14 октября в г. Орле прошла церемония открытия первого памятника русскому царю Ивану IV, более известному как Иван Грозный. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. К сожалению, как это часто бывает, большинство комментаторов, несмотря на свои громкие заявления, совершенно не в курсе событий, как говорится, не владеют темой. Редакция нашего сайта побеседовала с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым.
двойной клик - редактировать изображение
Скажите, с чем связана установка памятника Ивану IV именно в Орле?
В этом году исполняется 450 лет со времени основания Орла Иваном Васильевичем Грозным. Отмечу, что царь Иван Васильевич основал более 150 городов и крепостей, среди них Орел, Курск, Белгород, Липецк, Архангельск. Памятник изображает царя сидящим на коне. В правой руке он держит крест и лестовку, а в левой — меч. Когда шло проектирование памятника, мне долго не разрешали, чтобы в руках царя была лестовка.
А какие могли быть претензии к лестовке?
Ну как какие? Все-таки в господствующей, синодальной церкви лестовка не используется. Лестовка у большинства ассоциируется со старообрядчеством.
Неужели им до такой степени лестовка глаза мозолила?
Конечно. Помощник губернатора даже снял лестовку с памятника, не уведомляя меня. Потом все-таки с боями мне удалось ее вернуть обратно.
Но лестовка в данном памятнике имеет особый смысл. Дело в том, что одним из символических значений лестовки является лестница с земли на небо. Читая молитвы, человек как бы поднимается по ступеням лестницы. Так вот тут, в памятнике, в этой же руке у царя изображен крест. Это означает, что по лестнице в своей вере надо подниматься до креста. Изображено главенство креста, вознесение креста, сила креста.
Таким образом, кроме наперсного креста, который есть у царя, есть еще такой крест, вознесенный в руке. Поэтому сегодня мы можем говорить о царе Иване Васильевиче как о великом государе, к сожалению, врагами оболганным. Лишь по невежеству многие повторяют эту ложь, разрушительную для нас.
Мне бы не хотелось, чтобы старообрядцы также подпевали в общем хоре эту ложь, потому что кто как не Иван Васильевич был 100 % старообрядцем. Кто как не старообрядцы должны понимать, что государь смог в стране веру укрепить. Если вы на Рогожском сегодня покупаете сборник канонических постановлений стоглавого Собора (Стоглав), то должны понимать, что такой документ не мог появиться без воли царя. Иначе выходит, что вы одну часть человека принимаете, а другую стыдливо замалчиваете. Это неправильно, это кривда. Нечестно, даже не по духовным понятиям, а просто по человеческим.
Поэтому мы должны знать свою историю и разбираться в ней. Если вы посмотрите, кто ополчился против Ивана Грозного, то это антипатриотические, антирусские силы: всякие Соловьевы, Сванидзе, Ардовы, разные правозащитники из «Парнаса», из других либеральных группировок. Почему-то они считают, что могут давать совет, кого в России мы имеем право почитать, а кого нет.
Предполагалось, что установка памятника состоится возле театра «Свободное пространство». Так в этом театре худрук Александр Михайлов затеял протесты и был поддержан различными другими силами. Сейчас место изменено, оно будет у Богоявленского собора г. Орла. Хотя я считаю, место не очень удачное, памятник там неудобно рассматривать. Но меня, к сожалению, не спрашивают, там есть местный архитектор, который на свое усмотрение проводит какие-то работы по установке памятника.
Предполагалась, что установка памятника состоится возле театра «Свободное пространство»Но тем не менее памятник есть, это будет первый памятник в стране и мире царю Ивану Васильевичу. Я надеюсь, что в ближайшее время подобный памятник будет и в Архангельске.
двойной клик - редактировать изображение
А сколько времени потребовалось, чтобы изготовить памятник Ивану Грозному?
Я его начал делать в феврале. Этой работе предшествовали эскизы с глубокой исторической проработкой темы. Там нет ничего случайного: на царе казанская шапка, а не шапка Мономаха. Именно казанская, которая после взятия Казани у него была. Нужно было изучить одеяние, саккос, поручи, раньше они на пуговицы застегивались, а сегодня шнуруются. Сапоги с загнутыми носами. Опять же это было связано с коленопреклоненными молитвами, земными поклонами, их творить легче, когда сапоги с загнутыми носами. Мало кто об этом знает, в сознании людей это признак какого-то мусульманства. Хотя мусульмане тоже молятся на ковриках.
Эти сапоги, как ни странно, связаны с верой. После реформ Никона земные поклоны были отменены, соответственно и сапоги с загнутыми носами ушли в небытие. Все одеяние, вплоть до мантии, плаща реконструировали по документам, очень много материалов было изучено. К сожалению, проект не полностью реализован, как он был задуман.
А почему не получилось что-то реализовать?
Во-первых, не было должного финансирования. Я начал делать на свои деньги, потому что область вообще отказалась помогать деньгами. Вместе с Международным фондом славянской культуры и письменности мы заключили договор с областью на передачу памятника в дар. Но фонд не обладает деньгами. Некоторые пожертвования, которые потом стали приходить, мало поправляли ситуацию, поэтому полтора месяца я вообще один работал. Потом мне удалось привлечь помощников. Сроки были сжатые, потому что нужно было успеть к 3 августа. 5 августа отмечался день города. (Первоначально открытие памятника было намечено на 3 августа, но из-за протестной компании было перенесено на октябрь — прим. ред. ).
Пришлось взять трех скульпторов в качестве помощников. Под моим руководством они выступили лишь как исполнители. У меня на заводе сделан молитвенный угол с иконами и лампадой, есть ладан. Во время работы над памятником все время горела лампада. Сам памятник делался на заводе электромеханической аппаратуры, что на Авиамоторной, 55.
двойной клик - редактировать изображение
А как коллектив завода относился к тому, что создается такой памятник? Люди задавали вопросы?
Относились нормально, с пониманием. Там много памятников было уже сделано. На моей площадке делался памятник Александру I. Есть и другие предприятия, где можно делать такие памятники. В частности, барельеф для царской часовни в Костроме я делал в Жуковском.
Сегодня нет проблемы с производством памятника, есть проблема финансирования. Поэтому статьи в СМИ лгут, что на строительство памятника были выделены огромные деньги. Будто бюджет памятника составил 25 миллионов рублей, и над ним работали шесть скульпторов. Лжи настолько много, что не хочется даже в это погружаться. Кто-то это пишет, переписывает, делает фотографии с нелепыми ракурсами для того, чтобы рассмешить. Начинают гениталии у коня рассматривать и комментировать.
В основном это говорит о том, что эти комментаторы не только люди низкой культуры, а о том, что они бесопомраченные. Вот это печаль. К сожалению, сегодня есть такое понятие вседозволенности, когда каждый может свою гадость инкогнито разместить в Интернете. Бороться с Интернетом бессмысленно, поэтому я предпочитаю отвечать поступками и делами. На первого царя нашего это был памятник, на последнего — часовня. Вот это мой ответ врагам страны, которые пытаются разрушить наше Отечество, наше духовное пространство. И первый царь укреплял веру, и последний укреплял веру. Поэтому мы должны быть достойны своих предков. И смотреть в будущее с поднятой головой, а не помраченными взглядами рабов, которым что-то дают и они на эти три копейки должны работать.
Царь Иван Васильевич освободил не только Казань, но и Астрахань, которая была центром работорговли. Это акт, который нигде широко не озвучивается. И то, что Волга, русская река, стала русской только после того, как были освобождены Казань и Астрахань. Также от Хазарского каганата освобождал Святослав, потом освобождал Андрей Боголюбский, а затем освобождал Иван Васильевич Грозный.
Я верю в силу искусства. Сила искусства велика. Вот художник Илья Репин-то давно скончался, а картина его до сих пор убивает. (Имеется в виду картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — прим. ред.).
Однако в пику старообрядцу Третьякову, который купил этот художественный пасквиль за деньги, другой старообрядец Балашов, сын мебельного фабриканта, порезал эту картину в трех местах. Он порезал ее со словами: «Достаточно лжи, крови и насилия». Таким образом старообрядец Балашов привлек внимание зрителей к обману, остановил ложь другого человека.