Сообщество «Советская Атлантида» 00:38 3 марта 2021

О Советике как части истории визуальной Россики

СССР стал одной из важнейших тем в истории мировых визуальных искусств ХХ века

Мы уже говорили о том, что совершенно необходимо говорить о русско-советских континуумах в истории отечественных визуальных искусств. Эти континуумы можно проследить в самых разных отраслях. Одной из таких является «Россика».
Россика сегодня понимается у нас трояко:

1. С одной стороны, это понятие отражает целый массив визуальных искусств, который был создан в России, или для России, иностранными художниками. Россику в этом смысле можно длить уже с XVII века. Уже что-то в России, в Оружейной палате, рисовали голландцы Ганс Детерсон и Даниил Вухтерс. Затем такая Россика расцветает в XVIII веке. Россия уже вовсю училась западноевропейской версии не-иконной визуальной культуры. Сами русские как-то резво стали учиться (феномен преждевременных Ивана Никитина и Андрея Матвеева), но и многие иностранцы были выписаны в Россию. Причем они стали полноценными акторами русской культуры, не всегда ценимыми должным образом в странах своего происхождения. В XVIII-XIX вв. таковыми стали немцы, итальянцы, французы, англичане – Луи Каравак и Иоганн Таннауэр, братья Грооты, Жан-Луи Вуаль и Пьетро Ротари и многие другие. Более чем тесными отношения с Россией были у таких значительных европейских авторов, как Александр Рослин и Иоганн Баптист Лампи - старший, Виргилиус Эриксон и Джордж Доу, Элизабет Виже-Лебрен и Кристина Робертсон, Ангелика Кауфман и Орас Верне, Дэвид Аллен и Стефано Торелли, Франс Винтерхальтер и Франс Крюгер, Франсуа Фламенг и др. Очень жаль, что, в свое время, до России так и не доехал великий гений венецианской ведуты Бернардо Беллотто, хотя в нашей стране в итоге имеются многочисленные совершенные образцы его живописи. Нужно признать, что в этом обучении у иностранцев русские оказались крайне резвыми в отличие, например, от англичан. Их обучение продлилось значительно дольше. Появлению великих национальных гениев Гейнсборо и Рейнолдса предшествовали более чем двухсотлетние университеты, начиная с Гольбейна-младшего, через Ван Дейка, Неллера, Ханнемана, а так же Каналетто, англичане добрались до Райта из Дерби, Гейнсборо, Рейнолдса и некоторых фигур поменьше, вроде Реберна, Хопнера, Ромни, Морленда, Вуттона, Стабса, Лоуренса и др. Для появления же великих русских гениев Левицкого и Рокотова нам понадобилось менее столетия. Причем у нас еще случилась эдакая преждевременная, аномальная вспышка такого талантливейшего художника, как Иван Никитин. В XIX же веке у нас случился абсолютный синхрон с Европой во всех ее многочисленных «измах».

2. С другой стороны, Россика – это отражение России и русских в зарубежном искусстве. Эта ветвь Россики, если говорить об европейском искусстве, можно вести, как минимум, с XVI века, с отражений русской темы в графике Мельхиора Лорка и антирусских агитационных материалах времен Ливонской войны. Русских можно найти в портретном искусстве испанца Карреньо де Миранды, англичанина Годфри Неллера, голландцев ван дер Верфа и Схалкена и др. Огромный вклад в Россику такого свойства внесла целая плеяда художников, визуализаторов периода екатерининского, павловского и александринского народовидения и народоведения. Здесь и ученик великого Буше Жан-Батист Лепренс и многие другие художники. К такого рода Россики нужно отнести и русские пейзажи швейцарца Валлотона и русские портреты Энгра, отражение русских танцовщиц в пастелях Дега и множестве других памятников, который ещё только предстоит собрать в огромный и блистательный свод.

3. К некой инверсии Россики можно отнести и такое любопытное явление, как русский художественный и художнический экспорт. Он сложился уже в дореволюционный период. К нему можно отнести и дарение Англии такого графика как Александр Козенс, родившегося в Санкт-Петербурге. Где-то на границе между несколькими национальностями и художественными традициями зависли Мария Башкирцева и Генрих Семирадский. Предметом такого экспорта являются и обогатившие европейский и американский художественный ландшафт Кандинский и Явленский, Сутин и де Сталь, Ротко и Горки, Эрте и Ланской и др. И здесь встает важный вопрос – в некотором роде, русская художническая миграция из земель Российской империи была в русле этого художнического экспортного тренда. Безусловно Революция катализировала этот процесс, но он был именно в рамках данной континуальной русско-советской тенденции. Ведь не существует некой типовой эмигрантской биографической траектории. Там всё чудовищно индивидуально. Три развалившиеся после Первой мировой войны империи густо оплодотворили весь мир. Впрочем эту иммигрантскую тему следует описать отдельно и подробно.

Все три ипостаси Россики можно проследить и в советский период истории отечественных визуальных искусств:

1. К нам опять приехали учителя на ниве визуального. В области керамики – это Ева Цайзель прежде всего. Особенно много таковых было в области индустриальной архитектуры в короткий период 1929 – 1937 гг. Здесь можно найти целую россыпь имен. В области живописи такой тренд безусловно иссяк. Во многих других искусствах обозначился обратный тренд – ученичества у нас.

2. Россика как ученичество. У нас тоже не совсем нова. Ещё в имперский период у нас учились жители инополитических национальных окраин? Которые сохраняли значительную культурную автономию и не ассимилировались империей – Финляндии, Польши, Латвии. И здесь есть замечательная россыпь имен. В советский период же обозначился целый дидактический тренд. У нас американцы учились танцу и кино, китайцы учились масляной живописи. Как и множество других народов.

3. Ну и конечно Советский Союз, этот пример уникального, совершенно невозможного государства, всегда и во все периоды своей истории привлекал внимание первейших представителей зарубежных визуальных искусств. Советика, как важная часть многовековой Россики, особенно значительна и огромна. Не так легко обозрима. Именно в советский период сложилось какое-то поле цивилизационного напряжения, в которое окунулись первейшие авторы зарубежного искусства. Пока сложно обнять огромный массив Советики. Пока можно просто попробовать перечислить некоторые яркие вспышки, желательно в режиме эклектики:

- целая тема «Пикассо и Сталин»

двойной клик - редактировать галерею

- она вместилась в короткий период послевоенного очарования многими европейцами Советским Союзом, как победителем в Великой Отечественной войне. Хотя эта тема – лишь главка в такой супертеме, как «Пикассо и Россия», в которой есть много чего: и то, как русские коллекционеры очень рано распознали Пикассо на самом его взлете, благодаря чему наша страна обладает вершинными творениями художника голубого и розового, кубистического и африканского периода; и то, как Пикассо участвовал в дягилевских «Русских сезонах», как он дружил со Стравинским,

двойной клик - редактировать галерею

и то, как Пикассо женился на русской Ольге Хохловой,

двойной клик - редактировать галерею

а затем последовала графическая серия, посвященная Юрию Гагарину

двойной клик - редактировать галерею

- наиважнейшая тема – «Диего Ривера и СССР», это тема-вселенная, это настоящий художественный универсум, в котором есть и взаимоотношения Риверы с Маревной еще в период Парижской школы,

двойной клик - редактировать галерею

и московский графический цикл 1920-х гг.,

двойной клик - редактировать галерею

и фреска в рокфеллеровском центре,

двойной клик - редактировать галерею

и обложки в американских журналах,

двойной клик - редактировать изображение

и творчество уже времен Холодной войны;

двойной клик - редактировать изображение

- Советская тема в её троцкистской редакции весьма заметна и в творчестве Фрилы Кало;

двойной клик - редактировать галерею

- Сикейрос, да и другие латиноамериканские гении модернизма, и СССР, – тоже наиважнейшие темы, которые оставили большой визуальный ряд;

двойной клик - редактировать изображение

- Некий русско-советский континуум можно найти в творчестве Матисса, многое связывало его с нашей страной: это и визит в предреволюционную Москву, это и по-настоящему открывшие его русские коллекционеры, открывшие ему мир русской иконы и собравшие в России, пожалуй, лучшую коллекцию его живописи, это и его дружба с Ильей Эренбургом,

двойной клик - редактировать галерею

и встречи с другими деятелями советской культуры,

двойной клик - редактировать галерею

оставившие нам графические следы, и его последняя муза Делекторская, благодаря которой в наших музеях есть образцы его позднего искусства – пластика, керамика, живопись, графика;

- Фернан Леже и СССР – опять же большая и важная тема,

двойной клик - редактировать изображение

в которой особенное место занимает его графический цикл, посвященный Сталинграду, мы сегодняшние не очень понимаем значимость Сталинграда для многих тогдашних европейцев;

двойной клик - редактировать галерею

- крайне интересна тема «Альфонс Муха и Россия» - и здесь опять мы имеем дело с русско-советским континуумом, Муха побывал еще в дореволюционной России, оставив нам целую серию интересных московских фотографий,

двойной клик - редактировать галерею

Муха, будучи приверженцем панславизма, оставил интересные визуализации и русской истории,

двойной клик - редактировать изображение

ну и крайне благородно он повел себя в дни голода, обрушившегося на Советскую Россию в дни Гражданской войны и интервенции;

двойной клик - редактировать изображение

- Большая и красивая тема «СССР и Картье-Брессон» - великий фотограф бывал в СССР несколько раз, оставив нам фото-фиксацию (высочайшего художественного уровня) эволюции послевоенного советского общества с 1953 года.

двойной клик - редактировать галерею

до 1972-73 гг.;

двойной клик - редактировать галерею

- Советская тема весьма значима в творчестве великого итальянца Ренато Гуттузо, здесь целый пласт отражений – и Юрий Гагарин,

двойной клик - редактировать изображение

и даже диалог «Пикассо и Сталин»;

двойной клик - редактировать изображение

- Весьма ценна и Советика от великого фотографа Роберта Каппы, который побывал в Советской России в 1947 году вместе с Джоном Стейнбеком,

двойной клик - редактировать галерею

хотя в этом же ряду следует упомянуть и его фотоцикл, посвященный гражданской войне в Испании;
- Весьма любопытен сам факт заказа портрета советского посла Ивана Майского в Англии экспрессионисту Оскару Кокошке;

двойной клик - редактировать галерею

- Можно ответственно говорить о том, что некий диалог со Страной Советов сложился у всех основных главных «измов» западной живописи, в числе первых - это сюрреализм, один из демиургов которого, Сальвадор Дали, отметился на ниве Советики;

двойной клик - редактировать изображение

- Не прошел мимо Советики и демиург американского поп-арта Энди Уорхол, канонизировав в своем поп-многофонии, которая сродни полифонии, Владимира Ленина, вообще зарубежная лениниана – это отдельная и значимая глава зарубежной Советики;

двойной клик - редактировать галерею

- К любопытной эдакой пред-Советике можно отнести и графический канон Ф. Валлотона, в который вошли многие предшественники большевизма и не только;

двойной клик - редактировать галерею

- На ниве Советики отметился и такой глубинно американский, даже почвенно-американский художник, как Норман Рокуэлл, чья совершенно соцреалистическая картина о советских школьниках из коллекции Стивена Спилберга проложила мост между американской и советской инкарнациями бидермайера, которые, на поверку, оказываются близнецами-братьями, особенно в период Холодной войны.

двойной клик - редактировать изображение

Я специально даю эдакие вспышки, эклектичную подборку, не скатываясь в обобщения, вроде «визуальные искусства периода Холодной войны», «советский романтизм» представителей европейского или американского левого искусства и др.

Цель моей статьи – задать диапазон, поставить на одну доску несравнимое или ранее не сравниваемое. Мне бы очень хотелось увлечь этой темой грядущих исследователей. Но самое главное – мне хотелось бы убедить сегодняшних читателей, особенно молодых, в том, что в области искусства СССР был включён в мировой контекст. Имела место взаимная проницаемость. Сам СССР, как феномен, стал одной из важнейших тем в истории мировых визуальных искусств ХХ века. СССР, как мало что в мировом искусстве, сам по себе спровоцировал огромный, сложно обозримый пласт, почти геологический в мировом искусстве. Если его собрать в одном месте, получится нечто впечатляющее. Сама же Россика с включенной в неё Советикой сможет впечатлить самого скептичного и бездушного даже человека.

1.0x