О советском дизайне
Сообщество «Советская Атлантида» 09:39 29 июня 2020

О советском дизайне

история великих озарений, открытий и прозрений
6

Более или менее глубокое погружение в историю советского дизайна отбивает малейшую охоту скоропалительно судить и поверхностно оценивать. Так происходит со всем советским, если выпасть из морока перестроечного и либерального пост-советского публицизма, этой смеси поверхностности, пропаганды, интеллектуальной подлости и откровенной пошлости.  

Вообще перестроечный погром великого красного проекта – это пример цивилизационного айкидо, примененного против нас, или эдакого цивилизационного аутоимунного заболевания. Во времена перестройки вся пропагандистская мощь советского государства была брошена на самоуничтожение. Тогда удалось оседлать наши цивилизационные вывихи в игре против нас самих. Все это можно увидеть и на формировании коллективного и экспертного представления об истории советского дизайна.  

Так, например, наша неряшливость в запоминании авторов низких культурных жанров, по сути, на какое-то время превратила историю нашего дизайна в братскую могилу. А непришитость произведения искусства к имени автора очень мешает его выживанию во времени. Также против истории нашего дизайна работает наше, признаем это, некоторое нелюбопытство, о чем писал ещё Пушкин. Я это хорошо понял, когда в 2011 году по собственной инициативе попробовал найти автора или авторов великого дизайна культовой сгущенки. В нашем гуманитарном сообществе и даже его специализированных комнатках и секциях, проблема недономинированности советского дизайна, его откровенной безымянности по преимуществу, не осознаётся. Исследований по истории советского дизайна крайне мало. Не проводится масштабная работа по атрибуции шедевров и просто хороших образчиков советского дизайна. На такого рода работу не мотивируют должным образом. И речь не только о государстве и госзаказе на такие исследования, что критически необходимо. У нас очень слабое, текучее и разобщенное дизайновое сообщество, которое не понимает важности и значимости изучения и кодификации своей истории, своих корней.  

Не очень хорошо обстоит дело и с корпоративным сегментом. Некоторое время назад наша команда делала в Екатеринбурге на протяжении трёх лет «Честный фестиваль рекламы». Однажды мы решили организовать выставку упаковки культовых в нашем регионе продуктов. Обратились к местным производителям, надеясь на то, что они собирают образчики своего дизайна, ведут собственную историю. К огромному своему удивлению мы обнаружили, что подавляющее большинство предприятий, к которым мы обратились, ничего не хранят и не собирают. По сути они существуют в первобытном, аисторическом режиме, не пытаются выстроить хоть какие-то отношения с временем. Совершенно неожиданно хоть что-то мы получили от предприятий с иностранными собственниками. На одном заводе они даже сохраняют и поддерживают заводской музей.  

Пока история советского дизайна, в значительной степени это братская могила. Правда, стоит признать, что работа по изучению его всё-таки ведется. Есть музейные институции, случаются выставки, что-то издается. Но у меня складывается впечатление, по итогам моего активного пребывания в медийной среде в последние десять лет, что советским дизайном гораздо больше интересуются и активнее любуются, и даже вдохновляются за рубежом. Особенно в англо-саксонском мире. Я сталкивался с публикациями, и весьма многочисленными, посвященными и советским спичечным этикеткам, школьным линейкам, скрепкам… Даже! 

У многих складывается впечатление, что в СССР не было дизайна. А то, что было - не заслуживает изучения. С такими оценками я сталкиваюсь постоянно, ежедневно в социальных сетях. До сих пор! И это среди моих, должен признаться и похвастаться, довольно продвинутых и образованных читателей! И многих из них сложно винить. Они действительно очень мало знают. Нашим гуманитарным сообществом не сделана кропотливая работа по кодификации совдизайна, превращению его в некий продукт. По-хорошему вершиной, итогом такой работы должен стать канонический двухтомный учебник (общим числом не более 1000 страниц) и большой фотоальбом, или серия альбомов. Вроде бы звучит очень просто. Но какую же огромную работу нужно прежде проделать сотням и тысячам исследователей! И придется им ответить на множество вопросов, найти противоядия для множества сложившихся и постоянно складывающихся стереотипов. Это удивительно, но невежество и незнание поразительно продуктивны и неутомимы! Они постоянно умножаются. На ровном месте. У нас же можно говорить о постоянной экспансии невежества, его почковании, разрастании. Меня всегда поражала удивительная способность невежества к экстенсивности. Насколько же ничто способно умножать себя!  

Следует признать, что мы очень мало знаем о советском дизайне. Наше отрывочное и поверхностное знание скорее стремится к нулю. Мы, коллективные мы, не знаем о советском дизайне, как целостности, как о явлении и феномене. И признание этого факта мне кажется очень хорошей стартовой позицией, отправной точкой для большого общенационального исследования. Такое исследование не по силам одному человеку или даже небольшому коллективу. Необходима огромная, комплексная и хорошо скоординированная кампания, рассчитанная не на одно десятилетие.  

Хочу поделиться своими частными наблюдениями и размышлениями, которые быть может окажутся полезными будущим исследователям: 

Уже сейчас можно констатировать интереснейший парадокс. С одной стороны, существуют представления, стереотипы о сверх-унифицированности, типизации советского вещного мира, его неразнообразии. С другой стороны, нельзя не признать, что в СССР осуществлялись весьма плотные и разнообразные идентификационные эмиссии. В качестве примера можно привести обилие айдентик производителей радиоприемников (рис. 1)  и холодильников (рис.2). Для «тоталитарного» <ненавижу это идиотское, пропагандистское слово> государства их аномально много. Уже очевидно, что СССР осуществил  огромную идентификационную эмиссию, породил целую вселенную идентификационного, коммуникационного дизайна, которая еще должным образом не изучена и не исследована, не сведена в одно. Прежде, чем назначать что-либо шедеврами, нужно хотя бы собрать и отсмотреть то, что было. Какое же обилие и графем, и акцидентных шрифтов, стилей, мы обнаружим! Причем часто и в изучении дизайна, который сам по себе является «низким» культурным жанром, можно скатиться в разделении этого «низа» на свои «верх» и «низ». Например, можно начать игнорировать такую мощную, разнообразную и часто наивную, самодеятельную идентификационную эмиссию, как айдентики студенческих стройотрядов. Это будет огромная ошибка. Они обязательно должны найти свое место во вселенной советского идентификационного дизайна.  

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

Безусловно не стоит замалчивать то, что очень многие достижения советского дизайна остались лабораторными, кабинетными, не пошли в серию, но какие же это были достижения! Причем можно говорить о советском дизайновом континууме от ВХУТЕМАСа и ИНХУКа до ВНИИТЭ (рис.3). История советского дизайна – это история великих озарений, открытий и прозрений! Кстати, и заимствований тоже. Они были. Их не следует игнорировать. Но тут встает вопрос – какова была и природа, и крепость советской автаркии в вещном и символическом? И тут нас ждут необычные открытия, парадоксы и разрывы шаблонов. 

 двойной клик - редактировать изображение

Я бы не стал игнорировать и такой феномен, как самодеятельный дизайн, эдакий советский «форс», народный тюнинг и апгрейд фабричной и заводской вещности. Это было огромное и должным образом не изученное явление. Советский человек проявлял чудеса освоения вещи, её надстройки, достройки, перестройки. Советский человек обладал невероятными способностями в деле реанимации, продления жизни вещи, а также ресайкла, повторного ее использования. И советский самодеятельный ресайкл – это жутко актуальная тема в наши времена экологического фундаментализма. Существовала целая инфраструктура для обеспечения самодеятельного вещного творчества: журналы, телепередачи, смотры и т.д. (рис.4) 

 двойной клик - редактировать изображение

СССР выдал удивительный экстремум, пограничную, но необходимую для изучения природы брендинга, ситуацию – абсолютный, эталонный, почти дистиллированный без-брендинг – космическую еду, определенным образом упакованное питание для космонавтов и подводников. (рис.5) 

 двойной клик - редактировать изображение

Недостаточно изучен такой феномен, как дизайн советских вооружений. Я считаю, что это был и есть один из пиков, одна из вершин вообще в истории человеческой вещности, человеческой цивилизации. Советский военный предметный дизайн – это еще не облеченный в слова, не переведенный на вербальный язык диалог функции и ее овеществления, эффективности и кажимости. И здесь встаёт ещё одна наиважнейшая проблема. До сих пор, до сегодняшнего дня, дизайн не введен в царские чертоги говорения, интерпретации. С этой неразговоренностью дизайна есть проблемы не только у нас. И в этом смысле, дизайн во всем мире до сих пор не выбрался из культурного «низа». И именно советский дизайн может стать прекрасной площадкой для говорения о дизайне, как о дизайне, а не просто поставщике картинок для нарративов, посвященных советской эпохе. Советский дизайн – хорошая тема для разговора, хороший повод поговорить, быть может даже потрепаться. Нам только предстоит ещё научиться этому языку. Можно, кстати, начать с самого простого – рецензирования современных дизайновых премьер (улыбка). (рис.6)  

 двойной клик - редактировать изображение

Нужно что-то делать и с тем, что  у нас до сих пор дизайн не входит в рубрикатор больших отечественных художественных музеев. Артефакты советского дизайна у нас проходят скорее по ведомству специализированных и краеведческих музеев, где часто они представлены в качестве реликвий. Именно им отдано на откуп сохранение массового, которое, как показывает опыт, очень плохо живет во времени. Именно массовое – наиболее уязвимо. Именно оно является жертвой мощных механизмов социального забывания. Удивительно, но гораздо больше шансов на выживание во времени у единичного и уникального. Именно это обстоятельство мешает нашей культуре «приподнять» дизайн с культурного низа. Хотя бы часть его. Наши большие художественные музеи обладают крайне важной функцией введения в высший свет Большой культуры, культурного нотариата, удостоверения подлинности и вообще реальности и настоящести. Музеи обладают ещё и соответствующими и крайне важными компетенциями. И пока эта способность наших музейщиков к интеллектуальной честности и критике выдерживает испытание тотальной варваризацией и диквалификацией большинства культурных институтов и вообще гуманитарного сообщества.  

Уже пора не шептать на специализированных и академических конференциях, а буквально орать о русском, советском ар-деко, как о чем-то автохтонном, органическом для нас. Можно даже говорить об отечественном стандарте в ар-деко, эталоне если угодно, и даже мировой экспансии (можно вспомнить такие имена великих эмигрантов, как Эрте, Бакст, Сахновский и многие другие). И речь идет не только об архитектуре. Нам вообще буквально необходима реализация комплексных, мощных и агрессивных политик в области рубрикаторов и классификаций. Это и есть реальное управление в диджитальном мире культурного сталкерства, отупляющей эргономики и прочего. (рис.7) 

 двойной клик - редактировать изображение

Нам просто необходимо начинать формирование символической капитализации советской функциональной графики. Не только архитектурной, но и инженерной, проектной и прочих. К сожалению, этот пласт нашей культуры уходит, что особенно обидно, т.к. именно сегодня в диджитальной среде такие памятники можно и хранить, и с ними можно работать. Вообще это беда не только истории советских визуальных искусств. До сих пор слабо введена в оборот, например, русская инженерная графика. Даже XVIII века!  

Мне кажется, сегодня никто в мире, абсолютно никто, не имеет права на суждение о советском дизайне. Возможны лишь гипотезы и предположения. Мое предположение таково: советский дизайн в целостности своей – это такое же значительное, мощное явление, как и остальные советские визуальные искусства. Он ещё таит в себе не открытые нами до сих пор великие сокровища и прозрения, которые помогут нам в нашем движении в тревожное, но заманчивое будущее. (рис.8) Интерес к советскому дизайну никоим образом не должен носить сугубо академический характер.  

 двойной клик - редактировать изображение

Пожалуй, самое главное. Поскольку дизайн – это визуальное мышление, нам необходимо разгадать то, по каким законам осуществлялось советское визуальное мышление. Это нас обогатит, сделает нас сильнее и конкурентоспособнее. За работу! 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Советская Атлантида»
8
Комментарии Написать свой комментарий
29 июня 2020 в 10:09

Спасибо, очень интересное размышление. До чего богат наш Форум. Вот, две работы от Евгения Фатеева - по советской графике и дизайну и обе в десятку!

А что, разве многочисленные АРХиДИЗы не пытаются систематизировать историю советского дизайна, ведь тема вроде на поверхности?

Недавно зашел к приятелю мебельщику, гляжу, а у них в работе кресло шестидесятых, примерно, как в операции Ы, в новелле -Наваждение! И что, берут? Еще как берут, ничего лучше пока не придумали! Эти аляпистые монстры всем надоели!

1 июля 2020 в 22:18

Сергей! Как насчёт Сатьяграхи? Посмотри и помоги. На уровне идеи легче лёгкого.
А там посмотрим. Через годик опрос устрою.
Будь во здравии!

29 июня 2020 в 13:05

ДИЗАЙН? ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА!

Как дизайнер машиностроительного оборудования, долгие годы работавший в этой отрасли, и проектировавший огромнейшие машиностроительные линии, могу компетентно и ответственно сказать, что то, что называется ныне дизайном, называлась ранее более точно и содержательно как техническая эстетика.

Тогда и институт был такой, технической эстетики, выпускавший журнал одноименного названия.

И именно советские конструктивисты-художники стояли у истоков этого направления художественного творчества.

Дизайн нынешний, при всем его блеске, концепцуально убог и есть одна из форм вырождения того, что ранее называлось технической эстетикой.

Технической же эстетики ныне нет по той причине, что и нет машиностроения как такового!

29 июня 2020 в 17:04

У меня до сих пор кое-что работает из "совковой" радиоаппаратуры: усилки Бриг и Корвет, вертушка Арктур. И кстати, очень достойно, по сравнению с нынешним однодневным барахлом.

29 июня 2020 в 21:43

" ...проблема недономинированности советского дизайна, его откровенной безымянности по преимуществу, не осознаётся..."
Причина, на мой взгляд, проста - для русского человека не важно, кто что сделал и как кто что назвал (патенты, авторские права), важна функциональность, нужность (устройства, технологии...) для пользы дела. Русский человек делает всем, а не себе одному, легко делится идеей, технологией, изобретением, не парится авторством, поэтому и слывёт Иваном-дураком. Умные-то, они за границей. После краха СССР, когда "Ванька" отодвинули от мировых дел, этот самый мир покатился по наклонной с утроенной скоростью, что мы сегодня и наблюдаем.

1 июля 2020 в 22:14

Примечательно, что пропагандистская перестроечная мощь
была сосредоточена на советском положительном,
а отрицательное не только не трогало, но даже ухудшало.
Это имело место с алкогольпотреблением.

Мой дизайн касается трезвости.
Питие обходится России в 24 триллиона руб.в год!!! Это 80 Крымских мостов.
Предлагаю участвовать в обете невзаимодействия с таким поганым оккупантом.
Только читайте внимательно. Всё легче лёгкого, так как пока на уровне ИДЕИ.

А Сатьяграху нам не слабо сотворить?
Почто мы все чураемся Востока?
Народ, однажды силу показав,
вовек не станет жертвой злого рока.

Народное сознание по части отношения к спиртному зелью поворачивается к Трезвости тяжело и со скрипом. Число ДТП сократилось почти вдвое, но дети продолжают гибнуть в пьяных пожарах, на водах по пьянке взрослых, при насилии в пьяных семьях и в различного рода происшествиях на почве пьянства. Мириться с этим – значит умирать духовно. ТД не устаёт искать пути переориентации сознания с пьяного на трезвое.
Здесь мы коснёмся известной экзотики, а именно возможного участия масс в ОБЕТЕ невзаимодействия с оккупантом, то есть со спиртным зельем. В Индии такой обет носит название САТЬЯГРАХА. Казалось бы эта затея не для нас. Но не предложить этот путь спасения от зелья народу – значит не использовать, хоть малейший, но шанс. И к тому же, пусть мы не сможем сотворить широкий поток сознания, но хотя бы маленький ручеёк в общую копилку Трезвости потечёт. А это, если не тысячи, то десятки спасённых детских жизней. Как это там у Достоевского о слезе замученного ребёнка?
Методика проста. Вы передаёте идею сатьяграхи своим надёжным товарищам с убедительной просьбы передать идею отказа от спиртного другим, столь же надёжным лицам. Количество действующих лиц ограничивается только степенью их серьёзности отношения к проекту. При выходе за круг трезвенников невозможность самому отказаться от спиртного не должна воспрепятствовать движению самой идеи. Надо только однообразно называть вещи своими именами, которые выделены жирно и цель- распространение идеи отрезвления. При циркуляции этой идеи к ней, так или иначе, будут подключаться люди с уже серьёзными намерениями отрезветь. Желаю всем удачи при внедрении сатьяграхи – обета невзаимодействия с оккупантом – спиртным зельем.
ХИНДИ РУСИ ПХАЙ ПХАЙ !!!
Примечания. Чтобы изгнать английских колонизаторов из Индии, Махатма Ганди выдвинул идею обета невзаимодействия с оккупантами. Население массово перестало покупать товары у англичан и даже уничтожать уже приобретённые вещи. Через два года англичане убрались из Страны.