Сообщество «Форум» 01:41 14 января 2021

О военно-исторических "реконструкциях".

Традиции проведения военно-исторических реконструкций зародились когда-то во Франции, спустя несколько десятилетий после самой битвы - Битвы при Ватерлоо. В России тоже появилась и прижилась идея. Впервые начались первые такие мероприятия в СССР в 1976 г. в Ленинграде: группа молодых историков во главе с Олегом Соколовым (с недавних пор печально известным). Они были увлечены историей армии Наполеона. Наиболее полномасштабно они начали проводить такие мероприятия с 1987г., с реконструкции, посвященной 175 годовщине Отечественной войны 1812 года. Военно-исторические реконструкции периода Великой Отечественной войны стали проводиться во времена позднего СССР. И с тех пор регулярно.
9



         11 января 2021г. стало известно об отмене очередного такого мероприятия - реконструкции битвы за Воронеж в связи с отменой массовых мероприятий на фоне пандемии.

В прошлом году там же, в Воронеже, реконструкция операции «Малый Сатурн» собрала около 10 тыс. зрителей.
 

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

         В обществе очень неоднозначно относятся к подобного рода мероприятиях, а наши ветераны, когда их еще было много в живых, среди нас, в большинстве своем, не рады были им. Особенно относительно реконструкций боёв в период Великой Отечественной войны. Они-то знали, как всё происходило в реальности!
У нас, их потомков, мнения почти не расходились и не расходятся: очень неоднозначное отношение...

        К сожалению, не все понимают, что такое война во всех её проявлениях. Понимали, понимают и знают в полной мере те, кто прошел подобный ад. Понимают и современники, прошедшие войны в "горячих точках".
Реконструкции боев - это "театр на крови". Рафинировано, неправдоподобно.
Разве актеры-реконструкторы могут изобразить и в полной мере испытать, КАК это - в лютые, по тем временам, морозы или в изнуряющий зной воевать под настоящими авиаударами, шквальным огнем и среди пылающих городов и деревень?

       Как отступать или наступать по разбитым раскисшим дорогам, по болотам, через реки вплавь или по грудь, с раненым, с матчастью, в мокрых тяжелых сапогах... На них скатки шинелей, плащ-палатки, вещ.мешки, оружие, часть боеприпасов (матчасть). Сон и перекур, передышка и кухня порою - заветная мечта, потому как война была жесточайшей, кровопролитной, против лютого подлого врага в лице не одной Германии, а гитлеровской коалиции.
      Способны ли реконструкторы показать и прочувствовать настоящую кровь, когда от тел ничего почти не оставалось? Ржевские операции и битва за Москву, Курская дуга, Сталинград, Берлинская операция... 

Никто и никогда не сможет это показать на реконструкциях, где все бегают чистенькие и бравые. И целые! С руками, ногами, головами и внутренними органами, простите.
Те, кто воевал, с большим трудом говорили об этом, хотя поколения это должны знать именно от них. Немногие находили в себя силы выступать перед школьниками и студентами. Потому что боль, утраты и ужасы испытанного забыть невозможно. Им многим до старости снилась война. Время не лечит, оно притупляет боль и учит просто жить дальше.

И снимать кино об этом НЕКОМУ.

Сейчас же есть только горстки бестолковых беспринципных дельцов в "кинобизнесе" (можно забыть давно о киноискусстве и настоящей военной драматургии на основе подлинной историографии). Так, как когда-то, уже не снимают. И не снимут.

По двум основным причинам:

1. НЕКОМУ снимать.
Те, кто мог и делал это по-настоящему, уже нет. Нет Шолохова, нет Шукшина, Бондарчука и прочих героев того времени. Они прошли это, они знали, КАК это...
И в СССР, за исключением позорного Горбачёвско-Яковлевского периода, ставшего последним для Союза, государство финансировало и помогало искусству, особенно всему, что создавалось в память о героях войны: героическим армии, командованию и народу великой страны.

2. НЕ НА ЧТО снимать.
В последние два десятилетия находятся средства только на сомнительной ценности программы и "сериалы", которые доводили и еще довели бы многих ветеранов до сердечных приступов от обиды и боли за подлость и ложь.

   ...да и не нужно снимать, - к счастью, в советское время успели снять и показать те, кто имел на это моральное право.
Наша задача - помнить, дорожить и показывать детям.

"Они сражались за Родину", "Судьба человека", "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке" и десятки гениально снятых картин. Так сейчас не могут снимать, и никакая компьютерная графика не справится с задачами.

"Они сражались за Родину"... Там показана картина войны из серии "правдоподобнее не бывает":

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение



- как вообще можно сейчас показать это в каких-либо реконструкциях?


А "Обыкновенный фашизм"?..
А "Иди и смотри"?!

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение



         Вдруг когда-нибудь найдется и это "реконструировать"?
КАК они это сделают?
Никак.
А это - и есть сущность, лицо той войны против нас.
Настоящее чудовищное и страшное в этих картинах показано. И лишь названо "художественным", а по сути - документальное все, как всё и происходило.

           Ценность современных военных реконструкций ничтожна, если делается бездарно, поверхностно, приукрашено. Лучше просто не затрагивать эти события в таких мероприятиях. Детям не это надо показывать, а те самые картины, упомянутые ранее. Настоящие, снятые настоящими героями. 

И читать книги.

Правильные, с исторической точки зрения, а не теми, которыми их "зомбируют" либералы, в частности НКО "Мемориал" со своими "проектами", за которые расстрела мало...

Не любая психика выдержит, кто-то скажет?
Но это неправильно. Не слишком много, но достаточно выросло и вырастает "рафинированных" изнеженных людей, которых когда-то боялись ранить, как боятся ранить фильмами, оберегающими душу и воспитывающими ЛЮДЕЙ (как, например, даже "Белый Бим Чёрное ухо"). Таких потом легко убедить в чём угодно.

            Детей можно и нужно учить не только радоваться, но и сопереживать, сострадать, скорбеть, только так формируется живая, настоящая душа и только так формируются люди с "горячими сердцами".
Скоро страшно будет опрос провести: кто из старшеклассников видел те картины, читал те книги. Дети стали меньше читать, и смотрят то, что детям вообще ПРОТИВОПОКАЗАНО для морали и психики.


       А война - это АД кромешный, а не "казаки-разбойники" на полянках.
 

 двойной клик - редактировать изображение


 

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

Хотят делать реконструкции - пусть ранее попробовали бы сделать все детально и максимально приближенно к чудовищным реальным фактам. Но это невозможно, без сомнения.

Как невозможно и объяснить им, почему им не нужно этого делать, - не услышат.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
14 января 2021 в 04:03

С большим интересом прочел вашу статью. И хочу отдать должное автору за точность оценок и суждений.

Надо понимать, что исторические реконструкции, или как сами участники называют их "реконстрашки" не являются самостоятельной отраслью индустрии развлечений. На самом деле это часть, ниша в таком явлении как - "ролевики". Чтобы отсечь тех, кто решит отстебаться, скажу что ролевеки - это не ролевые игры в сексе, что стали популярны с приходом западной "секс революшн". Ролевики, это реконструкторы книг фэнтези, выдуманных миров и сюжетов.

Впервые с ролевиками я познакомился работая в институте, где у нас на кафедре ТСО появился даже не мальчик, а весьма зрелый мужчина, который просто болел Толкиеном и он в компании себе подобных регулярно собирались летом на ристалище. И сама организация ристалища требует отдельного разговора. В то время я помог ему склепать весьма качественную кольчугу, за что и был посвящен во многие тонкости. Однако, в какой то степени прообразом реконструкций, конечно же является игра "Зарница".

Реконструкторы - это те же ролевики, только они используют фрейдовские защиты, они сублимируют свои пристрастия в социально одобряемые формы. Примерно как сейчас это делает группа мотоциклистов во главе с Золдостановым. На самом деле эти мотоциклисты циники, разрушители общества и носители антикультуры, но сумевшие конвертировать зло в прибыль, себе на пользу.

И последнее. Вы упомянули фильм "Обыкновенный фашизм". Не разделяю вашего оптимизма и поверьте, он точно противоречит вашему "кредо".

14 января 2021 в 15:50

Благодарю. Я от от души всегда действую, во всем.

14 января 2021 в 15:53

Упомянут фильмы в контексте отражения реального ужаса той войны, вот я о чем.

15 января 2021 в 17:11

Татьяна, спасибо, что как автор откликнулись. Очерк ваш более, чем достоин. А вот "Обыкновенный фашизм", все же не так прост, как кажется на первый взгляд. Понимаете, особенность документальных фильмов в том, что на хронику говорит голос за кадром. Помните, как в знаменитом многосерийном американском - "Неизвестная война".

Так и здесь, тем более, что 9половина этого фильма не документальна, а постановочна, взятая, скажем у мастера пропаганды Лени Рифеншталь, и вот эту постановку над дают в качестве документа. Но самое главное, понимая, как мы с вами будем воспринимать фашизм, на это восприятие накладывается идея совершенно иного порядка и вот это уже Зло. Это ничуть не лучше самого фашизма.

14 января 2021 в 08:40

Да разве это реконструкция ?!
Вот в 1993-м годе была Реконструкция ? Развалили маленький Советский Союз, и реконструировали в Великую РФию ! А главным Реконструкторам-- жабьему-орден Андрея Первозванного, а пьяному-цельный Центр.... и зрителей - 250 мильонов !

14 января 2021 в 08:47

Вот это сарказм, вот это аналогия! Красиво и очень остроумно. Респект. Разве, что поправка, зрителей надо полагать было несколько миллиардов.

14 января 2021 в 11:50

Спасибо, Сергей. Миллиарды были зеваками , а мильоны- зрителями-соучастниками. Каюсь, и я был среди последних. Сначала....

14 января 2021 в 14:38

Кто-то сказал - на войне взрослеют быстро. Кого ошпарила войной, хотя бы гражданского человека, даже вошедшего в сознание ребенка, становятся по жизни немного другими. Они лучше понимают, что такое настоящая серьёзная проблема. У них больше развито сочувствие к чужой беде. они категорически не принимают фальш, в т.ч. в дурацких реконструкциях и фильмах сделанных людьми не знающими, что такое война на самом деле.
Респект автору.

14 января 2021 в 14:56

Жаль невозможны правки комментария. Не а", а О и О с большой.

1.0x