Авторский блог Сергей  Анашкевич 00:00 8 мая 2014

Огонь, батарея!

Место, которое является одним из самых почитаемых для жителей Севастополя. Место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны Севастополя для оставшихся 80-ти тысяч его защитников. Место, в котором было принято судьбоносное решение о прекращении обороны и эвакуации командного состава. Место, ставшее одновременно своеобразной квинтэссенцией народного подвига и народной трагедии…

Место, которое является одним из самых почитаемых для жителей Севастополя.

Место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны Севастополя для оставшихся 80-ти тысяч его защитников.

Место, в котором было принято судьбоносное решение о прекращении обороны и эвакуации командного состава.

Место, ставшее одновременно своеобразной квинтэссенцией народного подвига и народной трагедии…

35-я башенная береговая батарея — одно из наиболее мощных фортифика­ционных сооружений береговой обороны главной базы Черноморского флота. Начата постройкой в 1913 г. на мысе Херсонес по проекту военного инженера генерала Н.А.Буйницкого. Первоначально имела номер 25. В 1915-м строительство было прекращено, а достраивалась батарея в 1924-1927 гг.. Она была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками "МБ-2-12", спроектированными и изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (орудийные станки и часть механизмов были использованы готовые — снятые из башен линкора "Полтава" Балтийского Флота). Вес снаряда — 471 кг, дальность стрельбы — до 42 км. По своему устройству батарея состояла из двух орудийных блоков (железобетонных массивов, в которых были установлены орудийные башни). Один из разрушенных орудийных блоков я показал на первом фото. Во второй орудийный блок можно попасть через главный вход в музей 35-й батареи. Впрочем, более подробно об истории батареи я напишу в конце репортажа, а пока — фотоэкскурсия.

В послевоенный период 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений использовалась под действующую 130-мм береговую батарею, благодаря чему внешний вид укрепления сохранился для нас практически в нетронутом виде.

В день, когда я ездил на съемку батареи, пошел редкий для Севастополя снег. Колючий, будто бы подчеркивающий трагизм этого места. Железобетонные конструкции сегодня имеют вид, оставшийся после событий далекого 1942 года.

Войдя через главный вход, можно попасть в один из разрушенных орудийных блоков. Здесь повсюду виднеются следы взрывов — разбитые железобетонные конструкции и искореженный металл

Внутри первое ответвление направо ведет в казематы, где следует соблюдать особую осторожность, — после подрыва батареи обрушились перекрытия и имеются, большие провалы на нижний этаж. Исходя из соображений безопасности не во все помещения музея имеется свободный доступ. Иногда он перекрыт найденными здесь же остатками снарядов

Если пройти по этому коридору дальше, через отверстия можно увидеть, что два из нижних помещения залиты водой, одно сухое, между собой они не сообщаются. По словам работников музея, до 1999 года один из провалов был сверху засыпан обломками бетона; когда произвели расчистку, то в затопленном нижнем помещении обнаружили останки бойцов, оружие и документы…

Батарея представляет из себя систему коммуникаций соединяющих два орудийных круга, хранилища для снарядов, пункт корректировки огня, подземные силовую, вентиляционную и насосные станции, сеть специальных помещений и патерны, ведущие к морю. Также имеются не связанные коммуникациями подземные сооружения. В части помещений центральной части располагается основная экспозиция.

Здесь много фотографий, сделанных в этих помещениях во время обороны Севастополя — например, это фото на фоне портрета Сталина сделано в Ленинской комнате 35-й батареи в 1941-м году

Следующее помещение заставляет остановиться здесь надолго. Здесь во время войны боролись со смертью тяжелораненые бойцы и врачи… Помещение госпиталя защитников батареи. При внимательном рассмотрении — плитка на полу вытерта ногами.

Вход в кают-компанию. Именно здесь 30 июня 1942 г. состоялось последнее объединенное заседание военных советов СОР и Приморской армии, по результатам которого было принято решение об окончании обороны Севастополя и эвакуации командного состава. По его окончании Октябрьский приказал командиру батареи обеспечить прикрытие эвакуации и по израсходовании боеприпасов подорвать орудия и механизмы.

От центрального входа тянется сеть тоннелей и коммуникаций, имеются выходы на поверхность и к поворотному орудийномукругу. К орудийным кругам, где находились орудийные башни, со всех сторон выходят специальные отверстия, по четыре в группе, через которые подавали снаряды, в прилегающих к ним казематах стояли стеллажи для снарядов.

Часть помещений сильно повреждена взрывами, имеются завалы, через которые невозможно пройти. Тамбур бывшей силовой станции; он после взрыва представляет из себя нагромождение бетонных блоков и рваного металла.

В вестибюльном помещении, ранее служившем центральной силовой станцией, сегодня расположена стена скорби, у которой горят свечи и лежат живые цветы.

На стене — фотографии защитников Севастополя, которые навсегда остались в далеких 1941-1942 годах… Глядя в их лица — иногда веселые, иногда сосредоточенные — понимаешь: эти люди жили, радовались, творили, и в один миг их жизнь прервалась, как прервались миллионы жизней в ту войну…

Помимо основных башенных сооружений, имеется еще ряд сооружений вспомогательного плана, не связанных коммуникациями с основными — наблюдательные посты, блиндажи.

Внутри они выглядят также, как в те страшные дни. Добавились только надписи вандалов на обожженных войной стенах.

1.0x