Авторский блог Николай Чумаков 14:08 12 декабря 2022

«Об основаниях русской идеи. Онтологические доводы»

В Москве прошёл Первый Большой Философский Собор

С 28 ноября по 4 декабря 2022 года Региональное Объединенное Движение (РОД) «Русская Философия» и Издательский Дом «Русская Философия» провели Первый Большой Философский Собор. «Об основаниях русской идеи. Онтологические доводы» — так в названии организаторы отразили основную идею мероприятия.

РОД «Русская Философия» поставил своей целью утвердить единые доводы для обоснования русской идеи, поэтому задачей собора стало собрать онтологические основания от участников мероприятия, чтобы утвердить их затем единым голосованием.

Большой философский собор длился семь дней. За это время своим видением проблематики русской идеи поделилось несколько десятков человек, среди которых были не только профессиональные философы, но и психологи, священники, общественные деятели и экономисты.

Рассмотреть задачу формирования русской идеи участники предлагали рассмотреть с разных аспектов. Самым популярным концептом собора было евразийство, которое чаще всего использовалось докладчиками в качестве формы, к которой должна стремиться Россия будучи ведущей силой на евразийском континенте. Причем тема евразийства рассматривалась не только в её классическом варианте, дошедшем до нас от основоположников этой концепции, но и в довольно оригинальной форме. Так, писатель и политолог Владимир Владимирович Видеманн решил взглянуть философия русской идеи через опыт аналитического евразийства, где говорил о возможностях применения к концепту русской идеи некоторых инструментов аналитической философии.

Однако не все участники собора разделяли евразийский пафос, немало сторонников и у взгляда на русскую культуру и концепт русской идеи как части культуры европейской. Выразителем подобной точки зрения был и Евлампиев Игорь Иванович, доктор философских наук. По его мнению, евразийство – тривиальная парадигма, поэтому Флоровский и Карсавин ушли от евразийства, не найдя там для себя чего-то глубокого. Для решения сложных вопросов евразийство не подходит. Русские же являются европейцами — теми, кто должен наследовать достижения классической Европы и противостоять Европе варварской: той, которая сегодня сама себя разрушает.

Вопрос о современном патриотизме в своём докладе раскрыла Ольга Андреевна Бонч-Осмоловская, которая констатировала факт того, что на Западе образ патриота деконструирован, а сам патриотизм преподносится как моральное заблуждение. В России патриотическая пропаганда апеллирует только к прошлому. Патриотизм же должен быть направлен не только на прошлое, но и на будущее.

Старший преподаватель СЗИУ РАНХиГС Никита Кириллович Сюндюков выступил с докладом «Христианский материализм: от соборности к космизму», где проследил взаимосвязь между христианством, софийностью и космизмом, предложив избавить православное наследие от эллинизма и материализма.

Философ и издатель Жигалкин Сергей Александрович заявил, что рассуждения философа не должны быть политизированы. Он должен иметь дело с запредельным, вечным и неизменным. Перечислений особенностей русского народа недостаточно для определения русской идеи.

По мнению кандидата философских наук Алексея Сергеевича Нилогова, высказанному в его докладе «Русский мемофонд: эволюционный потенциал Русской Идеи», люди, которые остаются в истории, живут после биологической жизни в виде мемов. Слово «мем» означает ментальный вирус, который попадает в мозг и начинает жить собственной жизнью. За жизнь борются не гены, а мемы. Выдающиеся деятели живут в виде мемов, которые обогащают символический мир. Аналогично, в виде мема функционирует и идея.

Научный сотрудник философского факультета МГУ Анастасия Игоревна Криман в своём выступлении «Эпоха постмодерна, или Тоска по великим нарративам» сформулировала принципы на каких должна строиться новая концепция русской идеи, чтобы быть востребованной и жизнеспособной. Такая идея должна быть нераздробленной, религиозной, ясной, открытой, язык в ней неразрывно связан с действием, воплощающим в реальность теорию.

Всего на соборе выступило более семидесяти докладчиков. В предпоследний день мероприятия было проведено онлайн-голосование, по его итогам были выявлены онтологические доводы, которые показались участникам наиболее убедительными.

В воскресенье, 4 декабря, заключительное мероприятие прошло в очном формате в Международном институте информатики, управления, экономики и права, где было объявлено о продолжении проекта «Большой Философский Собор». Организаторы запланировали провести еще три малых философских собора в течение года. Кроме того, РОД «Русская Философия» объявило о создании «Школы Русской Идеи», в основе которой будут лежать доклады участников собора.

Илл. «Церковь воинствующая» (икона XVI века)

1.0x