Сообщество «Советская Атлантида» 14:16 15 июля 2020

О советском агитационном искусстве

определённость, историчность, искусность, сверхкоммуникативность, сверхактуальность, избыточность и качество

Агитационное искусство – это, пожалуй, наиболее изученная и любимая публикой отрасль советских визуальных искусств. Наиболее изученная в сравнении с другими, но всё равно очень мало изученная относительно того, как это должно быть. В некотором роде, можно даже говорить о том, что в какой-то, правда короткий, период забвения и поругания агитационка «вывезла» советские визуальные искусства. И эта её живучесть объясняется тем, что я называю очарованием функционального искусства, скромным обаянием функции. Функциональное искусство обладает такими бесценными качествами, как:

- определённость;

- невероятная историчность, отражение эпохи, печать эпохи, которая переводит такое искусство в качество реликвий, свидетельств эпохи, - а все это порождает особенную легитимность такого искусства; кстати, именно XX век обозначил проблему легитимности искусства и вообще символического; пожалуй, вершинными кейсами легитимности в искусстве являются истории фотографии и кинематографа, кейсы легитимности бытия такого искусства и легитимности, обоснованности затрат ограниченного ресурса внимания человека, как потребителя символического, даже растраты, монетизации и размена такого ресурса;

- искусность – агитационное искусство не растеряло это очень важное качество искусства, которое в длинный послевоенный период другими отраслями визуальных искусств за границами нашей родины постепенно утрачивалось, а сегодня уже почти утрачено;

- сверхкоммуникативность - агитационное искусство ориентировано на Другого, оно подразумевает вшитость эдакого символического сервиса , оно изначально ориентировано на Другого, в том числе и на Другого из иных времен;

- сверхактуальность – агитационное искусство как бы подразумевает кейсовый контекст, оно вписывается в несложно конструируемые исторические кейсы, а сегодня у такого кейсового жанра есть своя аудитория, есть свои почитатели и ценители;

- избыточность – агитационного искусства было создано очень много, и, хотя массовое искусство не очень хорошо, или не без проблем, выживает во времени, всё равно его осталось достаточно, чтобы сформировался полноценный рынок таких предметов, случилась эдакая «любовь с интересом», с достаточной символической и монетарной капитализацией, ликвидностью и прочим;

двойной клик - редактировать галерею

- ну и наконец, это просто очень хорошее искусство, которое умеет нравиться.

Благодаря всему этому, уже относительно изучены и продолжают изучаться агитфарфор, агитплакат и прочие. Вплоть до агитпароходов и агитпоездов. Уже возникло некоторое кипение, затеплилась заинтересованность в изучении таких тем, как агитлак, агиткружево, агитстекло и др.

Необходимо признать, что советская эмиссия агитационного искусства была самой масштабной в мировой истории. В некотором роде, советское агитационное искусство было эдаким звериным рыком новорожденной Страны Советов, которая сразу же обеспокоилась наращением онтологической плоти. СССР не стал доверяться времени и лихорадочно проделывал огромную экзистенциальную работу. Советское государство стало лихорадочно метить своей символикой буквально всё, выдав самый настоящий феномен агитационной тотальности.

Если же сравнивать советское агитационное искусство с такого же рода эмиссиями в дореволюционной России, то разница не может не бросаться в глаза. Антипетровская лубочная пропаганда, медальные эмиссии XVIII века, продвижение Екатериной губернской реформы и даже екатерининская визуальная кодификация народовидения и народоведения в гравюре и фарфоре, агитационные эмиссии времен Отечественной войны от карикатуры до сервизов, периода Крымской войны, реализации крестьянской реформы Александра II и формирования Антанты, пропаганда времен Русско-японской войны и даже Первой мировой войны - все это не идёт ни в какое сравнение с советской агитационной эмиссией, хотя и составляет пока ещё не очень хорошо исследованную пещеру с бесценными сокровищами истории отечественного агитационного искусства, которому, кстати, гораздо более 300 лет.

И всё-таки советские агитационные визуальные искусства – это нечто особенное. Как специалист по истории Великой французской революции, могу ответственно заявить, что ничего подобного советскому, ничего сравнимого с советским, там и близко не было.

Но есть и ещё одно важное. Советское агитационное искусство было невероятно передовым, технологичным, продвинутым, как сегодня принято говорить, в свои ранний и средний периоды. Об этом мало говорят, но победа большевиков в Гражданской войне была обусловлена ещё и тем, что в области пропаганды, агитации, гуманитарных технологий, они наголову превосходили «белых» и других своих противников. На фоне большевиков белогвардейцы смотрелись откровенно архаично и слабо. Даже с сугубо технологической точки зрения. В Гражданской войне победили более продвинутые в гуманитарных технологиях большевики. Это очень емкая и требующая долгого экспертного разговора тема. Но даже поверхностный серфинг по музейным и архивным коллекциям подтверждает это мое заключение. Кстати, и проигрыш СССР в Холодной войне тоже имеет гуманитарно-технологическую природу. СССР что-то утратил на своем закате. Уже не хватало социологических компетенций. Уже оказалось архаичным жанровое агитационное меню. Но и это очень важная тема, требующая глубокого погружения.

Красному проекту удалось создать полноценный визуальный код. В том самом, сегодняшнем, самом актуальном, смысле. И этот код содержал в себе экзистенциальный драйв, без которого невозможна символическая экспансия. Кстати, весьма интересно и вполне возможно было бы составить даже эдакий советский брендбук. Материала более чем достаточно! Нужно только собрать его и сверстать.

Однако не следует недооценивать и русско-советский континуум в истории отечественного агитационного искусства. Особенно на примере фарфора. Прежде всего функционального фарфора, который еще недостаточно изучен в отличие от высокохудожественного, высокого агитационного фарфора. Примером такого континуума является и кейс Маяковского, который из агитационного лубка Первой мировой войны органично перешел к Окнам РОСТА.

Изучение музейных коллекций позволяет уже говорить о подобии периодизации советских агитационных визуальных искусств. Это безусловно не строгая периодизация, это скорее гипотеза:

- 1917 – кон. 1930-х гг. – раннесоветское агитискусство с хорошей прививкой русского авангарда, ар-деко и прочих, с невероятным драйвом, формальными поисками и невероятно ценным содержанием;

- 1941-1945 гг. – период Великой Отечественной войны, в который случилась невероятная мобилизация всех деятелей искусств, даже формалисты и опаленные опытом авангарда мастера как-то в одночасье обрели прозрачность, спрямленность; кстати, и здесь важно понять, что СССР превзошел нацистскую Германию в том числе и в области агитационных технологий, мы переиграли фашистов на ниве пропаганды вчистую, советская пропаганда выиграла свою собственную страну, а также оказалась эффективной и на внешнем контуре, что позволило выйти из Великой Отечественной войны с невероятным, наимощнейшим символическим капиталом;

- вторая половина 1940-х – сер. 1950-х гг. – плато сталинского бидермайера, короткий период имперской прозрачности, гимновости, реконструкции, жанровости;

- вторая половина 1950-х – кон. 1960-х гг. – ещё один пик советской визуальной культуры, которому свойственны: поэтичность, способность к почти дизайновым обобщениям, какая-то удивительная энергетика созидания, строительства, увиденность многого глазами заново родившегося и расправившего плечи нового частного советского человека, обаяние молодости, формальная изощренность, ничуть не меньшая, чем в ранне-советский период, - здесь Целина и кукурузная кампания, сциентистский романтизм и покорение космоса, старт визуальной кодификации послевоенного праздничного канона и др.;

- начало 1970-х – сер. 1980-х гг. – эпоха советского маньеризма, потеря цивилизационного драйва, избыточная кодификация агитационного визуала, в чем можно убедиться, исследуя комплексы памятников таких кампаний, как БАМ, Олимпиада в Москве, экология и прочие;

- сер. 1980-х – 1991 г. – короткая перестроечная вспышка, породившая визуальную аранжировку катастрофического аутоиммунного заболевания, приведшего к самоубийству великого Красного проекта, когда вся мощь советского агитискусства была брошена на убиение страны; нельзя не признать, что перестроечному агитискусству в каких-то его проявлениях был присущ некоторый драйв, который особенно чувствуется в плакате и др. ; и здесь не обошлось без интересных формальных находок в антисталинской, антиалкогольной, экологической и др. кампаниях;

Разумеется, любая периодизация условна. И раннесоветский период можно пробовать разбить на два под-периода или даже на два полноценных периода. Вообще на примере истории советского агитационного искусства можно очень хорошо, очевидно, видимо, зримо проследить следующее. По сути, СССР – это государство трех поколений. СССР проиграл где-то там, где случаются межпоколенческие переходы и транзиты. Поколение учредителей великого Красного проекта проиграло собственных внуков. Именно на внуках иссякла энергетика Красного проекта. Выдохлись смыслы из советских институтов. Удалось построить, но сбой вышел на этапе эксплуатации, гарантийного обслуживания и пост-гарантийной реанимации. Нужно признать, что раннесоветский период и годы Великой Отечественной войны можно отнести к числу относительно изученных. Остальные же еще ждут своих вдумчивых и дотошных исследователей.

Безусловно советское агитационное искусство – титаническая, огромная, но часть истории отечественной <широко, по-современному понимаемой> рекламы. Кейс «Страна Советов» - самая большая, но лишь часть очень мощных, очень серьезных рекламных эмиссий советского периода. Советскую агитационку следует рассматривать в более широком контексте, который слагается из даже институциональных, но весьма эффективных кейсов, таких как – продвижение метрической системы, ликвидации безграмотности, здорового образа жизни и гигиены, техники безопасности и прочего – новых стилей и фреймов потребления. Кстати, весьма интересны и история довоенной кинорекламы, и довоенные исследования <по сути маркетинговые> потребления искусства – станковой живописи, театральных постановок и др.

Так же, как и импрессионизм, советское агитационное искусство следует рассматривать, используя пространственные категории. Очевидно существовала метрополия и обширная ойкумена, которую просто необходимо понимать очень сложно и которая слагалась из:

- советских союзных республик, в каждой из которых решались разные задачи, реализовывались различные подходы и интонации;

- стран соцлагеря, существовавших под пристальной опекой советской метрополии – в этих странах сформировалось, за, кстати, очень недолгое время, свое мощное агитискусство, которое сегодня кое-где не в чести, и которое нам просто нельзя бросать, нам нужно его изучать, выставлять, мотивировать не включение его в музейные экспозиции, не пропускать момент, когда это искусство нужно будет и реставрировать;

- неприсоединившиеся страны и Китай, которые тоже в разное время входили в орбиту влияния советской эстетики; самые яркий пример – Китай, в котором именно советский художник Константин Мефодиевич Максимов по сути создал большую и могучую школу китайской масляной живописи (стиль «Су»), которая в последние годы стала особенно цениться в мире, кроме того китайское агитационное искусство периода Мао и вплоть до нач. 1980-х гг. находилось под мощным влиянием метрополии;

- соседние пост-имперские страны – парадокс, но в ойкумену советского агитационного искусства следует отнести и феномен рижского агитционного фарфора, который был порожден эстетикой русского авангарда, реализовывал декоративистские кодификации невероятных открытий русского авангарда, и все это создавалось на мощностях рижского фарфорового завода Кузнецова; причем рижский агитационный фарфор прославлял новорожденную латвийскую государственность, новорожденное национальное государство, но, с точки зрения эстетики, формы – это часть советской агитационной ойкумены;

- зона активной работы Коминтерна – необходимо включать в советскую ойкумену и агитационные визуальные эмиссии времен гражданской войны в Испании и др. ;

- зона левого модернистского искусства Латинской Америки, для которого метрополия поставляла значительную часть визуальных кодов и мяса для изображаемого – это и Ривера, и Фрида Кало, и Сикейрос и многие другие;

- зона, которую можно описать, как «вражескую территорию» (улыбка) – следует пристально изучить и такой феномен, как русские художники-эмигранты Борис Шаляпин и Борис Арцыбашев, дети великих отцов, которые активно создавали обложки для журнала The Times и играли на противоположной стороне, хотя в годы Великой Отечественной войны и оттепели поработавшие на положительный образ СССР, невольно соучаствовали в Холодной войне, которая иногда кажется внутренней русской заварушкой (улыбка), визуально аранжировавшейся на каких-то этапах русскими с обеих сторон; не стоит забывать и о связи советской агитационной метрополии и с пропагандистским искусством Америки периода Великой депрессии – и здесь крайне любопытен кейс художника Виктора Арнаутова.

Безусловно ойкумена советского агитационного искусства требует детальнейшего и пристального изучения. Важно честно и точно описать экспансию советских визуальных искусств, учитывая и такие интереснейшие примеры, как:

- инокультурная, иноцивилизационная экспансия советских визуальных искусств – тут безумно интересны исламские, конфуцианские и иные транскрипции советского визуального кода;

- инохронологические, иновременные <даже> попытки советской экспансии - именно так можно охарактеризовать серьезную, системную работу по внедрению советской символики в национальные и региональные паттерны и орнаменты – у которых были особенные отношения с временем – от советских монет в женских монисто до обильных частушечных эмиссий. Ну и невероятно интересен феномен агитпрялки!

двойной клик - редактировать галерею

Не может не впечатлять то, что я про себя называю агитационной тотальностью. На каких только носителях, в каких только техниках и материалах, ни были отражены советские символы и агитационные нарративы!

И это далеко не только фарфор (а советский агитационный фарфор еще далеко не изучен должным образом, особенно поздний), но и:

- агитфаянс

- агитстекло – кстати, особенно интересно агитстекло, выполненное в Гусе Хрустальном в технике Галле, которое можно было увидеть на выставке "Москва. Хроники советского времени", прошедшей в Кусково в 2017 году

- агитлак – уже изучаемый благодаря коллекционерам

- агиткость – производимая в разных уголках Русского Севера

двойной клик - редактировать галерею

- агиткружева – и вологодские, и вятские

двойной клик - редактировать галерею

- агитчугун – каслинское и кусинское художественное литье и даже чугунные печные затворки

двойной клик - редактировать галерею

- агитзамки

двойной клик - редактировать галерею

- даже агитнаперстки (улыбка)

двойной клик - редактировать галерею

- агиткопилки

двойной клик - редактировать галерею

- агитподстаканники

двойной клик - редактировать галерею

И прочее, и прочее, и прочее.

Советские агитационные визуальные искусства – это огромный, бескрайний универсум. Этот универсум ждет своего диджитального архивирования. Ведь только в онлайновой среде можно будет со временем собрать абсолютно всё. И это «всё» снесет крышу у любого человека, у любого ценителя визуальных искусств.

Я уверен в том, что это обязательно случится. Вообще у советской агитационки все будет хорошо. Потому что она очень нравится публике и коллекционерам. А искусствоведы подтянутся сами (улыбка).

Cообщество
«Советская Атлантида»
Cообщество
«Советская Атлантида»
1.0x