Авторский блог Евгений Фатеев 00:03 25 июня 2023

О великом русском железнодорожном мире

наиважнейшая часть нашей идентичности

Рождённый ползать летать не может. Это я о себе. До сих пор летать боюсь. Не патологически, но побаиваюсь. Если нет другого выхода, то приходится лететь. Например, из Салехарда в Екатеринбург самолетом всего ничего, а вот поездом долго, придётся ехать несколько суток, давая кругаля аж через Ярославль. Или тебе завтра утром надо быть в каком-нибудь отдалённом городе, а встреча очень важная, то ничего не поделаешь. Приходится лететь.

У меня есть своя система авиационных примет. Всё-таки авиационный опыт у меня большой. Даёт о себе знать юность в Сибири. Я успел полетать на всех отечественных вертолетах семейства Ми, кроме Ми-1 и Ми-4. Знаю, каково это — летать на Ми-2, когда перегородка между салоном и пилотами открыта. Знаю, каково это, когда все пассажиры сосредоточенно следят за всяческими стрелочками и лампочками на приборной панели, и в ужасе подпрыгивают, когда загорится и замигает какая-нибудь красная лампочка или резко опустится какая-нибудь стрелочка. А ещё я летал на огромном Ми-6, не выходя из автобуса (улыбка). А ещё мне довелось падать на Ми-8 прямо посреди тайги. Слава Богу, всё обошлось.

Я полетал практически на всех отечественных гражданских самолётах. В юрком ЯК-40 и трясучем ЯК-42. В огромном и жутко громком, но очень надёжном ИЛ-86. На АН-2 и Л-410. На АН-24 и даже грузовом АН-26. Я даже знаю, как перезагружается бортовой компьютер в новеньком ТУ-204. Впечатления не из приятных. Был год, когда мне пришлось совершить более 100 полётов. Утром я мог проходить мимо норвежского консульства в Мурманске, а уже вечером мимо иранского в Астрахани.

При всём богатстве своего авиационного опыта я считаю себя человеком сугубо железнодорожным. Даже больше. Меня можно отнести к числу железнодорожных гурманов. Куда и на каких поездах я только не ездил. По всему Транссибу до самого Владивостока. И не один раз. И по окружному северному пути до ямальской станции Лабытнанги. Обожаю ночной переезд из имперского Новокузнецка в солнечный даже зимой Абакан. Я вместе со своей печенью прокатился на почти всех ночных пьяных поездах из Москвы в ближайшую округу.

Могу очень долго описывать свой железнодорожный опыт, причём начиная с детства, значительная часть которого прошла на Апшеронской узкоколейной железной дороге. До чего же уютны наши узкоколейки! А какова самая длинная из них — Алапаевская узкоколейка в Свердловской области! С её немного игрушечными, но очень даже настоящими локомотивчиками, пассажирскими и грузовыми вагончиками, депо и вокзальчиками. Эх!

Для меня Русский железнодорожный мир — это целая вселенная. Я не представляю себе русского цивилизационного уюта без железных дорог. Эталонный образ этого уюта — вечернее чтение по чаёк и сушки в теплом купе поезда, несущегося по морозной тайге в окрестностях Нового года или Рождества. Недаром одним из самых крутых туристических и транспортных аттракционов для иностранцев на чемпионате мира по футболу в 2018 году были именно наши поезда. Причём особенно плацкартные вагоны.

А какими уютными, тёплыми, чистыми стали наши поезда! Сейчас это места жительства нашей какой-то особенной, нашей оригинальной транспортной культуры. В малых городах я сталкивался с тем, что перрон местного железнодорожного вокзала является главным городским променадом. А как разнообразны по архитектуре наши железнодорожные вокзалы! РЖД за своим вокзальным хозяйством хорошо следит. Наши вокзалы — очень важная страница истории отечественной архитектуры. От красивейших вокзалов петербургских пригородов до менее красивых образчиков БАМовской бруталистской, позднесоветской архитектуры.

В железнодорожных столицах России до сих пор сохранились потрясающие детские железные дороги. Причём архитектурные сооружения на Горьковской детской железной дороге в Нижнем Новгороде - это вообще очень серьезно. Это самые настоящие архитектурные шедевры. А в Екатеринбурге, Новосибирске и Оренбурге детские железные дороги — это очень значимые туристические аттракционы, накрывающие невероятно красивые места. А какие красивые у нас железнодорожные мосты!

Словом, Русский железнодорожный мир прекрасен! Это наиважнейшая часть нашей идентичности. Наша цивилизация развивается и расширяется именно по железнодорожным путям. И, кстати, у ярко выраженной Антироссии как-то не ладится именно с железными дорогами. Жуткая разруха царит на железных дорогах Украины-Антироссии. А в Латвии-Антироссии уже начинают разбирать на металлолом железнодорожные пути. Но именно покрытый густой вязью железных дорог Донбасс Восстал против варварского рогульского мятежа.

И для меня развитие железных дорог — это развитие и расширение русской цивилизации. Железнодорожные составы — это гордые и внушающие трепет крейсера нашего великого сухопутного евразийского океана.

Наше железнодорожное прошлое — предмет нашей законной гордости. Причём весьма несправедливо то, что наша железнодорожная история весьма анонимна, деперсонализирована. Неужели не было прекрасных управленческих, инженерных кейсов и примеров героизма при строительстве Транссиба и Турксиба, Мурманской и Воркутинской железнодорожных магистралей?

У нас очень неплохое железнодорожное настоящее, в котором есть волшебный Крымский мост и космический взлёт уровня железнодорожного сервиса, двухэтажные поезда, сотни и тысячи отреставрированных вокзалов, Сапсан и новый тоннель на БАМе.

Надеюсь, у нас и прекрасное железнодорожное будущее. И на этом стоит остановиться подробнее. Очень важно понимать нашим финансовым и прочим властям именно цивилизационное значение русских железных дорог. Железнодорожные артерии способны сами по себе порождать кровь трафика. Железные дороги — это то, что гораздо больше, чем экономика.

А потому просто необходимо довести железную дорогу до тувинского Кызыла. А потому просто необходимо построить мост через Лену и наконец-то связать Москву и Якутск. Нам нужно окончательно присоединить к России Сахалин посредством железнодорожного тоннеля или моста. А ещё нужно как минимум до Магадана дотянуть великую русскую железнодорожную реку, а лучше до Камчатки и Анадыря. Нам нужно наконец-то реализовать старые железнодорожные проекты. Полярный путь должен наконец-то связать Норильск и Салехард с Северной железной дорогой. И нужно построить большие мосты через Обь и Енисей в их самом северном, самом полноводном течении. И у этого покорения полярного севера будет глубокий цивилизационный символизм. И наконец-то нужно как-то влить в наш общий железнодорожный океан частную дорогу, которая соединяет Свердловскую область и Республику Коми.

А как по-особенному прагматично и цивилизационно «зазвучали бы» высокоскоростные магистрали именно у нас! Это была бы новая глава в нашем имперском романе с евразийским пространством. Есть нечто особенное в возможности проехать на ВСМ из Москвы в Пекин! А если связать Сахалин и Хоккайдо, то и в Токио. А если связать ВСМ все наши большие агломерации! А если бы появилась магистраль вокруг Чёрного моря!

В своём железнодорожном качестве мы, русские, очень хороши. Железнодорожное пробуждает в нас самое хорошее. Мы в нашем железнодорожном качестве очень пунктуальны. Расскажите о наших дорогах, например, англичанам. Они очень удивятся.

В нашем железнодорожном качестве мы крайне системны и упорны. Даже в жуткие подлые и смутные 90-е наши поезда бороздили волны великого сухопутного океана, а наша железнодорожная инфраструктура оставалась островком порядка в новом русском рукотворном хаосе.

В своём железнодорожном качестве мы прекрасны! Давайте дорожить нашим великим железнодорожным миром. Давайте развивать его, управляясь не только сиюминутной выгодой.

Илл. Владимир Животков. "Скорый" (1970-е)

Публикация: @urallive

1.0x