Рыльщиков Илья. СВО XVII века : историческое исследование. — Москва: АСТ ; КПД, 2026 — 480 с. — (Исторический контекст)
Летом 2025 года книжный сервис "Строки" выпустил исследование, свидетельствующее о возросшем интересе россиян к исторической литературе — в охвате от нон-фикшн до остросюжетной исторической прозы, на 30% относительно предыдущего года.
Интерес к истории свидетельствует о напряжённом поиске адекватных, неспекулятивных ответов на вызовы современности, вступившей в период великих и трагических испытаний.
Особое значение в условиях читательского интереса приобретают нестандартные, кросс-культурные исследования, существующие на стыке жанровых канонов академической и популярной литературы.
Такому определению вполне отвечает книга "СВО XVII века" — уникальный документальный роман, погружающий читателя в эпоху русского "Бунташного века", показанную через личные судьбы далёких предков Захара Прилепина.
История рода современного русского писателя выступает отправной точкой для разговора о формировании русского общества, о реальных условиях жизни служилых людей и крестьян в первой половине и середине XVII века, ключевых событиях эпохи и их последствиях, иногда ощутимых и сегодня.
Автором исследования выступил Илья Рыльщиков: российский историк-архивист и писатель, автор книги "Предки Бунина: Тайны и открытия", отмеченной ведущими российскими специалистами как выдающийся пример современного — т. е. отвечающего методологическому и инструментальному развитию науки на сегодняшний день — исторического исследования. Тем не менее серьёзнейшая, дотошная работа автора с архивными источниками не приводит, как часто бывает, к "узко-профессиональной перегруженности"; его книги остаются интересными и доступными как профессиональным историкам, так и людям, увлекающимся исторической литературой в свободное время.
"СВО XVII века" предстаёт не сухим генеалогическим исследованием и не отстранённой хроникой прошлого, а увлекательным и разножанровым повествованием, к тому же выступающим как важный источник для понимания того непростого времени, когда закладывались предпосылки социальных и геополитических противоречий на многие века вперёд.
В некотором роде "герой" книги — Захар Прилепин — говорит о книге следующее:
"Понятно, что моя родословная — интерес сугубо личный.
Были люди, жили люди — от них однажды родился я; обычные дела. Но речь тут, в сущности, и не обо мне даже. Рыльщиков начинает повествование своё неспешно, но чем дальше, тем больше картина, описываемая им, ширится, события — ускоряются, и вдруг — как из рога изобилия начинают сыпаться не только моей кровной родни имена, обнаруженные на такой огромной глубине — но и, подумать только! — Фонвизины, Пушкины, Ушаковы, Толстые, которые теми же дорогами шли на те же битвы! И возглавляли они, будучи дворянами, и моих предков в том числе. И выходили на бой все вместе в малороссийские туманные утра.
И не только мои, но, скорей всего, и ваши, читатели, предки были там.
Книга же эта, повторюсь, далеко не только обо мне. Скорей, родовые линии мои — повод. Повод рассказать, как жили русские люди в те давние времена. Как торговали, как работали, как воевали. О чём были главные заботы их. Повод рассказать про воевод проворовавшихся и про воевод честных. Про сельский сход и про царёв суд. Всю жизнь занимающийся русской историей, ничего этого я не знал! Я удивлялся на каждой странице!"


