Авторский блог Партия За Правду 10:55 4 февраля 2021

Опричнина 2.0. Народные чаянья

3 февраля 1565 года Иван IV Грозный учредил особое войско, состоящее из преданных государевых людей, известное сегодня как опричнина.

Благодаря тотальной шизофрении, творящейся в русской исторической науке на протяжении последних лет эдак трёхсот, учёные не могут прийти к общему мнению по поводу личности самого царя. То ли был он хорош, то ли плох, то ли велик, то ли ничтожен. То ли его не было, а то ли был, но это вообще три разных человека. Настолько в противоречивую фигуру, увы, превращён Иван. Соответственно, огромное множество его поступков также подвергается неоднозначной трактовке.

Впрочем, большинство считает, что огромный вклад реального Грозного в становление Российского государства, при всех стараниях очернить образ этого правителя, всё же неоспорим. При этом факт возникновения опричнины характеризуется тем же историческим большинством как форма самодержавной террористической деспотии. Ни много ни мало.

Предлагаю всё же разобраться с этим чрезвычайно интересным историческим явлением.

Начнём с достижений самого Ивана IV. Это важно.

Неоднократно ошельмованный прозападными историками Грозный – первый русский царь. До него правили Великие князья. Право на подобное повышение ему дали многочисленные качественные и количественные изменения державы.

В копилку патриотов вполне укладываются завоевания Грозным ханств Астраханского и Казанского, присоединение башкир, земель Ногайской Орды, начало завоевания Сибири, борьба за выход к Балтийскому морю, а также «укрощение» мятежного Новгорода.

В пользу же демократических преобразований Иваном IV были проведены реформы армии, суда и управления. Начался созыв Земских соборов, составлен Судебник и Стоглав. Установлены регулярные торговые отношения с Западной Европой. В Москве создана первая типография.

Признайтесь – весьма достойно и совсем немало для жизни одного человека в мире средневековых скоростей.

И это при том, что все начинания царя встречали сильнейшее внутреннее сопротивление. Общепризнано, что в стране работала весьма действенная и агрессивная оппозиция. Едва ли не каждое запланированное Грозным мероприятие, продвигающее Русь в число мировых лидеров и в противовес влиянию западных государств, сопровождалось воровством, изменами, провокациями, вредительством, скрытым саботажем и открытыми призывами к беспорядкам. Действия оппозиции поддерживались и щедро финансировались Польшей и Римом.

Ничего не напоминает?

Так вот, ничего бы Грозный не добился бы. Скорее всего, не было бы в итоге никакого Царства, никаких Империи и Союза. Единственный и верный способ удержать власть и строить сильное, независимое государство заключался в усмирении или в ликвидации внутреннего врага.

И вот тогда на сцену вышла опричнина, и опричнина, надо сказать, справилась.

Само слово восходит своими корнями к древнерусскому понятию «опричь», означающему «вне». Явление возникло после того, как Иван IV убедился в неэффективности привычных, традиционных мер и инструментов. Стража и Приказы оказались бессильны против финансируемых из-за рубежа либеральных прозападных провокаторов. Слишком переплетены оказались обычные государственные силовые и оппозиционные структуры.

Точно не припоминаете ничего похожего?

Так вот, новое специальное подразделение, охранный корпус – он создавался вне этих переплетений. Вне всяческого влияния. Он явился совершенно отдельным и независимым силовым блоком. Также был он, верно, и вне затянутых, коррупционных законных процедур. Этим ребятам всё равно было, мажор ты, прокурор или губернатор зажравшийся. Виноват – получи.

Неплохо, да? Сегодня бы таким многие аплодировали.

Опричников «вынимали» из семей и размещали на особых землях. Устав был строг и составлялся по типу правил военно-монашеских орденов. Большую часть корпуса составляли дворянские дети. Конкурс – один к нескольким сотням. Состав со временем изменялся от 1 000 до 6 000. Задачи – выявление, расследование и ликвидация государевых, а значит – и государственных врагов. Плюс личная охрана царя.

Состояние сегодняшней документально-исторической базы мы уже обсуждали в самом начале. Благодаря порождённому хаосу существует масса описаний зверств и ужасов, творимых опричниной. Наряду с этим существует такая же масса аргументов, опровергающих упомянутые обвинения и сам деспотично-террористический характер действий этого подразделения.

Сегодня трудно судить объективно, но идеи Грозного победили и фундамент под Российскую державность был заложен. Роль опричнины в этом не опровергают даже самые клятые её противники. А щепки – да, конечно, летели. Кстати, обвинителями в самодержавных преступлениях странным образом выступают именно западные «свидетели» происходящего. Немцы, в основном.

Нынешние либеральные аналитики и публицисты стараются провести параллели между опричниной и сформированной сравнительно недавно Гвардией Захара Прилепина, которая уже успела опробовать себя в мирном противостоянии с участниками митингов во славу «Берлинского пациента».

Что ж, есть сходства и есть различия.

По аналогии с охранным корпусом Ивана IV, Гвардия Захара Прилепина создана из добровольцев для сдерживания прозападного либерального влияния на политические процессы, происходящие в стране. Так же, как и опричники, гвардейцы находятся «опричь», то есть вне государственных структур и за пределами влияния чиновничьего аппарата.

Из главных отличий я бы отметил тот факт, что Гвардия появилась в ответ не на требование правителя, а на запрос гражданского общества. Это же уставшее от беспредела общество, уверен, с огромным удовольствием наделило бы гвардейцев схожими с опричниной полномочиями.

Впрочем, иные времена и нравы иные.

А так – что ж, ждём очередного описания зверств и ужасов от немецких «свидетелей».

Олег Морянин

1.0x