СВО и санкции актуализировали уязвимые места финансово-экономической сферы РФ. Мы о них знали давно, но не предпринимали достаточных мер по устранению проблем. Теперь необъявленная война на финансово-экономическом фронте понуждает Правительство принимать срочные меры по импортозамещению и устранению технологического отставания по ключевым направлениям промышленного развития. По сути, внешние вызовы заставляют нас решать вопросы экономической самодостаточности — по аналогии с периодом индустриализации в 20-е–30–е годы прошлого века. В настоящее время перед страной стоят практически те же задачи: провести реиндустриализацию (повторную индустриализацию); выстроить научно-технологическую базу, способную воспроизводить конкурентоспособные технические и технологические решения.
Для решения таких грандиозных задач, как минимум, необходимо создать условия, способствующие импорту высококвалифицированных кадров, чтобы переломить многолетнюю тенденцию экспорта «мозгов», которая уже более 30 лет работает на развитие конкурентов РФ. Очевидно, что реализация программ импортозамещения позволяет решать задачи выживания, но для достижения самодостаточности не обойтись без реиндустриализации и реновации научно-технологической базы, что потребует мобилизации кадровых, финансовых и материальных ресурсов в течение ближайших 15-20 лет. На этот срок стране необходимо обеспечить геополитическую стабильность. Задача западного «альянса демократий» во главе с США (далее — Запад) противоположна и заключается в создании очагов нестабильности по западным и южным рубежам России с целью её ресурсно обескровить, поэтому помимо украинского сценария в рукаве у дядюшки Сэма есть ещё планы В, С и т.д. К сожалению, экономическое состояние РФ не позволяет ей симметрично отвечать на вызовы Запада, используя дружественные территории в Карибском бассейне, как это делал СССР. Однако известно, что у любого сильного противника есть своя «ахиллесова пята» — важно её вовремя обнаружить и правильно воспользоваться.
Идентификация Запада
Выявить уязвимое место Запада будет несложно в том случае, если российское политическое руководство изменит подход к оценке своего главного геополитического конкурента. Нынешний рационально-материалистический подход дает упрощённую картину, где Запад представлен в виде гегемона (США) и стран-сателлитов, объединённых идеологическими, финансовыми и экономическими скрепами. На самом деле политическая конструкция Запада более сложная. После Второй мировой войны страны англо-саксонского мира и Европы сформировали империю нового типа, которую в духовно-мировоззренческом плане можно охарактеризовать как альянс Западно-христианской и Иудейской цивилизаций (обоснования такого подхода к идентификации цивилизаций автор публиковал в журналах «Православная беседа» №3, 2004; «Право и безопасность» №2, 2004; «Русский дом» и на сайте «Русская народная линия»). Интеллектуальные центры альянса сформулировали объединяющую идеологию на базе «доктрины общечеловеческих ценностей». Эта идеология перманентно обновляется в зависимости от изменения геополитической обстановки и продвигается в глобальном мире через каналы информационных, культурных, образовательных и иных коммуникаций. Страны, не имеющие государственной идеологии или религиозной доминанты, легко становятся объектами духовной ассимиляции и, по сути, переходят под внешнее управление. Не зря, в своё время, западные кураторы внесли в конституцию России запрёт на государственную идеологию, однако нас спасло то, что страной руководит лидер, суверенная государственная политика которого компенсировала этот недостаток.
Чтобы определить «ахиллесову пяту» нашего геополитического противника, необходимо разобраться, что собой представляет Запад и почему России с ним так трудно договариваться? В Западно-христианской цивилизации на современном историческом этапе идеологию общественного развития формируют протестанты, поэтому и Западный альянс, в идеологическом аспекте, стали именовать Иудео-протестантской цивилизацией. В свою очередь, Россия является в духовном плане оплотом Православной цивилизации. Коренные противоречия между Западом и Православной цивилизацией обусловлены различием мировоззрений, на основе которых правящие элиты формируют идеологии государственного и цивилизационного развития. Запад давно сформировал надгосударственные институты управления своей империей: информационные; финансовые; экономические; общественно-политические, которые распространяют своё влияние и в глобальном пространстве. Православная цивилизация в лице России находится в начальной стадии формирования своей идеологии и институтов цивилизационного развития. Страны Исламской и Восточной (Буддистской) цивилизаций пока находятся в состоянии броуновского движения. Именно поэтому организованному Западу удавалось так легко расправляться со странами-бунтарями, создающими угрозы их доминированию в идеологической, политической или финансово-экономической сферах. Однако с Сирией и Ираном не получилось, так как этому помешала Россия, став врагом №1 для Запада, который, в свою очередь, нанёс контрудар, спровоцировав конфликт на Украине и угрозу расширения НАТО (Швеция, Финляндия). В нынешней ситуации, при наших проблемах в финансово-экономической сфере, нужен ход ещё более непредсказуемый, чем спецоперация на Украине, который позволит установить военно-политический паритет на долгосрочную перспективу, как это удалось после Карибского кризиса.
Идентификация центра принятия решений
Центром принятия решений на Западе обычно принято считать так называемый «вашингтонский обком». На самом деле этот обком — лишь исполнительный орган руководящего идеологического центра, «Центрального комитета (ЦК) глобалистов», чьё местонахождение неизвестно. Ещё с советских времён этот центр именуют то мировой закулисой, то «мировым правительством». Идеология глобалистов носит надгосударственный тоталитарный характер, что позволяет «ЦК глобалистов» вводить санкционные меры против неугодных субъектов, не обращая внимания на убытки от этих мер для компаний и отдельных государств Западного альянса. Глобалистские СМИ выполняют при этом роль идеологических пропагандистов не хуже, чем коммунистические СМИ времён расцвета СССР. Если российская политическое руководство примет такое видение расклада геополитических сил, то следующий геополитический ход со стороны России должен стать угрожающим позиции «ЦК глобалистов», а не их «обкома». Беглый анализ предыдущих геополитических ходов Запада в отношении Ливии, Ирака, Ирана (Сирия попала под раздачу, так как предоставила территорию для Иранской экспансии на Землю обетованную) поможет нам выявить наиболее уязвимое место в позиции противника.
Ливия
Муаммар Каддафи, лидер Ливийской Джамахирии с 1969 по 2011 г., вынашивал замысел объединения арабских стран-экспортёров нефти и газа, в том числе с целью выпуска золотого динара, альтернативного необеспеченному доллару и этим подписал себе смертный приговор, так как хотел ударить по одной из самых уязвимых позиций Запада. К сожалению, в нынешней геополитической ситуации мы не сможем угрожать золотым рублём, так как процесс его создания займёт длительное время.
Ирак
Лидер Ирака Саддам Хуссейн публично вёл антизападную политику, к тому же главной своей целью он обозначил уничтожение государства Израиль. Руками США и его союзников Израиль ликвидировал эту угрозу, а казнь Хуссейна через повешение, видимо должна была устрашить других бунтарей. Однако дело Хуссейна продолжило руководство Ирана, создавая серьёзные угрозы со стороны сирийско-израильской границы. Сирию и Иран ждала участь Ирака, если бы не вмешалась Россия.
Только слепой не увидит того факта, что с середины прошлого века Израиль получает беспрецедентную экономическую и военно-политическую поддержку, в первую очередь от США. Без такой поддержки Израилю вряд ли удалось бы сохранить суверенитет.
Таким образом, очевидно, что слабое звено Запада на географической карте это Земля обетованная — духовная колыбель Иудейской цивилизации, где в очном противостоянии мировоззрений сошлись в XXI веке уже четыре цивилизации.
Причём это противостояние может стать катализатором для создания альянса Православной и Исламской цивилизаций (Восточный альянс), поскольку сама логика геополитического противостояния подсказывает, что успешно противостоять Западу в одиночку проблематично. Идеологической предпосылкой к такому альянсу является общий подход на охранение традиционных духовно-нравственных ценностей в противовес агрессивной политике Запада, направленной на разрушение этих ценностей. Исламская цивилизация в своём развитии повторяет путь христианского мира, структурно разделяясь на Восточную и Западную. Цивилизационно образующим государством Восточной исламской цивилизации становится шиитский Иран, поэтому нынешние дружественные российско-иранские отношения могут стать хорошей почвой для создания Восточного альянса, идеологической основой которого станет защита традиционных культурных ценностей исламских и православных стран. Кроме того, Россия и Иран занимают первое и второе место в мире по геологическим запасам природного газа, что создает предпосылки для тесного экономического сотрудничества в энергетической сфере, учитывая, что газ в обозримой перспективе станет доминирующим энергоносителем на мировом энергетическом рынке.
Удар по центру принятия решений
Россия способна инициировать создание военно-политического союза с Сирией и Ираном, что позволит развернуть дополнительные российские базы ВКС и ВМС в этих странах, а также незамедлительно оказывать военно-техническую помощь в случае агрессии против союзных стран. Такой союз развяжет руки Корпусу стражей иранской революции на территории Сирии, что чревато новыми угрозами Израилю и базам США на Ближнем Востоке. В этой новой геополитической реальности Россия может предложить Западу решение по взаимной ликвидации угроз безопасности. Запад соглашается с условиями не расширения блока НАТО на восток, а Россия вводит миротворческий контингент на сирийско-израильскую границу и создаёт буферную зону безопасности от любых форм агрессии в ту и другую стороны. Таким образом, нынешняя острая фаза геополитического противостояния закончится паритетом на долгосрочную перспективу.
Уверенность в таком развитии событий придаёт тот факт, что на протяжении более 70 лет израильскому лобби, как в «вашингтонском обкоме», так и в «глобалистском ЦК» всегда удавалось найти правильное решение для ликвидации угроз существования государства Израиль. Кроме того, тройственный союз станет сдерживающим фактором для Турции в её амбициях на южном направлении постсоветского пространства. Опасения, что союз с шиитским Ираном может повредить нашим отношениям с суннитскими странами - беспочвенны. Несмотря на идеологические разногласия о формах государственного развития стран исламского мира, эти страны сохраняют единство в понимании исламских духовно-нравственных ценностей, в отличие от непримиримых разногласий на этой почве у католиков, протестантов и православных.
Новая фаза геополитического противостояния
После завершения нынешней практически тридцатилетней геополитической фазы противостояния Запада и России, по исторической логике сразу начнётся новая, где Россия может забрать инициативу, если сформулирует критерии идентификации многополярного мира, о котором давно говорит. Скорее всего, эти критерии будут основаны на принципах идентификации традиционной духовно-нравственной культуры различных цивилизаций. Эти культурные традиции, основанные на традиционных вероучениях, доказали свою жизнеспособность многовековой всемирной историей развития. Генотипы носителей этих культур уже давно виртуально идентифицированы, осталось формализовать их в виде шести мировоззренческих цивилизаций: языческая (светская); иудейская; западное и восточное христианство; исламская; буддистская. Без такой идентификации невозможно провести границы в глобальном информационном пространстве, где под брендом «общечеловеческих ценностей» разрушаются традиционные культуры и ассимилируются народы, по сути, государства переходят под внешнее управление, формально не теряя своей территории.
У России есть все предпосылки на успех в следующей геополитической фазе развития, так как она прошла беспрецедентный опыт расхристианизации и возвращения к духовным истокам, тогда как Западно-христианская цивилизация вступила на путь расхристианизации со значительным опозданием. Именно этот опыт, может подсказывать нам: с какими государствами и народами есть перспективы развивать дружбу и сотрудничество, а от каких следует держаться на безопасном расстоянии.