Авторский блог Марина Алексинская 00:00 13 июня 2013

Операция «Крысиный король»

Завтра" для Большого театра всё равно, что музыка "Могучей кучки" для троцкистов. История помнит мессидж Гитлеру — костры в сквере Московской консерватории, в который летели шедевры русской музыки. История помнит огненные пляски "Весь мир насилья мы разрушим до основанья" мисс Дункан на сцене Большого театра.

Завтра" для Большого театра всё равно, что музыка "Могучей кучки" для троцкистов. История помнит мессидж Гитлеру — костры в сквере Московской консерватории, в который летели шедевры русской музыки. История помнит огненные пляски "Весь мир насилья мы разрушим до основанья" мисс Дункан на сцене Большого театра. История помнит и "эмиссара" Лебединского, который клеймил Сергея Рахманинова "фашистом в поповской рясе"… Сегодня руководство Большого театра отправляет артисту с мировым именем Николаю Цискаридзе письмо-приговор: "Уважаемый Николай Максимович, в пресс-службу театра получил запрос об интервью с Вами от газеты ЗАВТРА (орфография оригинала. — М.А.). В случае Вашего согласия, Вы можете связаться с изданием напрямую. P.S. Со своей стороны пресс-служба театра не считает целесообразным давать интервью этому изданию".

Либерализм — оружие смерти. Венецианская маска для изощренного слома основы государства — нравственности. Без нравственности — этого несущего каркаса — государство превращается в гору мусора, что начинает перетирать сам себя. Вот почему Большой театр, веками культивирующий русское, нравственное в своей основе, искусство — для либерала — место ристалищ. В феврале 1917-го сбил с Царской ложи государственный герб. В августе 1991-го — направил информационные пушки на главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. Бил по двум целям: Юрию Григоровичу, как олицетворению триумфа советского балета; балету, как наиболее консервативной школе, где воспитание, преемственность русских традиций передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Нет-нет, да и прозвучит вопрос сегодня: "Что слышно о Дмитриченко? С чего вдруг, как дым, рассеялась истерия вокруг кислотной войны? И кто преступник?" Нет ответов на эти вопросы. Пока очевидно одно. Очевиден ход истории молодого, как Россия, Большого театра в венце криминальной хроники. Историю эту делят на два этапа: "проект — 90-х" и "проект-00-х".

"Проект-90-х". Еще была слышна додекафония стихии, постреволюционного запала обрести буржуазную жизнь, полную колбасы и туалетной бумаги из ваучеров. В Большом театре ждали прихода к власти то клана Плисецкой, то клана Ростроповича… Майя Плисецкая, величайшая балерина ХХ века, выпустила в свет книгу, где миф о себе свела к тривиальной борьбе с КГБ за иностранные шмотки. Но победил КГБ в лице его агента. Генеральный директор Большого театра — намекали на его матримониальную связь с Ельциным — укрепил позиции, пригласив "опального" на тот момент Владимира Васильева на должность художественного руководителя-директора. Балет за балетом Григоровича слетали с репертуара, Большой театр тащил на сцену андеграунд ленинградского пошиба, критика бури и натиска требовала "звёзд Запада". Эйфория свободы творчества: балеты о гомосексуальности Чайковского, о нимфоманке Екатерине Великой — лихорадили неокрепшее сознание "дорогого россиянина". Лихорадило и сам театр. Он оказался на грани банкротства. Время больших надежд и большой досады: в лоб стереотипы не поломать. Значит, новая мишень — опера.

"Проект-00-х". Костры, опять костры! Из книг Владимира Сорокина, но уже на Театральной площади. Большой театр "зажигает" тоже, дает премьеру оперы "Дети Розенталя" — либретто Владимира Сорокина. Современная опера — "промывает мозги" идеолог — это гремучая смесь из цирка, World-klass”a, перформанса, желтого дома, инсталляции, улицы красных фонарей и прочего, прочего, на что способна фантазия режиссера. Последовала серия премьер: "Евгений Онегин", "Воццек", "Дон Жуан", "Летучая мышь", "Золотой петушок", "Руслан и Людмила". Она вписала Большой театр в прокрустово ложе цивилизации, взломала, казалось, абсолютное табу. Креатив: герб государства — двуглавый орел — похож на двуглавую курицу (решение Серебренникова), совокупление на сцене Большого театра, голые тетки, как не пришей кобыле хвост (решение Чернякова). Гнев и негодование публики — "пиар-ход", собирают кассу. Ни ужас примадонны Большого театра Галины Вишневской, ни кошмар мировой оперной дивы Марии Гулегиной, ни недоумение легенды мировой оперы Елены Образцовой — ничто, ничто — даже открытое письмо маэстро Рождественского г-ну Швыдкому — ничто не в силах остановить "пиар-хода", вакханалию выбивания из-под Большого театра его фундамента — традиции русского искусства.

Инновация — фестиваль "Золотая маска" — гарант статуса. Все самое-самое — рейтинговое, скандальное, грязное, извращенное получает Национальную премию "Золотая маска". На другой день спектакль-лауреат исчезает из репертуара — мавр сделал свое дело. Парадокс в другом. Характер премии: "Национальная" — до сих пор не вызывает приступа падучей у ревнителей толерантности. Только иски о причинении морального ущерба зрителю летят прямо в корзины судов.

С молитвой палача Марии Стюарт, не скрывая пиетета перед Мусоргским, рубит "русские деньки" Большого театра г-н Швыдкой. В 2000-м году он, "тихий еврейский мальчик", получает портфель министра культуры РФ и, будучи "человеком команды Ельцина", приводит в Большой театр свою команду. Экс-администратор БДТ Анатолий Иксанов — генеральный директор Большого театра теперь (автор "опуса" "Как просить деньги на культуру", первым в России ввел термин "франдрайзинг"). Катерина Новикова — дочь директора театра имени Комиссаржевской — пресс-секретарь (в театральных кругах Петербурга театр Комиссаржевской известен разве что эффективным ремонтом). "Когда Иксанов принял хозяйство, — рассказывает г-н Швыдкой, — у Большого был бренд, но не было театра".

От бренда — к театру. Г-н Иксанов оптимизирует менеджмент: главным в театре оставляет себя и как бы главного дирижера. Упразднены: главный художник, главный режиссер, главный балетмейстер, введены художественный руководитель оперы, художественный руководитель балета. Спрашиваешь артиста: "Чем занимается худрук балета?" — "Определяет, кто в каком спектакле занят". "Балетмейстер что определяет тогда?", — пожимает плечами. "Понимаешь, — говорит в сердцах, — мы должны молчать. Каждый, кто имеет право на мнение, не схожее вдруг с мнением руководства, и высказывает его, будет наказан. У всех ведь семьи, родители, дети… Ты ж понимаешь". Театр принимает Правила внутреннего трудового распорядка, согласно которым все контакты работников театра со СМИ должны быть организованы только пресс-службой, при общении с представителями СМИ работник обязан воздерживаться от негативных оценок деятельности театра и его руководства.

Страх артиста Большого театра "слово молвить" пуще трёх страхов г-на Швыдкого перед "русским фашизмом". На то есть свой резон. Артист во время оно сам проголосовал за "контракт", брезжил за модным словом особняк Нуреева на набережной Вольтера. "Контракт" получил. Сравнительная характеристика:

До контракта. Зарплата премьера балета Большого театра 550-600 рублей (при средней зарплате — 150 рублей), квартира на улице Горького или в "сталинской" высотке, личная дача в Снегирях или в Жуковке, лечение в "Кремлёвке", служебная дача в Серебряном Бору, дом отдыха в Поленово.

После контракта. Оклад премьера балета Большого театра 14000 рублей (при среднем окладе — 30000 рублей). Лечение в экстренном случае на усмотрение олигархов из Попечительского совета. Квартирный вопрос — феномен тяжелый. Был фаворит руководства артист балета Артем Шпилевский. Получил квартиру. Тут же квартиру продал, а балет бросил. Понятно, солист балета — не фаворит — кто вкалывает по 10-15 лет, квартиру может ждать, как у моря погоды. Зато есть бонус. Надбавка к окладу. Есть надбавка за Президентский грант, есть надбавка за выход на сцену в спектакле. Распределяет надбавки руководство театра.

Показательный урок помнит здесь каждый. Прямо на репетиции, то есть у всех на виду, поссорились из-за каких-то профсоюзных дел солист балета Павел Дмитриченко (председатель профкома) и Сергей Филин (художественный руководитель балета). Это был их первый скандал. И первое, что сделал Филин — ударил рублем. Была в театре традиция. Если артист заявлен в афише, снять со спектакля его никто не мог. Можно было отказать в выходе в последующем спектакле, но никак не в объявленном. Традиции г-ну Иксанову не писаны. Филин снял Дмитриченко со спектакля, уже заявленного в афише.

Крысиный король" — так называют технологии построения сегодняшнего социума в России. Крысы — животные, известные в первую очередь своей невероятной выживаемостью. Основа такой живучести — в сплоченности. Они вместе ходят на "дело", помогают друг другу. Они быстро обмениваются информацией, предупреждают об опасности, передают навык защиты. Задача технологии — "разрушить ключевые узлы, невидимые фрагменты и скрепы социальной конструкции". Пятнадцать — двадцать лет "крысиного короля" в действии — и Большой театр превращен в ближневосточный базар. "Чего только стоят некоторые оперы или балеты, идущие на сцене Большого театра, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку. Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз? Тот, кому не дорога жизнь, и это — не преувеличение. Там запросто убьют и тут же ошельмуют после убийства, и опозорят навеки". (Георгий Свиридов, "Музыка как судьба")

Престиж Большого театра измеряется теперь годовым бюджетом: достиг ста двадцати миллионов долларов. Плеяда чиновников: Швыдкой-Иксанов-Гетман-Новикова представлена к высшей награде Франции — ордену Почетного легиона за заслуги в области литературы и искусства.

Раздробленность, холуйство, предательство — серые будни. Зарница предвещала грозу. Сначала "звездный дуэт" Наталья Осипова — Иван Васильев сбежал из театра. Потом серной кислотой плеснули в лицо Сергею Филину, художественному руководителю балета. "Цискаридзе дестабилизирует обстановку в театре", — заявил с первых минут трагедии г-н Иксанов.

Травля Николая Цискаридзе вышла в авангард. Так получалось, что Николай Цискаридзе — не премьер балета Большого театра, а Гришка Отрепьев без роду, без племени, что рвется на трон генерального директора-батюшки. Эстетический взгляд артиста на реконструкцию театра, его видение Большого театра как парадного театра страны, театра классического репертуара оборвала фраза: "И вообще вести с ним дискуссию — себя не уважать". "Молчим, — сетуют сотрудники театра, — потому что понимаем: проиграй Цискаридзе — всем нам хана будет. Мы ж все люди подневольные". Железное алиби спасло Николая Цискаридзе от КПЗ. В ночь преступления он был в компании журналистов в МХТ.

Слухи поползли по Москве. Будто вся эта жуткая история с Филиным — "черная метка" для Цискаридзе. Бензин в костер подлил ролик, выложенный на Youtube. Называется "Пранк: Министр культуры о скандале в Большом театре", где министр культуры и генеральный директор Большого театра договариваются о форме и содержании увольнения Цискаридзе. Да и сам Филин написал в своем блоге, а СМИ подхватили, о решении расправиться с "билетной мафией", раскрыть глаза руководству театра на "черный нал". После чего расправились с ним.

Экс-прима Большого театра Галина Степаненко (партнерша Сергея Филина, Николая Цискаридзе) в должности врио художественного руководителя балета собрала педагогов балета. Довела — информация анонимного источника — до сведения генеральную мысль руководства: подпишите письмо об увольнении Цискаридзе. "Чем-то декадансно-позавчерашним, глубоко провинциальным повеяло", — сложил бы в узор слова г-н Швыдкой.

Вдруг — новость! Солист балета Большого театра Павел Дмитриченко — заказчик преступления! Любовный роман Дмитриченко с Воронцовой вмиг обернулся (или обернули?) в роман детективный. В треугольнике: Филин-Воронцова-Дмитриченко он оказался лишним. Представитель СК заявил на собрании труппы Большого театра о раскрытии преступления. И уж никто не ожидал, что артисты выйдут из анабиоза молчания. "Господа, — возмутились они, — есть просто элементарная презумпция невиновности". Артисты оперы, оркестра, балета подписали письмо — обращение к президенту РФ В.В. Путину с просьбой провести тщательное расследование и не портить Дмитриченко жизнь. "Эмоциональная реакция", — прокомментировал г-н Иксанов.

Деньги на адвоката Павла Дмитриченко собирают артисты. Анжелина Воронцова снята со своих ролей, исключена из гастрольных поездок. Её имя — еще манок для "скандалов, интриг и расследований". Педагог Воронежского хореографического училища публично порочит свою ученицу; коллега Мария Прорвич на страницах глянца грязью обливает Воронцову и Цискаридзе в придачу. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Но как знать, не вгрызутся ли завтра СМИ в новую сенсацию: Филин зажег "звезду" Марии Прорвич! Извлек жену с четвертой линии кордебалета в солистки, как только стал худруком.

Одни адвокаты ищут вчерашний день. Защита Павла Дмитриченко "намерена обжаловать результаты судебно-медицинской экспертизы, в соответствии с которыми причиненный Филину вред признан тяжким". Защита Николая Цискаридзе пытается определить: имидж Большого театра — руководство театра, оскорбляющее имя артиста? Или артиста, выступающего на его сцене и создающего ему славу? Сергей Филин перенес 18 операцию. Павел Дмитриченко — за решеткой. Будто бы припугнуть кого-то хотел известием о коррупции в Большом театре. Николай Цискаридзе получил уведомление об увольнении из Большого театра в связи с окончанием контракта. Большой театр реанимировал Художественный совет, наследие тоталитаризма. Легендарные артисты Большого театра: народный артист СССР Михаил Лавровский, народный артист СССР Юрий Владимиров, народная артистка СССР Людмила Семеняка в состав Совета не приняты. Немного избранных, баловней судьбы, кто не способен подписать любое письмо руководства.

Вот так, достаточно одного поманить миллионом, других припугнуть: "на оклад посажу", и гидра хартии human rights задушена.

Сцена под землей — метафора Большого театра сегодня. Скульптуру композитора, властелина Духа, кто встретил смерть словами: "Я вызываю вас на бой! тёмные силы!" "крысиный король" уволок в темноту. В царстве Аида теперь Бетховенский зал Большого театра, новодел, Сандуновские бани рядом с которым — Версаль. Здесь место встречи друзей на корпоративах.

Становится очевидным: дети подземелья — руководство Большого театра теперь. Ничего святого, ничего личного, только бизнес. Они жили в стране "первого, второго, третьего" и понять не могли, почему в западном кино артисты в кафе подолгу изучают меню. Они слышат стрёкот фотокамер, а мерещатся тараканьи бега по заплеванным кухням. Они росли в СССР, так и не узнав ничего о сексе. Выросли. Праздник на их улице. "Дочь фараона" мечтать не могла о приглашении на яхту Абрамовича в компанию "семьи", а пресс-секретарь Большого театра побывала там…

"Живое, новое искусство — уже не та сфера творческой деятельности, где создаются художественные образы, — вбрасывает кость голодным г-н Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству. — Искусство — это хэппенинг. Рисунок на Литейном мосту группы "Война" — хэппенинг, опера "Дети Розенталя" — хэппенинг".

И если в 1943-м советский солдат шел в атаку с карточкой "Уланова-Лебедь" в кармане, фашист — с обложкой журнала а-ля "Плейбой", то в настоящее время, время хэппенинга, "вся наша жизнь — "Плейбой". Война проиграна без объявления войны.

5 ноября 2024
1.0x