Атаки украинских БЛА на российские НПЗ по указке Запада, несмотря на широкое освещение в медиа, именно в текущий период вызывают много вопросов.
Эти атаки влияют на нефтяные котировки. Очевидно, что даже небольшое сокращение предложения российской нефти на мировом рынке толкает цены вверх. На фоне резкого сокращения объёмов американского стратегического нефтяного резерва, это выглядит крайне нелогично. За несколько месяцев до выборов, целесообразно создать у американских избирателей иллюзию благоденствия. Оставим в стороне тот факт, что Байдена эта проблема не беспокоит по причине деменции, а Трамп просто перегружен целым комплексом других проблем. Решения об управлении государством принимают не они, а представители ТНК.
Рост розничных цен на топливо в преддверии выборов не в интересах ТНК. Сейчас рассматривается даже вариант продажи дополнительных объёмов из стратегического нефтяного резерва. На фоне отказа Саудовской Аравии продлить соглашение о продаже нефти только за доллары, резко наращивается добыча на шельфе Гайаны, в спорном регионе Эссекибо. Ситуация с обеспечением нефтью для США достаточно сложная. Она может стать основой для структурных дисбалансов в энергетической отрасли США на ближайшие годы. Соответственно речь может идти чем-то гораздо более значимом процессе, чем выборы.
Подготовка к долгосрочному противостоянию
Для анализа текущей ситуации мы исходим из того, что конфликт на территории т.н. Украины является прелюдией для более продолжительного и возможно более интенсивного противостояния, в котором ресурсы экономик англосаксонского контура будут направлены против РФ, Китая, Ирана, Северной Кореи и ряда других дружественных и/или нейтральных стран. Многочисленные аналитические центры, работающие на Госдеп, ЦРУ, Mi6 сейчас в деталях прорабатывают экономические сценарии грядущего противостояния.
Цель Запада проста – сохранить и упрочить свое доминирование на неограниченное время. Это гораздо более крупная и важная цель, чем текущие выборы в США или Британии. Специалисты понимают, что это спектакль. Именно поэтому сейчас все инфополе перегружено подробностями, связанными с выборами. Это необходимо для удержания внимания населения вторичных целях.
Какова вероятность прямого военного противостояния США и Китая?
В публичном поле достаточно достаточно часто звучат резкие заявления со стороны представителей США, на что вынуждена реагировать китайская сторона. Но взаимозависимость экономик США и Китая пока не дает оснований рассматривать масштабный военный конфликт между этими странами в качестве реалистичного сценария.
Для понимания контекста отношений между Китаем и США, необходимо учитывать огромный объем работы проделанный Генри Киссинджером. Эта политическая фигура в китайском истеблишменте воспринимается очень позитивно. Именно его Си Цзиньпин назвали «дорогим другом» во время визита Киссинджера в Китай в 2023 году, а сообщение о его смерти вызвало определенную ностальгию в политическом руководстве Китая.
Объем торговли между США и Китаем остается достаточно стабильным за последнее десятилетие. В 2023 году общий объем торговли товарами США с Китаем составил около $ 575 млрд. Экспорт на $147,8 млрд и импорт $427,2 млрд. Отрицательный торговый баланс в размере $279,4 млрд.
Да, дефицит торгового баланса не в пользу США, но это не предполагает активных военных действий. Скорее речь идет о торговой войне, битве за энергетические ресурсы, редкоземельные металлы и соревнование в области высоких технологий, контроль над логистическими маршрутами.
Особенности торговой войны США с Китаем
Противостояние с Китаем с высокой вероятностью будет развиваться в основном в экономической и технологической плоскости. 14 мая 2023 администрация Байдена объявила о резком повышении тарифов наряд стратегических товаров, импортируемых из Китая. Это сталь и алюминий, полупроводники, электромобили, аккумуляторы, редкоземельные металлы, солнечные батареи, портовые краны и часть медицинской продукцию. Но список позиций, по которым они хотят снизить свою зависимость от Китая фактически является списком целей для ответных действий.
Предложение от торгового представителя США (USTR) по тарифам, предусматривает повышение тарифов на некоторые стратегические товары, импортируемые из Китая. Большинство тарифов вступят в силу в этом году, а другие – в 2025 или 2026 годах, чтобы дать импортерам время для адаптации. Тарифы на большинство товаров в списке будут повышены до 25%, а на некоторые – полупроводники, солнечные батареи, шприцы и иглы – до 50%, на электромобили – до 100%.
Посмотрим на список товаров, которые подпадают под новые тарифные ограничения в соответствии с разделом 301 тарифного законодательства США (2023 г.):
двойной клик - редактировать изображение
Как видно из приведенных данных, для ведения масштабных боевых действий против Китая, экономике США сначала нужно преодолеть критическую зависимость от китайских компонентов, которые используются в создании беспилотных систем и высокоточного оружия. На сегодня экономика США не может быстро и безболезненно переключиться на альтернативных поставщиков. Но в этом направлении предпринимаются активные действия. В рамках закона о борьбе с инфляцией в США переносится значительная часть высокотехнологичных производств из ЕС. А в закон о критических минералах, принятый еще в 2021 году, недавно были внесены изменения направленные на повышение его эффективности.
По замыслу американских экспертов, эти законы, вместе с комплексом мер по оптимизации и повышению эффективности американского ВПК должны гарантировать стратегическое преимущество.
Проработка сценариев атак на энергосистему и экономику РФ
Принимая во внимание крайне низкую вероятность военного конфликта между США и Китаем, а также риски масштабного военного противостояния с РФ, аналитики англосаксов фокусируются на нанесении ущерба экономике и энергосистеме РФ.
Недавний пакет санкций, принятый в США, интересен именно формулировкой – в связи с тем, что РФ завершает переход к экономике военного типа. Экономический потенциал государства является определяющим фактором для ведения длительных боевых действий. Именно поэтому перечисленные санкции носят комплексный характер, направленный сокращение экономического потенциала РФ.
Санкции введены против энергетического и финансового секторов РФ. Но англосаксы используют не только санкции. География и интенсивность атак на российские НПЗ позволяет сделать несколько выводов:
- Выбор целей обусловлен не только необходимостью обучения моделей ИИ. Поражение энергетических объектов позволяет оценить общую устойчивость системы. После нанесения ущерба очередному НПЗ американские и британские аналитические центры скрупулёзно собирают информацию о том, насколько быстро был восстановлен объект, какими силами, какие дополнительные ресурсы были задействованы, как это сказалось на энергоснабжении региона и/или экспортных поставках, насколько эффективно были использованы резервные мощности для обеспечения перетоков энергии.
- География ударов по НПЗ, нефтебазам, объектам энергетики позволяет предположить, что цели выбираются для определения вероятности нанесения критического ущерба всей энергосистеме. Предположим, что для резкого снижения производственного потенциала в одном из федеральных округов РФ, нужно поразить 20 НПЗ, 5 ТЭЦ и/или ТЭС, несколько ОРУ.
Линейно решить эту задачу при наличии эффективных систем ПВО, крайне сложно. Потребуется большой расход ракетных вооружений и дронов. И даже это не гарантирует результат. Но, если есть полная картина относительно уязвимостей системы, можно поразить, скажем 5 НПЗ и 2 ТЭС. И регион будет обесточен. Но для этого нужно знать точно время восстановления объектов, наличие запчастей или возможностей их производства в сжатые сроки, объем резервных мощностей, возможности этого блока энергосистемы быстро компенсировать выпадающие мощности за счет дополнительной генерации или за счет перетоков энергии.
Анализ устойчивости энергосистемы на примере т.н. Украины
Хорошим методическим пособием в этом плане является энергосистема т.н. Украины. По различным энергетическим объектам на ее территории ВС РФ регулярно наносит огневое поражение. Все случаи применения различных систем вооружений фиксируются американскими и британскими специалистами. Ведется анализ того, каким средствами и в какие сроки объекты энергетики могут быть восстановлены. На основании этих данных делается вывод об устойчивости системы.
Нужно четко понимать, что энергосистема т.н. Украины имеет много общего с энергосистемой РФ. Значительная часть объектов строилась в одно время с использованием единых стандартов строительства. Поэтому текущий конфликт является полигоном не только для перспективных видов вооружений, но и неиссякаемым источником эмпирических данных относительно возможностей уничтожения критической инфраструктуры.
Анализ устойчивости энергосистемы США
Параллельно американские и британские аналитики ведут анализ возможностей своих экономик, на предмет их жизнеспособности в длительном военном противостоянии. Недавно Брент Садлер старший научный сотрудник по военно-морским силам и передовым технологиям в Центре национальной безопасности Эллисон опубликовал исследование, в котором рассматривает сценарий длительного противостояния с Китаем, анализирует доступность ресурсов и критические уязвимости энергосистемы США.
Его выводы представляют интерес, как пример реалистичной оценки ситуации:
«Американская энергетическая сеть ненадежна и сильно изношена в некоторых регионах, и не способна легко адаптироваться к скачкам потребления. Эта слабость влияет на нашу способность сдерживать Китай. Более устойчивая энергосистема заставит Китай столкнуться с противником, способным вести длительную войну, опираясь на устойчивую экономику военного времени. Если Америка сможет самостоятельно обеспечивать свои оперативные энергетические потребности, она будет в более сильной стратегической позиции по отношению к Китаю, экономика которого зависит от импорта топлива.»
И далее Брент формулирует ключевые, по его мнению, рекомендации:
«Убедиться, что американские вооруженные силы имеют надежные и легкодоступные традиционные энергоносители для длительной войны с Китаем, переосмыслив роль и управление Стратегическим нефтяным резервом. Укрепить потенциал Америки по удовлетворению и поддержанию национальных энергетических потребностей в условиях перехода от кризиса к масштабной войне путем освобождения американских нефтеперерабатывающих предприятий, задействования огромных внутренних энергетических запасов и устранения барьеров, чтобы американские энергоносители могли быстро доставляться туда, где они необходимы. Укреплять торговые отношения с союзниками и партнерами в области энергетики, чтобы обеспечить доступ Америки к рынкам и одновременно повысить энергетическую устойчивость.»
С полным текстом исследования можно ознакомиться здесь [копия размещена на нашем сайте и не требует наличия ВПН].
Выводы
1) Введение 300 санкций со стороны США и 50 со стороны Британии на фоне абсолютно неконструктивного саммита по т.н. Украине и резкой активизации сил НАТО в АТР, позволяют сделать вывод о неизбежности длительного экономического противостояния, в которое будет вовлечен Китай.
2) В этом конфликте стратегия США, с большой вероятностью, будет нацелена ограниченные военные действия с применением дронов и истощение экономических ресурсов противника. Это, с точки зрения англосаксов, является гарантией управляемого конфликта без применения ЯО.
3) Приоритетными целями станут объекты энергосистемы, логистические цепочки доставки энергоносителей, НПЗ, нефтебазы, нефтяные терминалы в портах, генерирующие мощности и распределительные устройства.
4) Для массированного поражения этих целей планируется использовать значительное количество дронов под управлением ИИ, оснащенных системой машинного зрения.
Интенсивная подготовка к подобному сценарию сейчас ведется на территории т.н. Украины.
Для противостояния замыслам противника представляется целесообразным:
- ввести ограничения на публикацию в СМИ и соцсетях кадров поражения энергетических объектов и информации о ходе их восстановления, задействованных ресурсах и резервных мощностях. Это не гарантирует отсутствие утечек, но сильно осложнит работу нашему противнику, который на сегодня беспрепятственно получает всю необходимую информацию из открытых источников.
- создать ремонтные подразделения, укомплектованные специалистами и оборудованием, для оперативного восстановления объектов энергосистемы. Поскольку большая часть объектов ТЭК сейчас находится в частной собственности, после поражения НПЗ или нефтяных резервуаров, компании вынуждены самостоятельно решать вопросы с ремонтом. Не всегда на это есть достаточно ресурсов. Цель создать мини-аналог МЧС для ТЭК. Создание и поддержание подобной структуры в рамках одного предприятия нерентабельно и просто невозможно. Но если все предприятия ТЭК выделят целевое финансирование, то такая структура может кардинально повысить живучесть ТЭК в целом.
- если эксперты из США четко сигнализируют о том, что проблемы в их энергосистеме и зависимость от критических элементов являются решающим фактором вовлечения либо не вовлечения в военное противостояние, возможно стоит подтолкнуть их к принятию правильного решения.
Если по совершенно случайному стечению обстоятельств произойдет коллапс в энергосистеме США, это может немного охладить пыл англосаксов. Любые варианты, включая запрет на продажу урана для американских АЭС или диверсии на объектах критической инфраструктуры США в координации с китайскими коллегами, сегодня выглядят более чем адекватным ответом противнику.