Об А.И.Куприне и его понимании человеческой индивидуальности
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»
(А.И. Куприн)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года. Сегодня у него юбилей - 150 лет.
Какое ни откроешь произведение Куприна, всё у него о любви. Не случайно мы находим в его произведениях удивительные признания и оценки того состояния человека, который умеет по-настоящему любить: «Сила любовной страсти уравнивает все разницы: пола, крови, происхождения, возраста и даже социального положения – так велика её блаженная и блажная мощь!»
Конец 19 века и начало 20-го отмечены образцами непостижимо высокими образцами любви, запечатленными в поэзии, прозе. Удивительно, что отображенные великими мастерами слова образцы любви существовали и в реальной жизни. Хотя Александр Иванович Куприн сетовал: «Люди в наше время разучились любить».
Он, вероятно, был прав. Но это было то время, когда началось незримое глазу убывание высоких и благородных чувств под воздействием пошлой буржуазной морали. Поэтому мы находим у Куприна совершенно органичный упрек – мужчинам, прежде всего: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных. низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть».
В нынешнее время, когда мы окидываем пристальным взором жизнь вокруг, когда ТВ и Интернет - хотим мы этого или не хотим - вбивает в наше сознание примеры гнуснейших отношений между полами, вообще меж людьми, то эти откровения Куприна или его героев воспринимаются сейчас как предупреждающее пророчество. Но оно, это пророчество большого мастера необыкновенных произведений о любви, в наше время не учитывается беспечным к своей душе и судьбе поколением. И до боли в сердце уже кажется: это поколение не способно понять очевидной ясности, которая светится полыхающим огнем в самых ярких купринских произведениях : «В любви помогает только любовь», - говорится в каждом из них».
Так или иначе, поневоле смотришь ныне каналы телевидения, где оформленные в блистательные телеса персонажи НЕ ЛЮБЯТ, а «занимаются любовью», воспринимаешь немудреное купринское отрицание этого занятия и мысленно повторяешь вслед за ним: «Нет ничего омерзительнее любви по принуждению».
Нынче всю Россию прекрасно украшают великолепные храмы, вновь созданные или отреставрированные. Это замечательно. Русским просторам они нужны как возрождение духа народного и для восторга от прекрасных чувств, которые зовут к совершенству. В храмах теперь венчаются. Но венчающихся хочется спросить, знают ли они слова апостола Павла: «… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
И у Куприна мы находим этот пронзительный и справедливый риторический вопрос: «Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?» Этот вопрос как раз в духе апостольского определения истинной ЛЮБВИ.
Слежу за политикой, вникаю в экономику, читаю книги, смотрю фильмы, картины художников, слушаю музыку. Прекрасным восторгаюсь, наполняю душу им, желая быть лучше, умнее, добрее, чтобы не потерять что-то личное, самобытное, индивидуальное, если оно во мне есть…
Но откровения А.И Куприна, открывшего нам, как апостол Павел, что есть ЛЮБОВЬ, покоряют своей простотой и правдой:
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»