Проводя анализ событий новейшей истории в Югославии, Украине, Киргизии, Белоруссии, Грузии политологи заметили: везде присутствуют НПО, различные движения и фонды, которые играют системообразующую роль в последующих событиях и исполняют роль "штабов протеста". Куда же без них. При этом официально декларируемые ими цели и задачи — демократичные, человеколюбивые. До поры, до времени эти организации, как отличники на уроках, вещают заученные прописные истины, формируя общественное мнение среди людей, не имеющих устоявшихся взглядов. При этом в их рядах есть определенная иерархия: одни — повыше рангом, другие — поменьше, не такие заметные. Ранжирование определяется близостью к финансовой кормушке. Дело в том, что одни организации выделяют денежные гранты другим и получается маскировка прямого вмешательства в дела суверенных государств со стороны мировых игроков во главе с США. При этом Госдепом США ежегодно выделяются огромные суммы (только в 2012 г. — около 100 млн. долларов) Национальному фонду поддержки демократии для распределения их среди НПО.
Сценарии также не отличаются разнообразием: популистская критика тех или иных шагов власти, демагогия с ориентацией на современные западные шаблоны, призывы к гражданским акциям неповиновения, активному участию в выборах и тому подобное. Существует и своеобразная "библия" протеста. Не случайно во время известных оранжевых событий в Украине для раздачи на майдане было завезено несколько десятков тысяч книг Д.Шарпа "От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения". В этой брошюре даны методические основы "цветных" и "бархатных" революций.
В полном соответствии с постулатами данного автора, а также с фактами мировой цветной революционной практики, развиваются сегодня события и в "мягком подбрюшье Евразии" — Кавказском субрегионе. Широкое поле для расширения экспансии США и НАТО здесь налицо. Образчик данной политики кнута и пряника можно рассмотреть на примере Абхазии.
Абхазия, в силу своего геополитического положения, сегодня находится под пристальным вниманием Грузии и ряда других заинтересованных государств, что создает перманентный очаг напряженности в регионе.
Прямая агрессия со стороны Грузии в 1992-93 г.г. не удалась, попытки реванша сорвались, более того — мировая общественность заняла неоднозначную позицию в оценке действий сторон. Но закончились боевые действия, Абхазия отстояла свое право на самостоятельное развитие — и тут же появились на её территории НПО, получающие гранты от зарубежных благодетелей. Например, одно из старейших НПО Абхазии "Гражданская инициатива и человек будущего" возникло сразу после войны 1992-93 гг., и с тех пор директор этого фонда Лейла Тания не сходит с абхазского политологического небосклона. Недавно из публикаций российской и зарубежной прессы стало известно, что фонд, возглавляемый Лейлой Тания, регулярно получает финансовую помощь от иностранных спонсоров, в числе которых значатся Фонд Сороса, а также одна из многочисленных ООНовских программ — UNDP. Абхазские средства массовой информации неоднократно отмечали, что Тания, дабы быть постоянно в центре внимания, нашла и окучивает выигрышную тему — периодически покусывает главу Нацбанка. С точки зрения имиджевой раскрутки, все правильно: он ей не ответит — масштаб не тот, а "Моське" очень выгодно лаять на "Слона" и, понемногу раскачивая маятник, пробовать на прочность режим. К слову, это одна из рекомендаций того же Д.Шарпа. При подобном развитии событий, нынешние абхазские власти в скором времени получат в лице Лейлы Тания головную боль в своем парламенте. Об этом свидетельствует логика развития ситуации на основе анализа теории и практики цветных революций, а также абхазских средств массовой информации.
Кстати, большая часть интервью самой Л.Тания проходит с участием корреспондента "Радио Свобода" — Дэмиса Поландова, давно обосновавшегося на Кавказе, который вместе со своим соратником Андреем Бабицким хорошо известны как верные помошники своих заокеанских друзей. Друзей, разумеется, бескорыстных — ведь для соблюдения независимости "Радио Свобода" от правительства США, финансирование ведётся не напрямую Конгрессом, а через межпартийный Совет управляющих вещанием (англ. Broadcasting Board of Governors, BBG) посредством грантов. В тех же целях "Радио Свобода" зарегистрирована как частная корпорация… Вот такая помощь в межконтинентальном бизнесе!
Не менее интересны с точки зрения реализации классической схемы "по Шарпу" и другие неправительственных организаций Абхазии. Возьмем, например, ассоциацию "Инва-содействие". Это общественная организация инвалидов. Трудно придумать более благородное дело, чем помощь людям с ограниченными возможностями. И, конечно, всегда найдутся бескорыстные спонсоры. Однако среди партнеров и доноров ассоциации — "Международная тревога" (International Alert, Лондон) и Российская Региональная Общественная Организация Инвалидов "Перспектива" (Москва), известные своей активной деятельностью в государствах, переживших "цветные" и "бархатные" революции. Любопытно, что члены Совета российской РООИ "Перспектива" представляют иностранные фирмы и, практически, являются гастарбайтерами в нашей стране. А возглавляет "Перспективу" гражданка США Денис Роза. Налицо "прозрачная" схема "благотворительности"!
В недавнем интервью, опубликованном на сайте Всемирной Академии путешествий, директор Ассоциации "Инва-содействие" Елена Кувичко на вопрос "Что значит "Пособие по проведению гражданских кампаний"? — честно ответила:
— Сейчас оно трансформировалось в исследование по влиянию Интернет-сообщества и социальных сетей на проведение гражданских кампаний в Абхазии. Сегодня абхазское общество частично виртуализировалось. Очень много важных дискуссий переместилось в Фэйсбук и ЖЖ. Мне очень интересно наблюдать за тем, что происходит, потому что раньше большинство инициатив и социальных изменений шли с подачи официально зарегистрированных общественных организаций. А ныне появляется все больше молодежных неформальных инициативных групп, реализующих социально значимые проекты. Например, "За реформы в Абхазии" и "Абхазия завтра". Я сама участвую во многих группах, смотрю, отслеживаю: что происходит, что было удачным, а что — нет, какие идеи удалось воплотить, а какие — нет, в чем причины. Мне интересно проводить параллели, сравнивать такую же деятельность с зарубежной. Совсем недавно прошедшая "арабская весна" тоже началась с подачи в Фэйсбуке... Один и тот же инструмент в интернет-сообществе можно использовать совершенно по-разному. Начать обсуждать реальные реформы, сорганизовать людей и вывести их на улицы, или направить усилия виртуального сообщества на помощь больной бабушке. Последнее — "не перспективно"…
Маски сорваны: благая цель организации, призванной помогать инвалидам, как-то все больше становится похожей на плакатный баннер, который находится в руках зарубежных НПО. Причем, все эти неправительственные организации, кроме российской "Перспективы", находятся в странах, не признающих независимость Абхазии. Примечательно и то, что один из ведущих функционеров общественной организации помощи инвалидам со знанием дела рассуждает о методах, используемых современными практиками цветных революций.
Нельзя не отметить в этой связи и еще одну одиозную организацию, которая регулярно мелькает на абхазском политическом небосводе. Это "Halo trust", британская благотворительная и американская некоммерческая организация, занимающаяся обезвреживанием наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов, которые могут представлять опасность для гражданских лиц. По данным российских компетентных органов, в Чечне представители Halo Trust, начиная с 1997 года, занимались сбором разведданных военно-политического характера. Кроме того, усилиями этой организации в Чечне были подготовлены сотни квалифицированных подрывников. А в августе 2008 года замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын обвинил Halo Trust уже и в подготовке грузинских специалистов-взрывотехников. Комментарии, как говорится, излишни.
Руководителей России также не оставляет равнодушными данная проблема. Недавно на расширенной Коллегии ФСБ России в своем выступлении В.В.Путин сказал: "Мы слышали ряд недавних, откровенно скажу, нервозных, откровенно раздражённых высказываний относительно интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Отнесём их на счёт эмоциональной риторики этих политиков. Тесная интеграция — это объективный общемировой процесс. И никакими окриками, одёргиваниями он остановлен, в том числе и на наших территориях, быть не может.
И, тем не менее, мы можем столкнуться — собственно говоря, и сталкиваемся, вы это хорошо знаете — с попытками затормозить интеграционную работу. И здесь могут быть использованы самые разные инструменты давления, включая механизмы так называемой мягкой силы.
Хочу подчеркнуть: суверенное право России и наших партнёров выстраивать и развивать свой интеграционный проект должно быть надёжно защищено…"
В нынешней Абхазии, для которой Россия является стратегическим партнером и донором, идут процессы, которые не могут оставить безучастными нас — граждан России (к слову, большинство жителей Абхазии, наряду с национальными, имеют и российские паспорта). Если мы не хотим получить вариант "арабской весны" у себя под боком, необходимо учитывать уроки истории.
Анатолий Калмыков