23 апреля прошёл "Всемирный день книг и авторского права", отмечаемый по решению 28-й сессии ЮНЕСКО с 1996 г. Основание: в один этот день, 23 апреля 1616 года, скончались Сервантес и Шекспир.
Всем памятна критика "нелепости сталинского режима": в 1937 г. всесоюзно отмечали 100-летие смерти Пушкина. Наум Синдаловский, "Пушкинский круг. Легенды и мифы": "Закоренелая большевистская привычка превращать любую дату в инструмент идеологической борьбы привела к тому, что даже даты смерти знаменитых людей в Советском Союзе превращались во всенародные праздники со всеми вытекающими отсюда последствиями — торжественными заседаниями, социалистическими соревнованиями, награждениями победителей, подарками и прочими атрибутами партийно-застольного веселья. Такой юбилей прошел в стране в 1937 году. Он был посвящен 100-летию со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина".
Хотя если вспомнить, что в (пост)перестроечные годы писали о том "100-летии смерти", книгу Наума Синдаловского объективно можно счесть ещё умеренной критикой: "Отмечать даты смерти — глупо, по-большевистски". Так что инициаторов всемирного отмечания Дня двух смертей, ЮНЕСКО, запишем в "сталинисты" (давно их подозревал) или в находящихся под интеллектуальным влиянием Сталина, СССР, 1937 года — и перейдём, собственно, к объектам и субъектам празднования.
В Петербурге к этому дню ежегодно приурочены "Книжный салон" и Международная конференция по авторскому праву. Гости, в основном из Финляндии, Эстонии, иногда Германии, Швеции, вместе с российскими писателями, издателями, юристами обсуждают: как защитить авторов, их права, их продукцию, то бишь книгу.
Статистика в докладах обычно такая: тиражи снизились на 7%, 10%, 12%… Помню цифры 2016-го: художественная литература относительно уровня 2008 г. — 46%, детская — 34%… Главная проблема — "пиратство".
По данным одной из ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, NOP World (2005): "Россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив первенство индийцам, китайцам… Индийцы читали 11 часов в неделю, россияне — 7".
К очередному Дню книг и авторского права запускали креативную программу, "давящую на сознательность": на билбордах знаменитые писатели начала ХХ века в облачении своих первых (хронологически) профессий. Земский врач Чехов и подпись (крупно): "Одним врачом больше — одним писателем меньше!" И пояснение (шрифтом помельче): "Если б интернет-пиратство было в начале ХХ века, Чехов так и остался бы врачом, а мы так и не увидели бы "Чайку". Хорош Есенин в фартуке мясника, с пояснением, что и юного поэта Сергея интернет оставил бы… "Одним мясником больше". Я тут добавлю: хорошим мясником! Его известная любовь к собакам, выраженная в стихах (см…), на этом поприще гарантировала бы покупателей от подмешивания собачатины.
Ещё был плакат: "Максим Горький остался бы мукомолом, если б интернет-пиратство…".
Творцам той серии я подсунул бы Сомерсета Моэма, по первой профессии, как известно, шпиона (в 1917 г. приезжал "по этой части" в Россию, встречался с Керенским, Савинковым): "Если б интернет-пиратство было в начале ХХ века, Моэм так и выкрадывал бы карты, взрывал мосты, а мы так и не увидели бы “Луну и грош”". (И картинка: Сомерсет в шляпе, плаще, тёмных очках, все дела…)
С 2013 г., возможно, учтя представительство книг на различных торрентах, сайтах "скачать бесплатно", в Питер стали приглашать меня как пример "ограбленного писателя". Пара случаев (понятно, что потери знаменитых писателей-классиков неизмеримо больше): два интернет-портала объяснили, что всё дело в ценовой политике и к ним при демократичном копеечном тарифе потянется массовый пользователь. Выложили мою книгу "Вторая мировая Перезагрузка" и… две адресных строки красуются в списках "сводников" (поисковиков) среди десятков "скачать бесплатно"! Книгу "Ближний Дальний восток. Предчувствие судьбы", вышедшую в мае 2012-го, я через три недели увидел на торрентах с ярлычком-клише "спасибо раздающему". Не мог даже ответить "на здоровье!", ибо "раздающий" отнюдь не я… На следующий день после конфренции-2018 я беседовал с гендиректором возрождённой киностудии "Ленфильм" Эдуардом Пичугиным: в его планах есть и продажа знаменитых фильмов студии (кажется, более 1500). Пожелал ему удачи. Но ведь тот же самый враг — "пират"… Законы против интернет-пиратства? Проведём-ка мысленный эксперимент: аккуратно изымем нынешний УК РФ, где на эту тему что-то предусмотрено, разработано и заменим на… например, Кодекс Хаммурапи (1750-е гг. до н. э.). Сравним их итоговую действенность против данного вида преступлений и…
Книжную статистику я, конечно, мог бы собрать и не выезжая на питерские конференции, но там довелось познакомиться с поистине драгоценным примером, иллюстрирующим затёртый лозунг и констатацию "СССР — самая читающая страна". Заметка в "Ленинградской правде" (11 апреля 1942 г.): "Выпускаются (5-6 экземпляров) рукописные "Окопные журналы" и "Библиотечка бойца". Среди их читателей (некоторые) хранили окопные журналы и армейские печатные газеты, пересылали их в тыл родственникам, для своих библиотек". Сопоставьте это с датой (1942), местом (Ленинград)!
При дореволюционной неграмотности традиция чтения сложилась поразительно быстро. Все признают факт "читательского бума 1950-х". Международные исследования: жители СССР тратят на чтение вдвое больше времени (11 часов в неделю), чем англичане, американцы, французы. Доля художественной литературы в общем тираже: 1970 г. — 29%; 1975 г. — 35%; 1980 г. — 44%; 1988 г. — 55%. В России 2017 года — 13,51%.
Подписные издания (заветные тома собирали годами). Книга в обмен на сданную макулатуру (с 1974 г.). Люди с книгой в метро, на пляже, в очереди, в парке — одна из главных фотоиллюстраций нашей страны той поры…