Авторский блог Алексей Подберёзкин 00:00 28 апреля 2016

Поляризация

Эту поездку многие масс-медиа называли "прощальным полётом хромой утки" и всячески пытались принизить её значение, утверждая, что Бараку Обаме в Эр-Рияде и Лондоне продемонстрировали своё неуважение, чуть ли не ноги об него вытирали. Но на деле, разумеется, ничего подобного ведущие стратегические партнёры США себе не позволяли и позволить не могли. Тем более — в нынешней ситуации, когда Вашингтон ускоренными темпами создаёт новый формат единой военно-политической и финансово-экономической коалиции вокруг своего "центра силы", одна из сторон которого — Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнёрства, в которых будут участвовать около пятидесяти государств мира. Этот формат призван обеспечить устойчивое глобальное лидерство США в условиях нынешнего системного кризиса и укрепления российско-китайского стратегического союза.

19-23 апреля состоялось большое внешнеполитическое турне 44-го президента США, в ходе которого он посетил Саудовскую Аравию, Великобританию и Германию.

Эту поездку многие масс-медиа называли "прощальным полётом хромой утки" и всячески пытались принизить её значение, утверждая, что Бараку Обаме в Эр-Рияде и Лондоне продемонстрировали своё неуважение, чуть ли не ноги об него вытирали. Но на деле, разумеется, ничего подобного ведущие стратегические партнёры США себе не позволяли и позволить не могли. Тем более — в нынешней ситуации, когда Вашингтон ускоренными темпами создаёт новый формат единой военно-политической и финансово-экономической коалиции вокруг своего "центра силы", одна из сторон которого — Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнёрства, в которых будут участвовать около пятидесяти государств мира. Этот формат призван обеспечить устойчивое глобальное лидерство США в условиях нынешнего системного кризиса и укрепления российско-китайского стратегического союза.

Если рассматривать приоритеты этой поездки Барака Обамы, то на первом месте стоит Саудовская Аравия. И она оказалась там не случайно. Саудовская Аравия — это не просто нефть, не просто мировые цены на энергоносители, это, с 1973 года, ключевой элемент всей "империи доллара". Поэтому никогда американцам не мешали никакие, мягко говоря, особенности Эр-Рияда: ни в области внутренней политики, ни во внешней политике. Более того, сейчас, когда саудиты с подачи Вашингтона на протяжении десятков лет открыто финансировали структуры "исламского терроризма" и имеют контроль над ними, США весьма заинтересованы в наличии такого "силового ресурса", который можно использовать практически в любой точке современного мира в своих целях и не нести за это никакой ответственности. Кроме того, существует и немаловажный "иранский фактор". Эр-Рияд выступает в качестве главной региональной силы, противостоящей Тегерану, который активно создаёт собственную "сферу влияния" на Большом Ближнем Востоке, в которой задействованы и большинство шиитских сил, включая ливанскую "Хезболлу", и Сирия, и — отчасти — Китай с Россией. То, что наши системы противовоздушной, противоракетной обороны — в частности, С-300 — сейчас стали поступать в Иран, это, безусловно, серьёзный вызов для Вашингтона, потому что в результате Иран получает возможность контролировать воздушное пространство не только над собственной территорией, но и почти на 200 км от своих границ, в том числе — над всем Персидским заливом. Это нарушает многолетнее непререкаемое военное господство США в данном регионе, что создаёт немалые политические и экономические проблемы для них. Поэтому совместное заявление американского президента и короля Саудовской Аравии о том, что они "не хотят" войны с Ираном, прозвучало как серьёзная угроза в адрес Тегерана: мол, мы не хотим, но всегда готовы и выступаем единым фронтом. Прозвучавший накануне визита "обмен любезностями" в виде угрозы Вашингтона обозначить причастность Эр-Рияда к терактам 11 сентября 2001 года и ответа Эр-Рияда о готовности продать свои американские активы на сумму в 750 млрд. долларов следует рассматривать в контексте уже состоявшихся переговоров как предварительный торг, обязательный на любом ближневосточном базаре, — не более, но и не менее того.

Вторым по очереди и по значению пунктом в вояже Барака Обамы была Великобритания. Здесь он не только поздравил с 90-летием королеву Елизавету II, но и высказал своё мнение по поводу взаимоотношений Соединённого Королевства с Евросоюзом, призвав официальный Лондон прислушаться к мнению своего важнейшего союзника США. То есть это было не личное мнение американского президента, а позиция Соединённых Штатов как государства. Для них механизмы Евросоюза — возможность через "новых" членов ЕС, которых там уже ровно половина, влиять на позицию Великобритании, что означает сегодня — если не остановить, то хотя бы замедлить её дрейф в сторону Китая. Конечно, на Туманном Альбионе всегда найдётся "демократическое большинство", 51% населения, который будет против выхода из ЕС — особенно сейчас, после того, как Кэмерону удалось выторговать себе супервыгодные "особые условия" членства: максимум выгод и минимум обязательств. Но для США важно было зафиксировать свою причастность к этому процессу и подтвердить "особые отношения" между Вашингтоном и Лондоном. Что Обаме без всякого труда удалось, поскольку британская сторона была заинтересована ровно в том же самом.

Что же касается встречи с Ангелой Меркель, то не надо забывать, что ФРГ, крупнейшее государство и сильнейшая экономика Европы, вот уже 70 с лишним лет является зоной американской оккупации, так что этой встречей Обама поддержал вызывающую непонимание и противодействие немецкого общества политику, которую проводит будесканцлерин, а также лично её как политического лидера Германии.

То есть, в целом, поездку 44-го президента США следует признать и весьма свое­временной, и весьма успешной. С другой стороны, она требует аналогичных действий со стороны всех тех мировых "центров силы", которые выступают против американского доминирования, — сегодня это, прежде всего, Россия и Китай.

Фото AFP

1.0x