16 июля В.В.Путин подписал Указ "Об Экономическом совете при Президенте Российской Федерации", а уже 20 июля этот Совет собрался на свое первое заседание. Я внимательнейшим образом проанализировал состав участников ЭС и пришел к неутешительному выводу, что из 29 его участников (исключая самого В.В.Путина и руководителя президентской администрации С.Б.Иванова) 21 человек — это представители либерально-монетарной идеологии или той экономической модели, которая в мировых экономических кругах получила название "экономики Казино". 21 человек — это, однако, очко, господа, и уже этим фактом им обеспечен выигрыш в борьбе мнений на Экономическом совете, а всем нам, рядовым жителям России, естественно, обеспечен проигрыш. Ведь именно представители этой идеологии господствовали в правительстве Ельцина и довели экономику России до дефолта, именно они проводили "шоковую терапию", осуществляли грабительскую приватизацию, создавали в России олигархический капитализм и в результате превратили нашу страну в сырьевой придаток Запада, посадив ее на нефтегазовую иглу, а теперь еще, и втащив ее за уши в ВТО.
Е.Ясин вместе с Е.Гайдаром являлся одним из идеологов экономических реформ начала 1990-х гг., с 1994 года был министром экономики РФ, а с 1997 года — министром без портфеля, отвечающим за внутренние и внешние инвестиции в правительстве РФ, т.е. за создание пирамиды ГКО. С.Игнатьев с А.Кудриным в 1998 году были первыми заместителями министра финансов РФ и несут персональную ответственность перед российским народом за создание пирамиды ГКО и дефолт 1998 года. А когда пирамида ГКО рухнула, погребая под собой всю российскую экономику, Ясина "за особые заслуги" перед западным капиталом сделали "научным" руководителем "Высшей школы экономики" — рассадника либеральных прозападных идей в российской экономической науке.
До Е.Ясина министром экономики РФ был А.Шохин, а когда Ясин стал министром, Шохин перебрался выше, став заместителем председателя правительства РФ. Э.Набиуллина в 1997-98 гг. была заместителем министра экономики РФ, а после дефолта ее за заслуги перед "заокеанским отечеством" быстренько пристроили в Промторгбанк. В.Мау все 90-е годы был "правой рукой" Е.Гайдара и главным идеологом гайдаровской "шоковой терапии", и не случайно российские академики, несмотря на мощное административное давление, провалили его кандидатуру, когда в 2008 году он баллотировался в члены-корреспонденты РАН — у академиков "шестерки" не в чести.
Этот "список 21" можно было бы анализировать очень долго и подробно, но все эти люди принимали самое активное участие в формировании нынешней рентной, т.е. особо извращенной модели экономического развития России. Но именно эти "экономические авторитеты" составляют подавляющее большинство в Экономическом совете при президенте РФ. Еще несколько человек в этом совете представляют, так называемый российский бизнес, но все они, за исключением, пожалуй, Президента ТПП РФ С.Катырина, представляют интересы сырьевого и спекулятивно-финансового лобби, или оффшорную аристократию в российских предпринимательских кругах. Они не представляют интересы национального производительного капитала, и их интересы абсолютно не стыкуются с интересами рядовых россиян, а так же с представителями малого и среднего бизнеса России.
Наши либеральные догматики свято убеждены, что только "невидимая рука рынка" сможет решить все проблемы, как глобальной, так и российской экономики, и расставить все по своим местам. Вот "невидимая рука рынка" и решает проблемы глобальной экономики, отправляя ее в глубокий нокаут — новую мировую депрессию, которая разворачивается на наших глазах. Главным же методом лечения у либеральных монетаристов всех мастей является требование снижения государственных расходов и создание дополнительных стимулов для бизнеса, путем снижения налогов и создания условий наибольшего благоприятствования для частных инвестиций, а так же максимальное стимулирование производства.
И невдомек этим горе-теоретикам, что мировая экономика вступила в кризис перепроизводства, когда, сколько не стимулируй производство, а произведенную продукцию, кроме как на склады, просто некуда девать, т.к. в условиях кризиса перепроизводства нужно стимулировать не производство, а потребительский спрос. Не случайно, что кризис 2008 года смогли быстро преодолеть только те страны, которые проводили программы стимулирования спроса, такие, например, как "автомобили за драндулеты" и т.п. А фактически без потерь из этого кризиса вышел лишь Китай, который мощно простимулировал кроме потребительского еще и государственный спрос, за счет мощного роста строительства инфраструктурных объектов и других государственных, в том числе и военных заказов.
Как "невидимая рука рынка" решает российские проблемы легко увидеть на примере высшего образования. В результате либеральных экономических реформ в России самыми популярными профессиями стали юристы и экономисты, которых за последние 20 лет "наобучали" столько, сколько нашей стране, возможно, не потребуется еще 100 лет, а вот инженерных кадров не хватает сейчас просто катастрофически. И это результат "свободной игры рыночных сил", за которую ратуют наши либералы. Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос дал еще 30 лет тому назад, объясняя причины успехов японской экономики по сравнению с американской, председатель правления фирмы "Сони" Акио Морита, который обратил внимание на то, что в США больше готовят адвокатов, а в Японии — инженеров: "Адвокаты занимаются разделом пирога, инженеры — его увеличением". Наши либералы за последние 20 лет выстроили рентную экономику, основанную исключительно на использовании сырьевых ресурсов. А в рентной экономике наибольшее значение имеют не те, кто занимается "увеличением пирога", а те, кто занимается его разделом. Именно поэтому у нас такая популярность юристов и экономистов, и нехватка инженеров. Какова экономика, такие и кадры.
Что же предлагает "группа 21" для преодоления разворачивающегося на наших глазах глобального кризиса. Сокращать социальные расходы, перенести на более поздние годы модернизацию российской армии, экономить бюджет и накапливать резервы за границей. В общем, все то, что в ситуации кризиса перепроизводства делать нельзя ни в коем случае. Сокращение социальных расходов — это сжатие потребительского спроса, а следовательно, сокращение производства и поступлений налогов в госбюджет. Именно благодаря наращиванию социальных расходов в соответствие с рузвельтовским "Новым курсом" США удалось преодолеть "Великую депрессию" в 1930-х гг. А В.Мау на заседании ЭС даже договорился до того, что назвал нынешний кризис — "кризисом социального государства", и это при том, что, к примеру, в ЕС наибольшей экономической устойчивостью в условиях мирового кризиса отличаются именно "социальные государства", такие, как Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Голландия, Финляндия и т.д.
Что же касается откладывания модернизации армии "до лучших времен", то тут просто поражаешься невежеству наших либеральных "идеолухов". Оно не позволит нарастить государственный спрос и увеличить доходы госбюджета, как это сделал, реализовывав программу "Звездных войн", Р.Рейган в 1980-х гг. Именно реализация этой государственной программы позволила США преодолеть кризисы 1970-80-х гг. Да и из Великой депрессии американская экономика вышла не в последнюю очередь за счет огромного роста госрасходов для нужд американской армии после начала Второй мировой войны. Именно эту простую истину пытался безуспешно донести до своих оппонентов на заседании ЭС академик Глазьев, утверждая, что "до сих пор любую экономику из кризиса вытаскивала ее милитаризация". Таким образом, все, что предлагают в качестве антикризисных программ наши либералы, будет иметь обратный результат, и только углубит последствия глобального кризиса для России.
В своем выступлении на первом заседании Экономического совета президент Путин сделал очень сомнительное умозаключение, что всем собравшимся на ЭС понятны проблемы глобальной экономики: "Во всяком случае, риски более или менее понятны и для мировой экономики, и для нашей. Но когда я говорю "более или менее", естественно, хотелось бы знать поточнее: "более или менее" — недостаточно". Мне кажется, что большинству членов ЭС нынешние проблемы глобальной экономики понятны скорее "менее", чем "более", что надеюсь, удалось показать выше. А исходя из уровня понимания проблем надвигающегося кризиса, возникает и прогноз дальнейшего хода событий в мировой экономике, и те шаги, которые необходимо осуществить, чтобы минимизировать последствия второй волны глобального кризиса.
И тут Путин отметил высказывание Г.Грефа, утверждавшего, что "нельзя прогнозировать ничего". Более того, президент тонко подметил, что Греф же "прогнозирует, что ничего нельзя прогнозировать, а это уже прогноз". Но "нельзя прогнозировать ничего" только тем, кто ничего не понимает в тех процессах, которые происходят в мировой экономике, а те, кто понимает фундаментальные законы, управляющие экономическими процессами, просто обязан выступать с грамотными и обоснованными прогнозами. И тут вспоминается дискуссия, происходившая осенью 2007 года в программе В.Третьякова "Что делать?", которая была посвящена возможному началу мирового экономического кризиса. В этой дискуссии принимали участие В.Мау, академик С.Глазьев, директор Института экономики РАН Р.Гринберг, и еще ряд экспертов. На прямой вопрос ведущего В.Третьякова: "Будет ли в ближайшее время мировой экономический кризис?". Только С.Глазьев ответил утвердительно: "Да, будет!".
Остальные отрицали возможное начало мирового кризиса в ближайшем будущем, а В.Мау с пеной у рта доказывал, что американская экономика настолько сильна, что легко справится с любыми экономическими и финансовыми проблемами. Не прошло и года после этой дискуссии, как разразился мировой экономический кризис. Но Мау и на нынешнем заседании ЭС уверял президента и всех собравшихся: "В конце концов, все будет хорошо! Мировую экономику вытянут структурные сдвиги в американской экономике!". Господин Мау даже не понимает, что американская экономика просто не в состоянии провести все эти "структурные сдвиги" в силу того, что более чем на половину — это "экономика Казино", и что она давно живет не за счет развития какого-либо производства, а за счет "высасывания" денег со всего мира, но остальной мир все меньше желает оплачивать это "американское Казино". Ну, а если В.Мау дал прогноз, что все будет хорошо, значит все произойдет ровно наоборот — слепая вера в мощь американской экономики — это родовая черта всех российских либералов.
И Г.Греф, исповедующий либеральную экономическую доктрину, так и будет уверен, что на уровне его непонимания фундаментальных законов мирового экономического развития "ничего прогнозировать нельзя"! Поэтому он и заявил на первом заседании Экономического совета, что кризис — это "рукотворное дело" и "результат плохого мониторинга тектонических сдвигов в мировой экономике". Вот только жаль, что он не пояснил, как можно "рукотворно" осуществить "тектонические сдвиги в мировой экономике"? Для этого нужно быть, как минимум, Зевсом-громовержцем. Одно из двух: или кризис есть результат "тектонических сдвигов в мировой экономике", или это "рукотворное дело". Присутствовавшие на заседании ЭС журналисты отмечали, что многие выступавшие так или иначе сходились в том, что такой волны кризиса, как в 2008-м, уже не будет. Вот такие советники у нашего президента, блажен, кто верует... Но им не впервой попадать впросак со своими прогнозами, о чем я уже писал выше. Любопытно на них будет посмотреть, когда глобальный кризис в 2013-14 гг. развернется во всю свою мощь, произойдет третий дефолт доллара, и рухнет нынешняя мировая финансовая система. Подождём!