Авторский блог Галина Иванкина 11:23 4 июля 2020

Он воскрес подо Ржевом

создан памятник-эпос, восходящий не только к известным стихам, но и к мифологическим или сказочным образам
19

«Я убит подо Ржевом, / В безыменном болоте, / В пятой роте, на левом, / При жестоком налёте» - так начинается памятное стихотворение Александра Твардовского, послужившее поэтической и даже сакральной основой для памятника советскому воину к 75-летию Победы. В Европе и Америке этим летом уничтожают бронзовых королей и каменных героев — своих ли, чужих неважно. Толерантно-расовая (sic!) битва с великой и кровавой, но такой важной для самосознания памятью идёт своим ходом (кстати, у Хаксли в «Дивном новом мире» первое, что сделали вершители стерильно-безобразного социума — это подтёрли историческое наследие, разрушив статуи и запретив книги).

Есть какая-то высшая справедливость в том, что в России — не так, а люди спорят о важности и нужности монументов, правомерности увековечения того или иного события и — художественной ценности храмов. Историчность современного российского мышления, конечно, не должна становиться единственно-возможной парадигмой — всё-таки, говоря словами Пушкина: «Сердце будущим живёт», однако же, возведение колоссов и курганов славы — куда как продуктивнее, цивилизованнее (вот!), чем их затаптывание грязными ножищами.

Не могу сказать, что я в восторге от официальной эстетики 2010-х — она глубоко вторична и не оставляет никакого шлейфа ассоциаций. Скажу больше — так наверное бывало во все времена, от которых нам-потомкам остаются единичные шедевры — всё остальное поглощается равнодушной Летой. Монумент неизвестному солдату, павшему подо Ржевом, имеет все шансы войти в блистающий ряд культурных ценностей человечества, а скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин, по крайней мере, встать вровень с Верой Мухиной.

Создан памятник-эпос, восходящий не только к известным стихам, но и к мифологическим или сказочным образам. «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю эту полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей», - текст Расула Гамзатова появился после того, как поэт увидел памятник братьям Газдановым в Северной Осетии — погибшие братья изображались, как поднимающиеся ввысь журавли. Неудивителен и тот факт, что пьеса «Вечно живые», названная в кино-версии «Летят журавли» повествует о том же самом — о ритуальной связи души воина — с небом. О вечном возвращении — в журавлином строю.

Превращение умерших людей в птиц — древнейший архетип. Легенды и поверья народов мира содержат и другую устойчивую форму — человек-птица принадлежит единовременно двум реальностям — земной и потусторонней. Он — проводник между явью и небытием или между обыденностью и - неким запредельным, потаённым царством. Отсюда — Финист - Ясный Сокол, Царевна-Лебедь, андерсеновские «Дикие лебеди», птицы, говорящие человечьим голосом и — персонаж, которому даруется право понимать птичий язык. Журавлики японской девочки Садако, облучённой в Хиросиме — тоже знак жизни, пытавшейся одолеть смерть. Так повседневность переплетается в сложный узор — вместе с мифами предков.

Творение Коробцова и Фомина — глубоко символично: павшие воины обратились в журавлей, но в небесном своём отличии они снова — солдаты, в строю, навеки.  Он не среди нас, но и не мёртвый — он дух. Неслучайно скульптор подчеркнул: «Он смотрит не на посетителей памятника — живых людей, ради которых он отдал жизнь, а как бы внутрь себя. Поэтому мы сделали его лицо умиротворённым, задумчивым и даже отрешённым». Эта вещь почти религиозного содержания — мы видим вознесение святого, пожертвовавшего собой ради высшего проявления.

Если же отвлечься от мифологическо-литературных аллюзий, то и с чисто культурологической точки зрения этот комплекс представляет небывалый интерес. Существует деление всех цивилизаций на два разряда - Культура-1 и Культура-2. Сформулированная философом-искусствоведом Владимиром Паперным, эта концепция работает в 99 случаях из 100. Культура-1 — это динамика, обращённость в грядущее, изменчивость, нарочитая временность, ускоренность движения и — боязнь застывания, поиски упрощённо-схематичных форм (тому примеры — 1920-е годы с их ярым напором, автопробегами, супрематизмом-конструктивизмом, и сбрасыванием Венеры «с парохода современности»). Культура-2, всегда сменяющая предыдущую, напротив, благоволит к устойчивости, историчности, традициям; к построению «вертикали» — во власти и в архитектуре; подчёркивает устремлённость не вдаль, а в небо. Главное — пребывание в вечности. Паперный относил к Культуре-2 — сталинскую эпоху, громоздившую высотки и поклонявшуюся коринфскому ордеру. Но вернёмся к нашему памятнику!

Это сооружение находится как бы на стыке двух «культур», не отдавая предпочтение какой бы то ни было — здесь и явная вертикаль, нацеленная в небо, и - «горизонтальный» штрих журавлиного полёта; и антично-ренессансная трактовка героя, и — неприкрытая инженерная опора — типичная для конструктивистов, любивших показать каркас, и — тут же застывшая монументальность Вечности. При том, что нет нужды употреблять набившее оскомину слово «эклектика» и ещё более надоевший «пост-пост-модерн». Это мощный цивилизационный стык — дай Бог, чтоб не тупик.

До этого — начиная с середины 1980-х мы наблюдали то мрачное, то водевильное бесстилье. Позднесоветский горе-брутализм в 1990-х смешался с лужковскими башенками и монструозным Петром. Стеклянным фонтаном рванули ввысь голубенькие небоскрёбы Москва-Сити. Выросли пластмассовые на вид «человейники» новостроек. Обездоленная скукота модернизированных, а по сути - выхолощенных парков 2010-х. Безликой монументальщины тоже хватало, равно как и храмов-новоделов, где Господь не ночевал. И вот явилось нечто, захватывающее дух. «В сознании рождается чувство эпоса. Говоришь себе: это уже есть, существует, длится», - молвил когда-то Юрий Олеша, и очень хочется повторить его слова именно теперь, глядя на того, кто погиб подо Ржевом. Но он воскрес, чтобы лететь в лазурную Вечность.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
4 июля 2020 в 05:32

Может быть, конечно .Посмотрим со временем. Однако у скульптуры - свой язык. И конечно стихи там ни при чём. Если гипсом и бетоном, или бронзой, или золотом выражать слова... То зачем? Это же разные вселенные, с их специальным материалом. Разве, глядя на сцеленных друг с другом специальными креплениями металических журавлей, слушая в это время Бернеса, мы не напрягаем своё воображение насчёт единства стиха и скульптуры? Конечно, мы как русские люди, просто уважаем труд скульптора, сочувствуя его труду и только по этой причине принимаем этот памятник условно, лишь бы не обидеть художника. Однако, если мы смотрим в эрмитаже на роденовские фигурки амуров с их психеями,или "вечную весну", то разве нам требуются тут какие-то стихи? А может быть ещё добавить музыку и лазерное шоу? Или ещё лучше - какой-нибудь либерально-эстетический разъясняющий комментарий? Так мы тогда дойдём таким образом до оргазма от ельцин-центра. Нам же всё объяснят - чего мы не понимаем в скульптуре и архитектуре, и мы тут же на месте и скатарсируем. Зачем Путину памятники советской, то есть народной жертвы и славы? Он, ставя эти памятники, опошляет их смысл. Путин, обеспечь при этих ценах минимальную зарплату в тыщу баксов! Нифига. Памятники дешевле. Вот и весь смысл и храма Победы и убитого под Ржевом.

5 июля 2020 в 05:26

Скажите уж проще, обращаясь к Путину : мол, поднимай не цены , дружище, а увеличивай покупательную способность народа РФ! А то ведь скоро и тыщи баксов и евриков скоро будет маловато при таких-то ценах и тарифах. Скажите ещё, что, мол, умён не по годам!!! А мы как были баранами, так ими и остались. Это тоже ему скажите. Впрочем, Гарант, без сомнения, читает комменты в "Завтра". Потому и ведёт себя соответственно. Даже рисунок на фанере Мавзолея меняет.

4 июля 2020 в 06:49

(кстати, у Хаксли в «Дивном новом мире» первое, что сделали вершители стерильно-безобразного социума — это подтёрли историческое наследие, разрушив статуи и запретив книги). =============

Причём здесь Хаксли ? если первыми войну памятникам и символам объявили большевики.

4 июля 2020 в 12:08

Алексей, вы уж меня извините... Вы про переименование реки Яик Екатериной Второй ничего не слыхали? Большевики мало чего придумали сами!!! Просто ими применяемое было направлено на ближайшее или отдалённое лучшее будущее народа. Не всегда удачно, а иногда вовсе неудачно и даже преступно. К последним можно причислить, к примеру, уничтожение многочисленных памятников Сталину и его сподвижникам при Хрущёве.

9 июля 2020 в 15:58

Да ну? Идол Перуна в Днепр тоже большевики сплавляли?

4 июля 2020 в 08:48

Памятник смелый и необычный. К нему надо привыкать. Он заставляет думать. И это уже неплохо.

Мне кажется, что он сплетает воедино и образ традиционный — воина-освободителя Алёши — и образ песенный, образ памяти и скорби — гамзатовских журавлей.

Можно даже сказать, что монумент звучит, как музыка. Но для этого нужно увидеть его наяву.

4 июля 2020 в 12:11

Обанкротившаяся власть с новой силой принялась пиариться на Триумфе т Трагедии Советского прошлого .

Патриотизм-последнее убежище...?

4 июля 2020 в 14:23

Памятник дурной и странный. Рваные лохмотья шинели на подпорках. Без ума объединены разные изобразительные языки. Очень горестно сознавать,что такие,а не гениальная Родина-Мать на Мамаевом кургане,скульптуры, теперь будут формировать вкус унылых людей.
Мне не нравится,это плохо,обман. Я знаю о чём говорю.

4 июля 2020 в 14:40

В конечном итоге всё определяет культура, которая утрачена. О ней никто не пожалеет и не вспомнит. Всем этот памятник нравится,начинают вспоминать Гамзатовских Журавлей,это всё.

4 июля 2020 в 15:26

Я воздержусь от оценки памятника, потому как не являюсь профессионалом в этой области. Хотя Советская Составляющая в этом памятнике есть, а потому поток людей, ностальгирующих по славной Советской эпохе к этому мемориалу не иссякает. Сегодня ехал мимо Мемориала во время дождя, переходящего в ливень, но людей возле памятника было очень много.
Но либерастная составляющая этого памятника тоже присутствует. Так меня неприятно покоробило наличие табличек возле Мемориала с перечнем "спонсоров". Спонсировать память о героях ВОВ - это тоже "подвиг", приравненный к подвигу Советского СОЛДАТА, по мнению либерастов. Правда, порадовало то, что вход еще бесплатный.
Совершенно другая ситуация с домиком-музеем И.В.Сталина в д. Хорошево. Билет туда стоит 100 руб, а льготный 30 руб. "Патриотизм" прививается за деньги. Во дворе домика-музея "Аллея Славы" .
Начинается "Аллея.." с таблички:
"Аллея Героев Советского Союза. Создана по распоряжению министра культуры РФ, председателя РВИО.
Автор проекта Р.И.Мединский.
Скульптор...

4 июля 2020 в 16:11

Спасибо, Виктор, за информацию о музее в Хорошеве. Посмотрел в Интернете. Немного смутил громкоговоритель на столе рядом с самоваром - явно происхождения 1950-60-х. У нас в доме гораздо позже была чёрная "тарелка".

4 июля 2020 в 17:03

Простите, Вы утверждаете что знаете о чём говорИте. ПоделИтесь, если можно, этим знанием.

4 июля 2020 в 17:06

"Газпром обеспечивает газом все "Вечные Огни" в РФии ". И дивидендами Миллера с гоп-компанией....

4 июля 2020 в 22:53

Виктор, если это вы мне, то я делился своими впечатлениями из Интернета о музее, про который поведал Виктор Родионов Сегодня в 15:26.

Спасибо за прекрасную статью, Галина. Есть только одно замечание: в песне, которую все мы слышали в исполнении Марка Бернеса и других исполнителей, всё-таки поётся "Не в землю НАШУ полегли когда-то..." Мне всегда казалось (сугубо личное впечатление), что, например, слова "эта страна" уместны для иностранца, туриста, завоевателя, находящегося в чужой стране, или, простите, для убеждённого космополита, которому всё рано, в какой стране жить, в той, или в этой... Я знаю, что в первоначальном (полном) варианте перевода с аварского стихов Расула Гамзатова присутствуют слова "Не в землю эту..." Но всё-таки, согласитесь, что "из песни слово не выбросишь". И я уверен, что когда рождалась ваша статья, вы имели ввиду именно песню, вошедшую в сознание, в душу миллионов людей.

9 июля 2020 в 09:55

Александр, ваша наблюдательность очень ценна. Я тоже болезненно отношусь к словосочетанию "эта страна", но в песне всё-таки не страна, а ЗЕМЛЯ. Это совсем другое!

9 июля 2020 в 18:51

Ужасно! Безногий человек, в лохмотьях..
Ассоциации с журавлями не возникает. При том, что и намёк вроде бы сделан..

Уверена:в СССР такое было бы невозможно.

ПС. Тут некоторые пишут, я, дескать, не скульптор, не могу судить..
А что? - разве скульпторы для своих братьев скульпторов ваяют???
А я полагала, что для людей, для народа..

Никакой Победы не вижу - ровно наоборот.

9 июля 2020 в 19:00

А все-таки визуально - глядя на фотографию или видео - памятник неудачен: нижняя часть памятника (между поверхностью холма и телом воина) не производит впечатления надежного основания. Мелкие птицы вперемешку с металлоконструкциями и видимым за памятником пространством создают впечатление его неустойчивости.