XVI саммит БРИКС, прошедший в Казани 22-24 октября 2024 года с участием делегаций 35 государств и шести международных организаций, не стал переломной точкой в переходе от однополярного мира Pax Americana к миру многополярному, но, как сейчас принято говорить на Западе, «послал сигнал» о том, что эта точка уже близка и становится всё ближе. «Красной нитью» через весь текст принятой на саммите Казанской Декларации БРИКС, состоящей из четырёх разделов («Укрепление многосторонности для более справедливого и демократического миропорядка», «Укрепление сотрудничества в интересах глобальной и региональной стабильности и безопасности», «Углубление финансово-экономического сотрудничества в интересах справедливого глобального развития», «Расширение гуманитарных обменов в интересах социально-экономического развития») и 134 пунктов, проходит неприятие «односторонних экономических санкций и вторичных санкций, противоречащих международному праву», то есть дискриминационных практик международного сотрудничества и торговли, под разными предлогами (безопасность, климат, нарушения прав человека и т.д.) используемых прежде всего США, а также их союзниками по «альянсу демократий». Отмечается, что подобные практики «имеют далеко идущие последствия для обеспечения прав человека, включая право на развитие, для всего населения подвергшихся этим мерам государств, непропорционально затрагивая бедные слои населения». Также важное место занимает осуждение «беспрецедентной эскалации насилия в секторе Газа и на Западном берегу (реки Иордан) в результате военной операции Израиля» с «поддержкой принятия Государства Палестина в ООН как полноправного члена» этой организации, что особенно важно — «в соответствии с международно признанными границами по состоянию на июнь 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме». Также важно, что к блоку финансово-экономических вопросов (продовольствие, энергетика, металлы etc.) подключена проблематика информационно-компьютерных технологий, включая цифровизацию всех аспектов жизни современного общества.
Иными словами, «глобальный Юг» и «Глобальный Восток» в лице прежде всего России—Китая—Индии на саммите БРИКС в Казани выступили не с открыто конфронтационных по отношению к коллективному Западу позиций, но с позиций, полностью отрицающих его право и дальше диктовать свои условия в международных отношениях. Причём, что важно, такое отрицание не голословно, оно обусловлено не только фактической утратой коллективным Западом доминирования в военной (что показал как опыт СВО на Украине, так и опыт текущего обострения ближневосточного конфликта) и экономической (что показала длящаяся рецессия в «развитых» странах) сферах, но и уже реальная перспектива утраты им информационно-финансового доминирования. Признание в Казанской Декларации БРИКС центральной роли МВФ в глобальной системе финансовой безопасности и надежда на пересмотр квот сочетается с фиксацией того факта, что независимая от доллара трансграничная расчётно-депозитарная инфраструктура BRICS Clear не просто стоит в повестке дня, а проходит этап рабочих испытаний.
Конечно, вряд ли сегодня на Западе принципиально готовы к равноправному и справедливому диалогу с ранее подвластными им бывшими колониями, полуколониями и неоколониями, которые там по-прежнему считают варварским «третьим миром», «джунглями». Но в данной связи поневоле вспоминаются строки Александра Блока из «Скифов», написанные больше ста лет назад:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Что ж, поэтам свойственны метафоры и гиперболы, а нынешний саммит БРИКС — ещё не самый последний по времени призыв к людям Запада опомниться, но явно один из последних. Да и — люди ли они, эти нынешние обитатели «цивилизованного западного сада» желающие стать «постчеловеками», «трансчеловеками», «альтчеловеками»? Не обращаются ли участники саммита БРИКС к пустоте?
Фото: Википедия