были бы на уровне или даже выше того, что получает сегодня наша страна от экспорта нефти и газа. Однако обеспечить круглогодичные перевозки не так-то просто, предстоит выполнить большой объём работы: как исследовательской, так и по экономическому обустройству всего маршрута Севморпути. В советский период система его обеспечения включала в себя полярные города и посёлки по всему арктическому побережью, мощный ледокольный флот, полярную авиацию и развитую транспортную инфраструктуру: портовые сооружения, причалы, аэродромы, метеорологические станции и другие объекты. Надо многое взять из той системы, но сделать её более рациональной и современной, учитывая нынешние рыночные реалии. И оно того стоит. Все расчеты, все оценки подтверждают: хозяйственное освоение северных и арктических регионов принесёт огромную выгоду, существенно ускорив экономическое и социальное развитие нашей страны.
Пример порта Сабетта — наглядное свидетельство того, что движение в правильном направлении началось. Идёт развитие и обновление ледокольного флота. Началось восстановление и реконструкция морских портов по всей трассе Северного морского пути. Развёртывается современная система спутниковой навигации, которая скоро должна охватить весь Крайний Север и Арктику. Объём перевозимых по СМП грузов, упавший в 90-е годы почти до нуля, сейчас существенно возрос. В 2017 году он превзойдёт самый максимальный советский уровень — почти 10 млн. тонн против 6,6 млн. в 1987 году. Правда, этот рекордный объём обеспечен во многом за счёт перевозок грузов для строительства порта Сабетта, а также грузопотока, связанного с производством никеля на крупнейшем в мире комбинате в Норильске. Полноценное использование Севморпути связано с освоением новых месторождений в арктической зоне, со строительством перерабатывающих производств на новой технологической основе, а для этого ещё нужно время. Крайне важны также транзитные, в том числе — контейнерные перевозки, а их объём в нынешнем году по ряду причин даже снизился. Словом, проблем ещё немало. Чтобы их решить, нужны не только большие средства, найти которые в нынешней ситуации не так-то просто, но и постоянные целенаправленные усилия всех государственных структур, занимающихся освоением Арктической зоны. Конечно, всё это не принесет быстрой и ощутимой отдачи, однако речь идёт о работе на будущее, на перспективу. Да и думать надо о молодом поколении, которое придёт нам на смену. Убеждён, что все затраты и усилия на освоение арктических регионов окупятся сторицей.
"ЗАВТРА". Артур Николаевич, благодарю вас за эту беседу и желаю новых успехов в изучении и освоении полярных регионов нашей планеты.