Авторский блог Павел Тихомиров 01:07 29 ноября 2024

Образ Героя формируется в пространстве компьютерных игр

империя превыше всего?

В сентябрьском номере журнала американской культуры «Хроники» вышла довольно любопытная статья Педро Гонсалеса «Шедевр видеоигры Grimdark» (A Grimdark Videogame Masterpiece).

Речь в статье была не только о том, как здорово проводить время в компьютерных играх, но о том – что пока ещё продолжает нравиться американским любителям этого дела, и что специалистам по пропаганде и агитации в этой их любви не нравится.

Когда 30 лет назад увлечение компьютерными играми становилось массовым явлением в том числе и в наших пределах, многие почувствовали, что перед нами вовсе не «электронные шахматы», но нечто, увлекающее гораздо сильнее, нежели приключенческие блокбастеры. Причина ясна – игрок сам становится микро-демиургом пусть и выдуманной, но реальности.

Те, кто увлекался вопросами общественного строительства и присматривался к разного рода технологиям манипулирования, понимал, что мир игры выстраивается по принципу генератора сюжетов на основании заранее заданного перечня конфликтов и правил соотношения сил, алгоритмов восстановления ресурсов и т.д.

И учитывая всё это, давно стало понятно, что компьютерные игры могут стать (и стали) одним из самых эффективных проводников той или иной идеологии

Да, они - всего лишь инструмент, но инструмент эффективный.

Такими инструментами в разное время были песни сказителей, уроки Закона Божия, лекции атеистических обществ, радиопередачи «вражьих Голосов», сеансы в полуподвальных видеосалонах.

Теперь – иная эпоха.

Увы, наши дорогие словесники в основной своей массе всё никак не могут вместить то, что эра великой Русской литературы, которая длилась почти 200 лет – от Пушкина и Достоевского до Высоцкого и Солженицына – закончилась. И литература уже вряд ли когда-нибудь в человеческой истории будет играть ту роль, которую она играла в эти два века. То есть книжная культура не только перестанет исполнять функцию совести народной, но перестанет формировать те образы для подражания, которые могли бы быть восприняты массовым сознанием.

Формирование образов для подражания

Формирование образов для подражания – одна из важнейших задач любого идеолога.

Другая задача – поиск новых инструментов для решения этой задачи.

И одним из таких инструментов сегодня являются компьютерные игры.

Когда-нибудь, полагаю, очень скоро, они станут исполнять другую главную функцию – увод огромных пластов народонаселения в виртуальность, ибо ресурсов на всех не хватит, а запереть человека в пространство какой-нибудь симуляции будет совсем несложно. Человек сам туда влезет и вылезать не захочет в силу известных духовных законов, повествующих о порабощении той или иной формой психологической зависимости.

Всё это, думаю, понятно, с идеями Пелевина и Брукера знакомы, не будем останавливаться на этом.

Те, кто помнит появление игр «Цивилизация», «Блицкриг», «Казаки», «Наполеоновские войны», наверное, согласятся со мной, что некоторые явные условности этих игр связаны именно с вещами идеологического характера. Например, в игре «Казаки» украинские селяне никогда не сдавались, но, даже оставшись без защиты своих, продолжали сражаться в качестве лёгкой пехоты. А вот крестьяне некоторых других наций сдавались в плен, даже если мимо проскачет вражеский всадник. Западноевропейские королевства были ужасно ресурсозатратными, армии строились медленно, зато азиатские цивилизации могли поставлять пушечное мясо с фантастической скоростью. И т.д. и т.п.

Однако, вернёмся к статье американского культуролога.

«Это 41-е тысячелетие. Человечество сталкивается с бесконечными войнами в тёмной и безразличной вселенной. Цивилизация находится в состоянии застоя и окружена космическими ужасами, недоступными пониманию смертных. Способность человечества перемещаться между звездами зависит от психического маяка, поддерживаемого огромной волей императора, который более ста столетий восседал на троне.

…Такова судьба человечества во вселенной Warhammer 40,000, настольной игры, которая породила множество побочных медиа - от видеоигр до анимационных фильмов и головокружительный каталог литературы. The Black Library, подразделение Games Workshop, компании, производящей миниатюрные варгеймы, существует для публикации и сопровождения сотен романов и аудиокниг, связанных с Warhammer 40K».

Далее автор журнала американской культуры восхищается эстетикой игры, и тут мне бы не хотелось тиражировать эти восторги. Поскольку эстетика Warhammer – это эклектичность, рождённая от смешивания жанров «мрачного фэнтези» с собственно «научной фантастикой» и социальными антиутопиями.

Смесь интересная, дающая широкие возможности.

Можно не только обходить сложные места, описывая физический принцип действия неких диковинных приборов и механизмов – как это пытался делать, скажем, Жюль Верн или Беляев. Вместо этого появляются некие волшебства. И ничего объяснять не нужно.

Не нужно при этом придерживаться мифологии НТР, к чему обязывала классика научной фантастики, вместо этого – многочисленные аллюзии на мифологическую картину, сформированную как в самых разных традиционных культурах, так и на «постмифы», например, на мир, созданный Толкиным. Простор фантазии открывается за счёт элементов эстетики «стим-панка»: все эти… то ли космо-паровозы, то ли межгалактические станции с заклёпанными корпусами. Генетиченски модифицированные пост-люди вооружены не только бластерами, но и высокотехнологичными дубинками ацтеков или боевыми топорами викингов.

А началось все, как мы помним, со «Звёздных войн». В книге «Блестящие изображения» Камилла Палья написала, что в своей саге Джордж Лукас “объединил древние легенды о героях Востока и Запада с футуристической научной фантастикой и создал персонажей, которые вошли в художественную литературу, персонажей, о которых мечтали миллионы”.

В принципе, всё совершенно логично для человека, которому марксизм и идеология Просвещения скучны, а веры религиозной как нет, так и не предвидится.

На выручку приходят различные формы атеистического пантеизма. От «да пребудет с нами Сила», до совсем уж вульгарных форм «мистического материализма». Где сверхъестественные вещи становятся просто проявлением неких «психических сил», пока ещё не доступным обычным человекам, но которые непременно станут нормой для пост-людей генно-модифицированных. Которые, ясное дело, усилят свои способности при помощи технологий.

Не мудрено, что создана целая индустрия.

Общество, в котором целенаправленно навязывается левацкая идеология разнообразнейших инклюзивностей, где совершенно беззастенчиво попираются те идеалы, на которых были выстроены соответствующие цивилизации, несомненно, ожидает появления Героя.

Ждут своего Героя Американцы.

Ждут своего Героя Европейцы.

Ждут своего Героя и Русские.

Страхи леваков

И сотрудники идеологических отделов Центральных Комитетов тех территорий, где национальные бюрократии ещё не совсем слиты глобалистами-транснационалами, пытаются придумать: из какого набора мифов бы сфабриковать этого Героя.

А вот их соперники, сотрудники идеологических пиар отделов, обслуживающих глобалистскую повестку, озабочены тремя вопросами:

1) Что можно противопоставить запросу на Героя?

2) Можно ли этот героический пафос выглумить?

3) Можно ли возглавить то, что никак не получается победить в открытом противостоянии.

Аналитик из «Хроник» рассказывает о попытке то ли выглумить, то ли попробовать паразитировать на популярности мифологии сотрудниками идеологических отделов лево-либерального ЦК:

«В этом году произошла недавняя серия дорогостоящих провалов, в которых идеология была превыше всего остального. Например, как сообщал Федералист, в игре «Отряд самоубийц: Уничтожьте Лигу справедливости» фигурировала “версия Бэтмена, заклятого врага мистера Фриза, с заменой расы на лесбийскую”. Это был провал, который обошёлся студии в 200 миллионов долларов.

Другое название, Dustborn, было описано Forbes как “самая нераскаявшаяся либеральная и левая игра из всех существующих”. После релиза она потерпела крах и сгорела с рекордным количеством игроков за все время.

К концу года будет продано больше единиц других игр, но Space Marine 2 - сертифицированный хит, и это о чем-то говорит, учитывая тематику.

Деметриан Титус, главный герой игры, является классическим героем-мужчиной, чьё чувство долга таково, что даже жало смерти не может остановить его.

Будучи космодесантником, Титус является почти 10-футовым генетически улучшенным суперсолдатом - сторонником превосходства человеческой расы. Он весит около тонны внутри своего бронированного костюма и вооружен до зубов оружием, покрытым знаками, которые свидетельствуют о его жизненном кредо. Титус был рожден и воспитан, чтобы жить и умереть под знаменем мужества и чести вместе со своими боевыми братьями, которые очищают галактику от всяко-разных зеленокожих тварей, насекомоподобных чудищ и прочего зла, находящегося за пределами человеческого понимания».

Однако, продолжает Гонсалес, леваки, не сумев выглумить героику, перешли к обычным атакам: «Я не ненавижу игру», - написал один из них Журналист Gizmodo. «Проблема в том, что есть немалая часть сексистов, расистов и токсичных фанатов Warhammer, которые склонны думать, что Империум прав в своих методах».

Другими словами, они могут и не ненавидеть игроманию как таковую, но они определённо напуганы её пропагандистским эффектом.

Ненавидят её идейное содержание. Империя, сколь несовершенной и жестокой бы она не была, в соответствии с мифологией мира Warhammer противостоит неприкрытому злу. Которое, согласно убеждениям леваков, выглядит совершенно иначе, нежели это представляют себе «сексисты», «ксенофобы» и прочие «религиозники».

Это всё понятно, и ситуация с попыткой медийного высмеивания феномена компьютерной игры про защитников человеческой расы от всяких мелких бесов, просто в очередной раз напоминают нам об убеждениях классических левых идеологов.

Но что могут противопоставить этому идеологи правые?

«Белую магию»? Трансгуманизм, призванный сделать наших солдат более совершенными бойцами? Эклектический пантеизм?

Боюсь, что и наши отечественные имперцы рано или поздно пойдут именно по этому пути.

Ибо хотя у нас на словах и ругаются треклятущие римо-католики, образ мысли многих православных патриотов ничем не отличается от образа мысли иезуитов.

Потому что иезуиты такие хитрые не потому, что они по природе своей ужас-ужас какие лукавые, а потому что они свято уверены в том, что «если цель – спасение души, то цель оправдывает средства». (Да, знаменитое выражение полностью звучит именно так).

В нашей версии это убеждение выглядит иначе немного:

«Если наша империя – Катехон, то всё, сделанное ради укрепления империи – вне зависимости от того – кем и как оно сделано, – всё ко благу».

В пространстве метаистории, возможно, так оно и есть. Но каково душе того христианина, который ради достижения как бы высших целей, станет пренебрегать элементарной духовной гигиеной?

Это я, конечно, не про трансгуманизм и магию, а про «правый синкретизм», то есть про то, что религиозные люди доброй воли объединятся – и дальше уже почти по Пьеру Безухову.

Тенденции ведь ясны. (Упование на «христианского сиониста» Трампа ведь именно из этой серии).

Как бы в поиске героя не воспринять в качестве такового кого-то, похожего на персонажа одного из «варгеймов», на щите которого, кстати, двуглавый орёл. Естественно, без Креста.

Как бы в борьбе с мелкими бесами не оказаться в лагере более изощрённого зла.

В принципе, опыт игры «Наполеоновские войны» показывает, что альтернативный «чёрно-фентезийному» «варкрафт» продукт сделать можно.

Главное, чтобы не получилось так, как с мультипликацией на тему исключительно перспективной книги из серии «Дети против волшебников». Когда увлекательная и глубокая книга была экранизирована таким образом, что сама экранизация стала чем-то нарицательным.

(Героизмом ведь можно выглумить весьма простым способом: создав такие условия, что под видом экранизации была преподнесена карикатура. То ли заведомо так было сделано, то ли деньги «распилили» и на оставшиеся средства был кое-как слеплен сей продукт экранизации).

Тут уже всё зависит не только от нас. Не только от тех, кто пытается при посредстве инструментов той эстетики, которая близка любителям «варгеймов», сочинять какие-то истории про героев.

Немного иррационального

Всё зависит от промысла Божия. Если есть ещё шанс как-то расшевелить наших детей и внуков, то будут созданы условия для формирования некой альтернативной игровой вселенной, в которой каждый желающий может почувствовать себя Героем. И, быть может, потом – уже в реальной жизни – начать эти качества как-то воплощать.

Если нет, то, стало быть, так и будем продолжать увлечённым ребятам - реальным реконструкторам, воспевающим западноевропейское рыцарство, или геймерам, увлечённым «хорошими магами-трансгуманистами», и так далее, - противопоставлять неокомсомол всех этих сфабрикованных по команде из парткомов «юных армейцев».

И всё-таки в заключение хочу ещё раз о наболевшем.

На написание этого комментария меня сподвигло не только желание поделиться размышлениями американского патриота о ситуации в их обществе. Не об американцах, взыскующих Героя, и не об американцах, глумящихся над традиционным героизмом, тут речь.

Речь о том, что и у нас уже выросло поколение тех, кто в борьбе с мерзостями мелкой бесовщины делает ставку на генно-модифицированные технологии да на «белую магию».

Это называется «хоть с нечистым – лишь бы против врагов Империи».

Ну, как же. Ведь если империя – залог присутствия Духа Святого в человеческом обществе, а Катехон у нас понимается именно так чаще всего, стало быть, важна не вера как таковая, а борьба за империю. И средства тут не выбираются.

Не так ли?

Что ж потом удивляться, что бывшие православные патриоты начинают внимательнее присматриваться к идеям уранополитским. Идеям совсем не патриотическим. Но зато внятно проговаривающим иерархию ценностей: «что во имя чего».

И где предел допустимого компромисса с иновериями. Которые тоже ведь вовсе не против «традиционных ценностей».

1.0x