Сообщество «Информационная война» 00:27 1 декабря 2021

Огненный матч

Очередной футбольный скандал не про футбол

28 ноября в Москве проводилась масштабная спецоперация внутренних сил. Сотрудники правоохранительных органов не то воевали с бандитами или с террористами, не то проводили какие-то учения. Никто из сторонних свидетелей переполоха не понял, в чём его причина, пока не прочитал новости – всё оказалось куда прозаичнее. Таким образом правоохранители встречали болельщиков ЦСКА после домашнего матча армейцев с “Зенитом”. “Кони” совершили страшное преступление, заслуживавшее самой жёсткой реакции – оказались на трибуне за воротами. Винтили, били и сопровождали в автозаки всех без разбору – как рядовых болельщиков с фанатской трибуны, так и обитателей VIP-лож, как рослых парней, так и хрупких девушек. Перед этим болельщиков 2 часа держали на секторе, не давая им покинуть стадион. Возможно, МВД тренировало на фанатах методики борьбы с опасными экстремистами-террористами-сепаратистами, а может быть, запирание тысяч человек на тесном секторе трибун было актом сражения с коронавирусом.

В чем же причина столь острой реакции? По официальной версии, в конце матча фанаты армейцев зажгли фаеры, что и послужило основным поводом для задержаний. В отечественной юридической практике давно известно, что использование фаеров на футбольных матчах является страшным преступлением, подрывающим основы конституционного строя РФ и внушающим леденящий душу ужас всему населению. При этом, несмотря на единичные случаи применения пиротехники, вязали всех без разбору, в том числе женщин и детей.

Нелогичность и чрезмерность реакции напоминает, что в современных трактовках преступлений, особенно в отношении футбольных фанатов, логику искать не приходится. Допустим, во всём виноваты фаеры, хотя незаконность их применения во многом высосана из пальца – на концертах они совершенно легальны, а в других странах огненные шоу являются неотъемлемой частью культуры поддержки любимого клуба. Можно вспомнить, например, знаменитое итальянское дерби "Милан"-"Интер", которое представляет собой целое светошумовое представление, ничуть не уступающее в зрелищности происходящему на поле. Знамениты своей яркостью и перфомансы болельщиков клубов-середняков, таких как немецкий "Айнтрахт" или польская "Легия". Фанаты белградских "Партизана" и "Црвены звезды" и вовсе не мыслят своего принципиального противостояния без моря искрящих и дымящих огней. Говоря о внеевропейских футбольных традициях, стоит вспомнить про южноамериканскую культуру боления, где горящие трибуны сопровождают даже самые заурядные матчи.

Тем не менее, даже если принять незаконность и страшную опасность фаеров, вопросы к действию полиции остаются. В наше время все современные стадионы (коих в России полно) буквально напичканы камерами, а число сотрудников стадионной службы безопасности может исчисляться сотнями. Казалось бы, подобные ситуации должны решаться с помощью видеонаблюдения и точечных наказаний. Сразу после нарушения закона видеонаблюдение помогает выявить нарушителей, а охранники быстро, но корректно задерживают только тех, к кому у клуба или у закона есть претензии. Острая и неадекватно жёсткая реакция показывает, что доблестным стражам правопорядка на самом деле нет никакого дела до зажжённых фаеров, что бы ни говорили официальные лица. Очень удобно выяснилось, что именно в данном секторе ВЭБ-арены за воротами не работали камеры. Занятное совпадение, ничуть не оправдывающее зверства МВД против болельщиков. При этом, несмотря на объяснение всего использованием пиротехники, очевидцы говорят, что ОМОН находился в подтрибунном помещении задолго до совершения болельщиками этого страшного преступления.

После задержания от своих же фанатов отвернулось руководство клуба. "РБ Спорт" обратился за комментарием к президенту ЦСКА Евгению Гинеру, но он просто бросил трубку. Пока фанатов держали на холодном стадионе, а потом били, скручивали и развозили по отделениям полиции, боссы клуба не делали ничего. Официальная позиция клуба была озвучена уже глубокой ночью.

"К сожалению, впервые за всю историю ВЭБ Арены во время матча в таком масштабе была использована пиротехника. Мы осуждаем тех, кто совершил противоправные действия, но в тоже время считаем, что невиновные страдать не должны. Мы продолжим контактировать с правоохранительными органами, чтобы как можно быстрее разрешить сложившуюся ситуацию" - говорится в заявлении клуба. Лучше бы молчали, ей-богу. При этом клуб умеет показывать характер, как это было, когда бывший главный тренер сборной плохо отозвался об игроке армейцев Чалове или, когда одиозный футбольный агент Дмитрий Селюк устроил конфликт с тренером Гончаренко. Здесь клуб решил не вмешиваться, оставив своих фанатов одних. На то должна быть причина более веская, чем трусость или пиар-недееспособность. Этой же причиной может объясняться и молчание большинства крупных СМИ.

Показания о прибытии полиции на место преступления задолго до самого преступления, а также жёсткости при задержании рисуют из произошедшего не ответную реакцию на преступление, а акт устрашения или рекламную кампанию. Вопрос в том, что рекламируют. Здесь на помощь приходит главная, пусть и несколько замалчиваемая тема обсуждения в российском футболе последних недель – Fan ID. Идея паспортов болельщика была опробована на чемпионате мира 2018 года и показала себя отличным образом. Болельщики из других стран могли спокойно совмещать поездки по разным городам страны с походами на футбол без опасений потерять билет или самим потеряться в хитросплетениях российской бюрократии. Тем не менее, введение паспорта болельщика на матчах российского чемпионата выглядит сомнительной идеей.

В контексте российского футбола и окружающих его грязных историй с Fan ID кажется борьбой с неугодными. Аргументы за введение паспорта болельщика звучат очень странно – нам говорят, что это позволит обезопасить обстановку на стадионах и что с паспортами на футбол смогут ходить семьи с детьми. Тем не менее, самые активные сторонники контроля над фанатами вообще не замечены в особой любви к походам на стадион, а семьям с детьми, о которых так пекутся законодатели, ничего не мешает ходить на футбол и без всяких паспортов.

Учитывая то, что Fan ID наверняка будет привязан к Госуслугам, сертификатам о вакцинации и базам данных о приводах в полицию, можно сказать, что введением паспорта болельщика государство вытравливает с трибун фанатов. Борьба с футбольными фанатами – давняя история, расцветшая ярким цветом после того, как на Манежке тысячи здоровых и молодых русских парней показали себя реальной силой, заставившей государство с собой считаться. Фанаты продолжали иметь политическую и социальную силу и после увеличившегося давления, но киевский майдан в 2014, где основной боевой силой поначалу были именно ультрас "Динамо" (Киев) и близость ЧМ-2018, где опасность столкновений с фанатами стала одним из главных пунктов антироссийской пропаганды, заставили государство начать целенаправленное убийство российского фанатского движения. Привязка походов на футбол к паспортам болельщика, QR-кодам и прочим анализам окончательно добьёт и без того умирающую культуру футбольного боления в России.

Заранее спланированное избиение и показательное унижение фанатов ЦСКА – клуба с одной из самых верных армий сторонников – стало сигналом от государства: оно ненавидит футбольных болельщиков и стремится извести их. Проблема в том, что молодые, пассионарные и здоровые мужчины, почувствовав на своей шкуре горячую любовь государства к делу мирного и сравнительно невинного боления за родной клуб, ожесточатся и будут вынуждены искать другие пути выхода своей неуёмной энергии. Таким образом государство само взращивает опасную радикальную среду, не привязанную к футболу, подпольную и готовую к решительным действиям, с устоявшимися правилами, жёсткой иерархией и яростной ненавистью к государству.

1.0x