Авторский блог Манолис Чахкиев 00:45 22 января 2017

Обращение к поэтам

Из далекого Средневековья
31

Под воздействием стихотворных баталий последних дней на "Завтра", сел листать сборник суфийской поэзии.

Недаром все-то суфизм называют мистическим учением. Первое, что попалось на глаза у Джелальдина Руми

Притча о мудреце и павлине

Увидал у дороги павлина мудрец,
Тот выщипывал перья свои,
Подошёл с сожалением к птице отец
И сказал: - Бог тебя сохрани!
Почему так безжалостно перья ты рвёшь?

С корнем, болью, так резко и смело?

Или это кокетство? Лукавая ложь –
Совершенье греховного дела…
Столь красиво, павлин, оперенье твоё,
Столько сладости взорам хранит,
В драгоценный Коран помещают перо
Меж листами, и в свете горит
Перламутром и жемчугом эта краса,
Не бросай же ты ценности в грязь,

Иль не ведаешь, Кто сотворил чудеса
И рисунка прекрасную вязь?
И не только для взора чудесно перо,
Опахала даруют прохладу,
На тебя же затмение, вижу, нашло,
Но кокетство - подобие яда,
Хоть приятнее сладости, меньше вкушай,
Ибо сотни опасностей в нём.
Безопасность в нужде, с нею ты и ступай
К свету духа целебным путём.

Истощающий тело подобен луне,
Что сиянием мир наделяет,
А из мёртвого жизнь извлекает вовне
Только Он! Тот, кто умер, тот знает.
Дух телесный стремится ко смерти своей,
Так умри, чтобы жизнь изошла!
Не царапай свой лик, красоту пожалей,
Из зимы воскресает весна.
Ты не перья щипай, а себя отщипни
От телесности перьев своих,
А красу мира форм и в себе не кляни,
Вся строптивость - удел для глухих.

Вдруг заплакал павлин, слёзы как жемчуга…
И мудрец укорять себя стал:
- Зря корил его я, недостойный слуга,
Те укоры ему как кинжал…

Вот окончились слёзы, и поднял глаза
Тот павлин и затем произнёс:
- Уходи же ты прочь, обличитель-гроза,
Ты – заложник невидимых слёз.
Ты слуга красоты внешне видимых форм,
Ароматов природы, цветенья,
Разве знаешь, с каких мне, страдания, пор
Столько бед принесли и плененья…
Всех вокруг привлекает павлинья краса,
Тянут руки, охотников много,
Сети ставят, уж лучше уродства стезя
Для тщеславного – тщетность порога.

Ты воюешь с другими, а я же с собой,
Убегать от себя иль другого?
Не учи ты других, о, мудрец дорогой,
Посмотри на себя, только строго.
То, что видишь вокруг, примеряешь к себе,
А себя на других ты примерь,
И, возможно, узнаешь дороги в судьбе,
Хоть и мнишь, что открыл уже дверь…
Если б я был свободен от уз моих дел,
Трепетания сердца и вдоха печали,
Если б был я подобен пророку – удел
Пребывания в Боге и близости дали,
То красивые перья ничуть не помеха,
Растворившийся в Боге вдыхает Его,
Слиты в нём все миры, отражения, эхо,
Лучезарно-бессмертно Его существо.

Да не стань попугаем досужим
Сладким сахаром ты, о, поэт…
Те, кто зрят Небеса через лужи,

Только в солнечный веруют свет…

Комментарии Написать свой комментарий
22 января 2017 в 03:21

Жаль, что лично Руми поблагодарить пока нет возможности, поэтому - спасибо, Манолис, за красивое напоминание о долге поэтов.

22 января 2017 в 04:28

Здравствуйте, Манолис.

Присоединяюсь, к мнению Виктора.

Всё есть в этих стихах. И смысл, и поэзия. И перевод достойный.

С уважением.

22 января 2017 в 07:25

Манолису

Можете ли сказать что-то об истоках суфизма?
Откуда он взялся?

Владеете ли ингушским языком?
Вопрос есть один, ответить на который может лишь носитель языка.

22 января 2017 в 09:56

извиняюсь что решил ответить и раньше Манолиса )

думаю об истоках суфизма уже не знает никто. лично я считаю что это ДО-исламское учение, как пишут некоторые исследователи. не мусульмане конечно.
потому что мусульманские авторы конечно же будут утверждать, что "первым суфием был Мухамед".
если что поищите источники о суфизме не-исламских авторов, не в обиду им, но как говорится истина дороже )

если не читали почитайте брошюру: Рафаэль Лефорт - "Суфии. Учителя Гурджиева"

всему верить Лефорту конечно нельзя, некоторые пишут что он это просто придумал, бог его знает.
еще попробуйте поискать бывших "афганцев", познакимившихся там с о с т а т к а м и настоящего суфизма, а не того, о котором говорил даже такой уважаемый и авторитетный многими искателями Идрис Хан. или Раджниш (Ошо)

у нас в городе (сейчас я там не живу), был такой. лично с ним не знаком, но думаю при желании в своем городе вы найдете таких ребят. точнее уже взрослых мужчин.
возможно через интернет найдете.

я к тому, что они видели остатки настоящих суфиев.
а не просто чисто ритуальный, внешний, КАК БЫ суфизм, с кружениями, платьями и пр внешними атрибутами, в которое выродился к сожалению суфизм.
как на нашем Кавказе, извиняюсь, и наверняка в Турции. всё это никакой не суфизм конечно, просто название и пустая форма.

хотя могу ошибаться конечно

22 января 2017 в 11:33

Виктору Стекленеву

Спасибо Виктор. Как человек, не имеющий поэтического дара, испытываю особенные чувства к поэтам и поэзии.

22 января 2017 в 11:36

Александру Кандаракову

Как и все, что написано Руми, уважаемый Александр.

22 января 2017 в 12:01

Юрию Носкову

Да, я владею ингушским языком, даже литературным.

По истокам суфизма, то если говорить о именно суфизме, то это, безусловно, явление в исламе.

Мне кажется главная причина его возникновения и распространения - это адаптация исламской мысли к местным условиям. Например, если для большинства суфийских орденов, буддисты и индуисты - язычники, то для тариката Чишни, наоборот, такие же "люди Книги", как иудеи и христиане.

Поэтому, я считаю, суфиев, несмотря на всю их удивительную для средневековья веротерпимость, колониальные империи воспринимали, как главную угрозу.

Ну вот представьте себе африканское племя, вперемешку мужчины и женшины в набедренных повязках встают на молитву. С точки зрения ортодоксальных мусульман, их молитва принята быть не может. Но их тарикат такую молитву допускает.

Или как получилось, что суннитский Иран, за каких-то 5-6 лет стал шиитским? Пришла из Азербайджана династия суфиев-Сефевидов, они опирались на племена, придерживающиеся шиизма, и объявили шиизм государственной идеологией. Иран тогда был сплошь суфийским, а для настоящих суфиев, что суннизм, что шиизм вообще ничего не значило.

22 января 2017 в 12:27

уважвемый Манолис,

как вы обьясните чудовищную нетерпимость, вплоть до нечеловеческих зверств, Ислама к суфизму и суфиям (до того того, как Ал-Газали не вступился за суфиев) вплоть до сдирания кожи живьем и пр средневековых дикостей, типа четвертования суфиев, в особенности суфийских поэтов и шейхов.

/до Ал-Гвзали, повторюсь/

не в плане задеть вас, а спокойного вопроса без ангажированности той или иной религией, будь то ислам, христианство и пр верований семитских народов.

Кстати, беседовал с одним пожилым чеченцем. Говорю ему:

"Вы ведь знаете, что вы, чеченцы, и остальные кавказцы, никогда не были. мусульманами до совсем недавнего времени. были язычниками (к язычникам отношусь нормально. не как христиане, РПЦ)"

он улыбнулся и сказал (С ГОРДОСТЬЮ !) да мы - язычники. мы помним это. старики говорят нам об этом, просят нас не забывать свои не-исламские корни.

Так что не всё так просто и однозначно, как это хочется представить, понятно почему )

еще раз извиняюсь. за категорическое несогласие, что Суфизм - это "мистическая ветвь Ислама".
имею право )

22 января 2017 в 12:49

p.s

Манолис, для ясности

я по национальности татарин, не крещеный, обычный, родился в мусульманской семье (по роду). Наш предок из Казани, был Указным священиком Казанской мечети (начало 20 века)

мой дед в совершенстве владел арабским. выписки из Корана висели у нас у окна, помню с детства (я воспитывался у деда. дед Карим, участник ВОВ. 1900 г.р, примерно, точный год к сожалению не спрашивал, по молодости, глупости)

каждую пятницу утром за завтраком он читал молитву.

[настоящее имя деда узнал только на его похоронах: Мухаммед-Карим]

22 января 2017 в 12:10

Причины оторвать суфизм от ислама легко понятны и объяснимы - пока он есть, никак не получается представить мусульман сплошными головорезами и террористами.

Хотя с тем, что суфизм на Кавказе стал формальным, должен признать. Сейчас тарикат - это, скорее, форма самоорганизации, чем путь искания. Но в то же время только благодаря тарикатам, на Кавказе сохранился Ислам, особенно в советский период.

22 января 2017 в 15:19

Сложно обсуждать не зная имени оппонента. Того, что были язычниками и христианами никто не стыдится. Поэтому и прижился суфизм, благодаря его универсальности. Ингуши вообще приняли Ислам только в 19 веке. И именно суфийский. У нас есть один назам, то есть духовное песнопение, в котором поется, что имам Шамиль трижды пытался навязать Ислам силой оружия и его трижды прогнали, а шейх Кунта-хаджи пришел оборванный с одним посохом. Хотя я отношусь не к Кадирийя, которое проповедовал Кунта-хаджи, а к Накашбандийя Шамиля, тем не менее этот назам четко показывает происходившее.

А то, что чеченцы никогда не были мусульманами, так и татары и арабы никогда не были мусульманами. Все происходит однажды.

Насчет того, что сдирали кожу и репрессий. Это естественно связано с политикой. Кто из суфиев мог бы согласиться с такими, например, законами Османского халифата, по которому султаны-халифы убивали собственных детей, братья братьев, ради спокойствия государства? Вырезали собственных внуков. Разве это соответствовало Исламу? Так что и здесь, мне кажется мухи отдельно, котлеты отдельно.

Я как-то приводил здесь одно стихотворение и сейчас приведу его снова. Обратите внимание, его автор Умар ибн Али ибн аль-Фа́рид дожил до глубокой старости, преподавая в одном из главных духовных и образовательных центров Ислама Каирском университете Аль-Асхара. Этот человек еще при жизни считался святым. Обратите внимание, это 12 век, время разгара мракобесия в Европе. За такое стихотворение, я думаю сейчас, где-нибудь в ИГ ему бы, без разговоров, отрубили голову. А тогда толерантность была в порядке вещей.
Не без Моей всесильной воли неверный повязал «зуннар» * —
Но снова снял, не носит боле, с тех пор как истину узнал.

И, если образ благостыни в мечетях часто Я являл,
То и Евангельской святыни Я никогда не оставлял.

Не упразднил я Книгу Торы, что дал евреям Моисей, —
Ту Книгу мудрых, над которой не спят в теченье ночи всей.

И, коль язычник перед камнем мольбу сердечную излил, —
Не сомневайся в самом главном: что Мною он услышан был…

Известно правое Ученье повсюду, веку испокон,
Имеет высшее значенье любой обряд, любой закон.

Нет ни одной на свете веры, что к заблуждению ведет,
И в каждой — святости примеры прилежно ищущий найдет.

И тот, кто молится светилу, не заблудился до конца:
Оно ведь отблеск сохранило сиянья Моего лица!

И гебр, боготворивший пламя, что тысячу горело лет,
Благими подтверждал делами, что, сам не зная, чтит Мой свет:

Блистанье Истинного Света его душа узреть смогла,
Но, теплотой его согрета, его за пламя приняла…

Вселенной тайны Мною скрыты, их возвещать Я не хочу,
И мира зримого защита — в том, что о тайнах Я молчу.

Ведь нет такой на свете твари, что высшей цели лишена,
Хотя за жизнь свою едва ли о том помыслит хоть одна!..

Повторяю еще раз, он умер окруженный почтением в глубокой, по тем временам, старости.

Были конфликты с некоторой частью духовенства у Джелалдина Руми. Но это нормально, религиозная мысль как любая духовная мысль без этого не развивалась бы. Но тут никто с него кожу не сдирал, более того его тарикат Мевлеви пользовался авторитетом у сельджукской знати.

А Вы посмотрите, какие крамольные, с точки зрения современных ортодоксов мысли он высказывает. Почему сегодня некоторые люди считают, что они знают больше об Исламе и суфизме, чем тогда?

О правоверные, себя утратил я среди людей.
Я чужд Христу, исламу чужд, не варвар и не иудей.
Я четырех начал лишен, не подчинен движенью сфер,
Мне чужды запад и восток, моря и горы - я ничей.

Живу вне четырех стихий, не раб ни неба, ни земли,
Я в нынешнем, я в прошлом дне - теку, меняясь, как ручей.
Ни ад, ни рай, ни этот мир, ни мир нездешний - не мои,
И мы с Адамом не в родстве - я не знавал эдемских дней.

Нет имени моим чертам, вне места и пространства я,
Ведь я - душа любой души, нет у меня души своей.
Отринув двойственность, я вник в неразделимость двух миров,
Лишь на нее взираю я, и говорю я лишь о ней.

По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным - тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,

Твой облик глина приняла, - о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись -
И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь.

22 января 2017 в 15:37

Тогда хорошо понимали, что автор чужд внешней атрибутике Христианства, Ислама и любой другой конфессии, он говорит: смотрите в суть, а не во внешние проявления.

22 января 2017 в 17:20

да ведь никто не осуждает, что вы приняли ислам (как и мои прадеды),
что вы считаете себя суфиями, пусть и не зная почти ничего, что же это на самом деле (как и я не знаю),

я всего лишь выразил свое убеждение, что Суфизм НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСЛАМУ НЕ ИМЕЕТ.

Изначальный Суфизм имеется в виду конечно. а не какие-то смутные воспоминания о нем, и попытки (искренние, но наивные) считать себя суфиями. Это не преступление конечно, как и убеждение русских что они "христиане", т.е семиты, что "христианство" это якобы их подлинная религия и вера, а на самом деле вообще чуждая им и ВРАЖДЕБНАЯ.
где Аравия - родина семитов - а где русские ?!!

кстати, Сажи Умалатова, чеченка, ну вы знаете конечно, депутат Верховного Совета СССР, помню открыто и с горечью сказала, на съезде, почти крикнула:

"Мы /кавказцы/ - БЕЛЫЕ !"

мол не считайте нас, кавказцев, семитами - т.е арабами и евреями (которые как известно один народ по роду)

т.е, Манолис, я всё это к тому, что надо помнить свои корни и не считать себя почему-то потомками какого-то семитского племени из пустыни за тысячи километров от Родины ваших предков.
к арабам, а значит и к их пустынной религии, вы не имеете никакого отношения абсолютно, как и мои предки казанские татары НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУСУЛЬМАНСТВУ НЕ ИМЕЮТ.

у вас ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ (до навязаннного вам ислама) была СВОЯ, Р О Д Н А Я Вера
- никакого отношения к религии далеких чужеродных семитов, абсолютно чужих кровей, не имеющая, как и у моих предков.
Вот я о чем.

И только из-за навязанного нам, народам от Кавказа до Севера России абсолютно чуждой нам по рождению иудейских "религий" - ислама и христианства (обе иудаизм) на наших землях уже две сотни лет и больше - РЕЗНЯ.

именно из-за того что семиты ВОГНАЛИ нас в абсолютно чуждые нам "религии" и "веру" христианство и ислам И СТРАВИЛИ нас - братские народы (белые, как сказала Сажи Умалатова) - кавказцев, татар, русских, башкир и тд - В С Е Н А Ш И Б Е Д Ы.

ради амбиций и экспансии какого-то крохотного семитского племени евреев/арабов.

ИЗМЕНУ ВЕРЫ ПРЕДКОВ МИРОЗДАНИЕ НЕ ПРОСТИЛО НАМ

в принципе я сказал главное, с планшета не видно весь набранный текст, все время приходится возвращатся выше проверять опечатки и вообще что написал )
но думаю я высказался достаточно определенно и недвусмысленно ))

а имя моё Закир
отчество по деду - Каримович
который взял меня на воспитание, о котором писал выше

22 января 2017 в 19:18

Манолису

Вы не ответили на вопрос - как по ингушски звучит слово "бог"?
Есть ли в ингушском слово "богиня"?
Может быть подскажите литературу по ингушским доисламским
верованиям? Очень интересно.

Мои многолетние разыскания в области русской мифологии,
которые вылились в монографию "Русский народный круг",
позволяют иметь некоторое представление о Тенгри и его
продолжениях в веках. Мой вывод совершенно однозначный -
суфизм возник на стыке Тенгри и ислама. Духовность и мудрость
от Тенгри, жреческая технология от ислама. Что скажете?

Есть ли у ингушей свой народный календарь (народные,
нерелигиозные праздники)? Если есть, он солнечный или
лунный?

22 января 2017 в 23:57

Закиру.

Закир у нас с Вами изначально разные подходы, а в таком случае, сами понимаете, спор не имеет никаких перспектив. Я не теолог, и Вы, как человек из религиозной семьи, наверное знаете, что я не имею права без соответствующего образования спорить на теологические темы. Мое убеждение, что никакого язычества изначально не было. Была вера в единого Бога. В течение тысячелетий люди отходили от этой веры, ангелов начинали называть богами и так далее. То есть, я противник школьного курса, что сначала верили в духов и так далее.

Просто нет смысла спорить, если нет никаких точек соприкосновения.

Сейчас буду отвечать Носкову, там более подробно остановлюсь на некоторых момента, чтобы не повторяться.

23 января 2017 в 00:51

да всё нормально, понятно.
сам не любитель спорить вообще.

единственное что поясню - семья у нас не была религиозна, нисколько.
а дед видимо читал пятничные молитвы просто по привычке, возможно переняв её от отца и деда. а арабский где он изучил не знаю, не спросил.
а прапредка из Казани никто из моих дедов не видел никогда.
Мы знаем только его имя. Он отправил из Казани 3-х своих сыновей обучать грамоте народы к югу и востоку от Татарии, эти республики (бывшие губернии Российской Империи) сейчас не входят в состав Эрэфии.
Двое пришли в 2 губернии Западной Сибири, третий в Бухару кажется.
от одного из этих трех сыновей нашего прапредка (из Казанской мечети) и пошла наша ветка. 2-х других братьев его (дядей, получается) тоже никто из моих дедов-прадедов не видел.

эти 3 брата в Казань так и не вернулись.
тот брат, от которого мы, тоже ушел дальше куда-то на юг, видимо такое было задание отца. Родил сына, для продолжения рода видимо и ушел дальше. Был сильнейшим целителем, баксы наверно, просто молитвой (или мантрами?) исцелял буйнопомешаных за один раз, и тд. Скорей всего он был суфием.
Куда он ушел мы не знаем, он не сказал.

вобщем всё. только и хотел пояснить, что мы, потомки прапредка из Казанской мечети и одного из его сыновей, никто не был религиозен.

Думаю предок из Казани и его эти сыновья был суфиями. Меня дед назвал Закир в честь одного из тех братьев, а это имя от корня "зкр", одно из значений имени
- Помнящий Бога ))

отсюда "зикр" ))

на этом всё.

23 января 2017 в 01:44

Закир, я почти уверен, что кто-то из этих сыновей побывал в Ингушетии. В конце 19-го века в Ингушетии было много татар, которые помогали строить мечети. Это я слышал от своего деда. Мир тесен )))

23 января 2017 в 02:07

Всё может быть )

вообще деды нам ничего не говорили.
как бы скрывали или нельзя было говорить. мы не спрашивали, а они не говорили ничего.
Конечно сейчас жалею что вообще деда не спрашивал ни о чем.

хотя думаю даже если б и спрашивал, он ничего не сказал бы.
была какая-то тайна, это я точно знаю.
дед перед смертью что-то сказал намеком, никто не понял что. Меня не было в тот день.

p.s.

вообще есть несколько Ступеней суфиев, я читал. и вы может знаете об этом.

на одной из последних ступеней шейх говорит:
"ТЕПЕРЬ ЗАБУДЬ ВСЁ ЧЕМУ ТЕБЯ УЧИЛИ.
ЗАБУДЬ ВСЁ - И КОРАН И ВСЁ ЧТО ТЕБЕ ГОВОРИЛОСЬ"

кажется это 4-й Уровень. но точно не знаю конечно

23 января 2017 в 10:39

В разных тарикатах разные практики. Хотя Коран забыть это жесть.

23 января 2017 в 00:29

Юрию Носкову

У нас Бог называют Дала (Дяла), "а" мягкое, после твердого "д" на русском языке трудно передать.

Богинь нет, хотя ученые называют богиню плодородия Тушоли, но слова богиня нет.

В моем детстве во время засухи я помню еще, как дети водили ряженного по улицам и обливали водой, призывали, чтобы Дала послал дождь, а Села (бог грома и молний, если верить официальным научным объяснениям) послал гром и молнии.

Литература есть, но есть ли она в сети я не знаю, можно посмотреть.

Но сейчас самое интересное. Это чисто мое мнение, ответ перекликается с ответом Закиру? Что главное в Исламе? Вера в единство Бога и миссию его Посланника (шахада).
В чем разногласия с христианами? Ислам не считает себя отдельной религией, с точки зрения исламских теологов это возвращение к истинному единобожию, принцип которого нарушен христианами обожествившими пророка Ису. В чем разногласия с иудеями? в том, что они не приняли Мессию и пытались его убить (мусульмане считают, что Иисус не умер, а взят Богом живым, чтобы вернуть на землю в Судный день.

А теперь смотрим на ингушское язычество. Бог в нем один. У нас сохранились две формы некоторых имен, например Иис и Иса, Мус и Муса. То есть очевидно. что примерно в раннем средневековье ингуши были христианами, что подтверждается и археологией и сохранившимися в горах христианскими храмами. Сохранилось восклицание "алелой", явно "алилуйя". Но по мере ослабления Византии и Грузии это христианство трансформировалось в язычество.

Такой регресс я уверен происходил везде в мире. В тенгрианстве Бог неба един. В индуизме и буддизме Бог один, хоть и имеет разные воплощения. Даже у ацтеков Бог был один - Кецалькоатль, в виде Пернатого Змея.

Из общего ряда выпадают только Греция и Рим. Но почему мы должны смотреть на мир с их точки зрения?

Перун и Один тоже едины. Ваал, которого низвергали иудеи так же един (обратите внимание Ваал- Аллах).

Со временем люди отходили от истиной веры, то святых обожествляли, то ангелов. Регресс, который можно наблюдать по истории ингушей, скорее всего происходил во всем мире. Об этом говорит и Ислам.

Календарь ингушей лунный, система счета двадцатичная, как у немцев. Некоторые языческие обряды и праздники у нас слились с мусульманскими. Раньше когда доминировал суфизм, это никого не напрягало, сейчас некоторые ортодоксы выступают против этого. Тем не менее пост рамадан и праздник разговения у нас называют по язычески "марх". В три дня разговения, я еще помню тем, кто приезжал поздравлять на коне. а потом на машине девушки на выданье давали ритуальные флажки, тем кто пешком - носовые платки, детям - орехи и сладости. Это явно отголоски язычества. Флажки теперь не дают, против носовых платков некоторая часть духовенства борется, но пока безуспешно. У чеченцев этих обычаев нет, хоть народы и родственные, но видимо потому что они приняли Ислам гораздо раньше.

23 января 2017 в 00:32

Пропустил Иис- Иса это Иисус. Мус- Муса это Моисей. То есть эти имена приходили в язык дважды от разных конфессий.

23 января 2017 в 07:30

Манолису

Похоже, что я русский по ингушской мифологии знаю больше чем Вы.

Даже при беглом знакомстве, очень хорошо видны связи с общим
индо-европейским пантеоном богов (гиперборейским пантеоном).

Если Вы посмотрите мою книгу Русский народный круг (первую её
главу, где описан народный календарь и пантеон богов), то соответствие
богов увидите невооружённым глазом. Если конечно Вам интересна
собственная культура и традиция, а не кукан одноубожества,
придуманного ближневосточными жрецами для управления зависимыми
народами.

Поясню разницу. Одномерность это линия. Двумерность плоскость.
И т.д. Однобожество это одномерность, она примитивна. Ваше
утверждение, что сначала было одноубожество, которое распалось
не соответствует историческим данным, одноуБожество было
изобретено в Египте фараоном Эхнатоном, в дальнейшем лишь
прихватизировано иудейскими жрецами.

Если у Вас наличествует высшее образование, то должны
знать, что такое категории в философии. Так вот, если
категория одна (бог), то наступает полный климакс мозга,
профессор Савельев (много его видеолекций по морфологии
мозга в сети) утверждает, что климакс мозга не лечится.

Вы не ответили на вопрос по народному календарю ингушей.
Также просьба пояснить смысл (этимологию) слова "дала" (дяла).
Что оно означает? У меня есть собственная интерпретация, но
хотелось бы послушать мнение носителя языка.

23 января 2017 в 10:37

Юрию Носкову.

//Похоже, что я русский по ингушской мифологии знаю больше чем Вы.

Даже при беглом знакомстве, очень хорошо видны связи с общим
индо-европейским пантеоном богов (гиперборейским пантеоном).//

Возможно Вы и лучше владеете этим вопросом, чем я. А возможно причина в том, что я сторонник устоявшихся в науке парадигм. Ингуши, как и все автохтонное население Кавказа - яфетиды и если искать связи, то на территории древних Шумера и Урарту. Это более правильно и исходя из того, что от Урарту остались подтверждающие их существование материальные памятники и свидетельства, а существование Гипербореи подтверждено не более, чем существование Атлантиды и огромной черепахи, на которой стоят поддерживающую землю слоны.

// Вы не ответили на вопрос по народному календарю ингушей.
Также просьба пояснить смысл (этимологию) слова "дала" (дяла).
Что оно означает? У меня есть собственная интерпретация, но
хотелось бы послушать мнение носителя языка.//

Народный календарь, конечно, есть, как у любого народа. Отнести скорее можно к солнечному. По этимологии думаю, что "Дала", скорее всего происходит от "да" - то есть отец. В принципе близко к английскому "daddy" - папа. По-ингушски "папа" - "дади". Сейчас, правда, это употребляется обычно к дедушкам, а не к отцам.

Уважаемый Юрий, если Вы начнете сейчас приводить доводы в лексемах, то нам лучше тоже дальше не спорить. Как и с Закиром столкнемся с изначально разными парадигмами. Лексика меняется в сто-двести лет. Даже в я зыках, имеющих письменную традицию. Что уж говорить о языках не фиксированных письмом? Моя бабушка один раз произнесла фразу на языке, которым говорила ее бабушка, и я не понял ни одного слова. Когда она перевела на современный язык, тогда понял.

Фонетика и грамматические формы более устойчивы, в этом случае тема разговора есть.

С уважением,

23 января 2017 в 10:43

Не удивляйтесь Юрий, что сначала написал, что календарь лунный, а потом солнечный. Сейчас он лунный, в древности очевидно был солнечный.

23 января 2017 в 12:00

Манолису

Бываю весьма контрастен в суждениях, это не от отсутствия уважения
к собеседнику, это для более чёткого прояснения сути, просьба это
учитывать и не обижаться.

Занимаюсь в основном русской мифологией, но также интересуюсь
и мифологией других народов региона, так как в глубине веков
она одна для всех. Индо-европейское поле смыслов было весьма
обширно.

Нет никакого сомнения, что ингушская мифология и божественный
пантеон гиперборейского происхождения, совпадение с русским
просто удивительное. Чисто случайно наткнулся в сети на информацию,
даже при беглом изучении всё становится абсолютно ясно.

Дала (Даля) это явно примерно тоже самое что и Даждьбог у русских,
если в его культе есть проявления, связанные с конями, то будет
подтверждением. Также и календарно - начиная с весеннего
равноденствия. Аналогичная ситуация и с другими богами
(богинями). Конечно же чтобы этим заниматься серьёзно, нужно
владеть языком как родным.

Был бы весьма признателен, если подскажете тех, кто
в Ингушетии серьёзно занимается ингушской мифологией.
У нас могло бы получиться весьма продуктивное сотрудничество.

Всех благ!

23 января 2017 в 12:25

Юрий Носков
Никаких обид, уважаемый Юрий. Мне даже очень и очень импонирует Ваш интерес к этим вопросам. Просто я и в самом деле настороженно отношусь к ниспровержению устоявшихся научных теорий. Для этого нужно иметь более глубокие знания, чем те, кто эти теории, когда-то обосновал. Людей с такими знаниями, я пока не встретил. Может к Вам это и не относится.

Великолепным знатоком ингушского фольклора и мифологии в частности, был мой дядя профессор Ибрагим Дахкильгов. К сожалению умер два года назад. Ныне здравствующие больше работают в "фольк хистори". Они Вам наверное будут более интересны. Из моих знакомых я бы рекомендовал историка Нурдина Кодзоева. Что то было у него в сети. К сожалению, огромное количество творческой энергии он тратит на бесперспективные осетино-ингушские разборки. Но исследователь серьезный.

23 января 2017 в 14:51

Манолису

"Фольк хистори" меня совершенно не интересует,
почти тридцать лет занимаюсь русским фольклором, удалось
сделать несколько серьёзных открытий. Книга "Русский народный
круг" это результат работы, стиль её не совсем научный
исключительно для того, чтобы она была понятна как можно
большему числу читателей.

Где живёт и работает Нурдин Кодзоев, как с ним связаться?

Ранее Вам давал ссылку на параграф своей книги, где перечислены
все коренные народы России

http://analitiya.ru/k3_2_05.htm

Так вот по каждому из народов нужна книга "..... народный круг".
Так что мой вопрос мог бы звучать так - кто из ингушей может написать
книгу - "Ингушский народный круг"?

Вся команда авторов могла бы работать в тесном сотрудничестве.
Площадка Завтра для общения вполне подходит, можно и
Сообщество под это завести.

23 января 2017 в 23:50

Я давно потерял с ним связь, к сожалению. Но, возможно, он есть в соцсетях.

24 января 2017 в 08:13

Манолису

Здесь на сайте запущена инициатива по созданию
ЦЕНТРАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ РОССИИ
в здании бывшего ГУМА.

Присоединяйтесь к обсуждению.
В музее предполагаются экспозиции всех субьектов Федерации,
а значит и Ингушетии, это и будет Ваш участок участия.
Что там должно быть и как, можете группу (пятёрку) под
это создать, с краеведами из Ингушетии контакт наладить.

24 января 2017 в 11:41

Уважаемый Юрий, зачем тратить силы и время на бесперспективные проекты? Вы хотите у Куснировича отнять ГУМ?

В какой стране живем?

24 января 2017 в 13:32

Манолису

Я такими мелочами как отниманием ГУМа заниматься не буду,
для этого ФСО есть. Если не справятся, подключим Золотова с
его Нацгварией, а если уж эта конторская шпана не справится,
так спецназ ГРУ может подсобит.

У меня длинная переписка с Кремлём, они что-то переправляют
из моих предложений по министерствам с приписками ответить
по существу, даже МИД отвечать заставил.

То есть наше дело мужское - оплодотворить.
А рожать будут те, кому природой положено.

Так что не отлынивайте, у нас всё получится.

Собираюсь Матвиенку со всем Советом Федерации на Попечительский
совет музея сосватать... куда она денется-то с подводной лодки.

1.0x