Кирилл Бенедиктов в недавней интернет-публикации на сайте terra-america.ru высказал удивление, что фундаментальные работы американской исследовательницы польского происхождения Джанин Ведель ("Сговор и столкновение: странный случай западной помощи Восточной Европе", 2001; "Теневые элиты: как новые мировые торговцы властью подрывают демократию, правительство и свободный рынок", 2009), посвященные реальным механизмам функционирования современных властных структур Запада и Востока, до сих пор остаются невостребованными российским обществом и, соответственно, не переведенными на русский язык. И сам же называет вероятную причину подобного невнимания: "Ведель выявляет многочисленные параллели и существующие связи между кланом "неоконов" и кланом российских "приватизаторов", которые она называет "сетью Чубайс—Гарвард".
Весьма интересен с данной точки зрения тот, почему-то не упоминаемый Бенедиктовым, факт, что и американские "неоконсерваторы", и российские "демократы" не только тесно связаны между собой "деловыми" связями, но также имеют общие и весьма неожиданные, на первый взгляд, идеологические корни, а именно — троцкизм с его концепцией "перманентной революции". Но если в отношении американских деятелей типа Вулфовица или Пёрла, этот генезис просматривается с достаточной чёткостью, то фигуры тех же Гайдара и Чубайса, кажется, полностью утратили былой флер "левизны". Хотя во второй половине 80-х они, ныне "ультраправые", позиционировали себя именно как "ультралевые" — и это было вовсе не случайностью.
Кто-то же в ЦК КПСС и других компетентных органах отбирал эти молодые дарования по анкетным и прочим данным, направлял их в зарубежные стажировки по линии Римского клуба и прочих "конвергентных" структур, курировал их деятельность в клубах под названиями типа "Молодой коммунист" и т.п.? Так что не из "другой экономики", т.е. "теневой", подконтрольной органам МВД, прорастали нынешние властно-олигархические кланы бывшего СССР и стран Восточной Европы, а из "третьей", зарубежной, подконтрольной органам спецслужб как "боевого отряда" коммунистических партий, где со времён Хрущёва троцкистские тенденции, можно сказать, пережили второе рождение.
Конечно, глобальной конвергенции правящих элит в единое "мировое правительство" не обходится без всякого рода эксцессов, но сформулированный Джанин Ведель факт, что в ходе этого процесса понятия "свободный рынок", "демократия", "верховенство закона" постепенно утрачивают свой первоначальный смысл и становятся "элементами декора, скрывающими деятельность "эластичных сетей" новых элитных групп", несомненно, заслуживает и признания, и дальнейшего изучения.