Низы не могут
Авторский блог Станислав Бышок 16:07 24 июня 2020

Низы не могут

социально-экономическая обстановка в Республике Беларусь накануне президентских выборов становится всё более острой
2

Нынешние масштабные политические протесты — далеко не первые. Они случались уже неоднократно, по разным причинам, с разной тактикой и во главе с меняющимися лидерами. Но утверждать, будто текущая волна недовольства ничем не примечательна и скоро сойдёт на нет, как это было прежде, вряд ли возможно.

Многие эксперты говорят, что всё дело — в спаде, который сейчас переживает белорусская экономика. Да, это фактор значимый, но он — далеко не единственный и даже не основной.

Несомненно, есть и фактор "политической усталости" — в конце концов, Александр Лукашенко находится у власти с 1994 года, и за эти 26 лет в Беларуси не было даже "пересменки", как в России с президентством Дмитрия Медведева.

В 2015 году уже были ощутимые протестные настроения, но они в значительной мере купировались красноречивой картиной постмайданного развала в соседней Украине. Мало кто из "уставших от Лукашенко" белорусов хотел, чтобы в стране было, "как на Украине". Но когда качество жизни и уровень доходов населения не растут, негласный контракт между действующим президентом и обществом, когда первое лицо государство гарантирует устойчивый рост благосостояния в обмен на отказ граждан от сколько-нибудь заметной оппозиционной политической активности, прекращает функционировать. В этой связи большой вклад в "разрыв контракта" внесла и коронавирусная пандемия. Изначальное нежелание Лукашенко признавать эту проблему и вводить карантин, обусловленное, по его словам, заботой об экономике республики, вызвало дополнительное раздражение в среде и так всё более недовольных горожан. Всё-таки белорусы живут не в полной информационной изоляции. Они стали "явочным порядком" уходить в самоизоляцию, но при этом вовсе не "изолировались" от политики — скорее, наоборот.

Дополнительным фактором недовольства, а вовсе не национального сплочения вокруг лидера государства, стало решение Лукашенко провести парад Победы 9 мая как полноценное праздничное мероприятие с участием большого количества зрителей.

Накануне президент Белруссии назначил новое правительство, во главе которого поставил "силовика" — бывшего председателя Государственного военно-промышленного комитета Романа Головченко. Учитывая, что каких-то больших военных амбиций у республики нет, многие сделали вывод о том, что "воевать" он будет с внутренними угрозами, и это было подтверждено взятием под стражу сразу двух оппозиционных лидеров, собравших необходимое для участия в президентских выборах число подписей граждан: блогера Сергея Тихановского, "Навального на минималках", как его называют в Белоруссии, а также банкира, экс-главу "Белгазпромбанка" Виктора Бабарико (или Бабарыку, если по-белорусски).

Кроме того, решил сойти с дистанции и третий кандидат, Олег Гайдукевич, лидер белорусских либерал-демократов, "сестринской" партии по отношению к российской ЛДПР. ЛДПБ считается лояльной оппозицией, что также роднит их с партией Жириновского. Собственно, Гайдукевич мог бы стать "выбором номер один" для тех белорусов, кто, желая перемен, не хотел голосовать за "несистемную" оппозицию. С точки зрения азов политтехнологии, Гайдукевич как раз был бы полезен Лукашенко, оттягивая голоса у "несистемных" кандидатов.

Собственно, какие-то предвыборные рейтинги в Беларуси де-факто отсутствуют, поскольку независимых социологических компаний нет. С одной стороны, это рождает совсем невероятные предположения — например о том, что рейтинг Лукашенко составляет всего 3%. А с другой стороны, ясно, что прежнего высокого уровня общественного доверия по отношению к президенту уже нет.

Если проецировать известную ленинскую формулу революции: «Верхи не могут, низы не хотят!» — на современные белорусские реалии, то получится примерно такая картина. В "низах" сформировалось некое "гражданское общество", которое требует политического участия, "по евростандартам". Оно не приемлет цензуры, не симпатизирует авторитарной форме правления и не ностальгирует по советским временам. В "верхах" же остаётся весьма жёсткая система, которая воспринимает любые поползновения "снизу" как угрозу собственному существованию, а в информационной сфере транслирует точку зрения, что успех протестов будет угрожать самому существованию независимой белорусской государственности.

Если раньше в этой схеме активно присутствовал внешний фактор в виде коллективного Запада, то сейчас уже идут прозрачные намёки и на российское влияние — в связи с "Белгазпромбанком", дочерней структурой российского "Газпрома". В результате возникает идеология осаждённой крепости. Но "играть в войнушку" с воображаемыми врагами, якобы лезущими на Беларусь и с запада, и с востока, мало кто хочет.

Ранее "линия фронта" между оппозиционерами и лоялистами проходила по линии белорусского — то есть по умолчанию антирусского — национализма, что выражалось даже в различной символике. Националисты принципиально использовали не нынешний государственный, а бело-красно-белый флаг Белорусской народной республики и говорили по-белорусски. Соответственно, пророссийское русскоязычное большинство волей-неволей оказывалось на стороне Лукашенко.

Сегодняшним оппозиционным лидерам, в том числе взятым под стражу русскоязычным Тихановскому и Бабарико, также близок белорусский национализм, но — умеренный. Такой русскоязычный белорусский национализм вполне приемлем для значительной части белорусского общества.

Лукашенко позиционировал себя в качестве пророссийского политика, но когда дошло "до дела" — то есть до подписания "дорожных карт" по Союзному государству, которое, собственно, и является финальным тестом на "пророссийскость", со стороны официального Минска начались проблемы. Таким образом, нельзя сказать, что в нынешнем политическом противостоянии в Беларуси у России вообще есть какой-то "свой" кандидат. Скорее, Москва заинтересована в спокойном развитии событий в соседней республике — и по итогам поддержит любую действующую власть.

Что же касается российско-белорусских интеграционных перспектив, то они, скорее всего, в любом случае ухудшатся. Поддержка населением интеграции с Россией постепенно снижается, а с Евросоюзом — увеличивается. Новое поколение, не имеющее опыта жизни в СССР и соответствующей ностальгии, воспринимает Россию как близкое, но всё-таки другое государство, а свою страну — не как осколок Союза, который должен воссоединиться с большим целым, но как самодостаточную сущность, расположенную не в Евразии, а в Европе.

Следовательно, политика России на белорусском направлении, на мой взгляд, должна исходить не столько из общего прошлого, сколько демонстрировать привлекательную картину возможного общего будущего — Союзного государства, в котором всем нам хотелось бы жить.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
25 июня 2020 в 13:56

"...политика России.../цезура моя - Ю.К/ , на мой взгляд, должна исходить не столько из общего прошлого, сколько демонстрировать привлекательную картину возможного общего будущего..."
Это я не только про Белоруссию, а вообще

1 июля 2020 в 22:31

Следовательно, политика России на белорусском направлении, на мой взгляд, должна исходить не столько из общего прошлого, сколько демонстрировать привлекательную картину возможного общего будущего — Союзного государства, в котором всем нам хотелось бы жить.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для этого :

1. Россия должна предложить проект конституции такого государства и обратиться к гражданам России, Белоруссии и Украины для получения на референдуме их мнения
о необходимости нового союза. Т.е. сделать то, чего не сделали в 1991г. три негодяя - Ельцин, Кравчук и Шушкевич - объединить в одном государстве всех желающих того русскоязычных граждан.

2. Участниками вышеназванного референдума должны стать граждане не моложе 40 лет. Его итоги целесообразно определить среди разных социальных групп населения.

3. Естественно, идея нового союза приведет к разделу Украины и Белоруссии - националистам в обеих странах не нужно такое государство. Но и новому государству не нужны хронические националисты. Идея объединения трех народов стимулирует мирный раздел Украины и Белоруссии, иначе бандеровщину и т.п. придется изолировать силой.

4. Новая Велико-Русская Держава (https://zavtra.ru/blogs/ears_tezisi_o_zhelaemom_) должна стать "гибридом" прошлого (до 1991г.) социалистического и постсоветского социального государства.