Российско-сирийские отношения никогда не носили конъюнктурного характера с привязкой к политическому режиму любой из сторон, международным или региональным переменным. Эти отношения основаны на политической и культурной идентичности, исторических и стратегических постоянных величинах, обоюдных жизненных интересах в геополитической, социально-экономической и военной сферах. Одним из столпов геополитического партнёрства является позиция Москвы по палестинскому вопросу, арабо-израильскому противостоянию, израильской оккупации Голанских высот и других сирийских территорий. Единая позиция по этим основополагающим пунктам панарабской повестки придаёт российско-сирийским отношениям характер стратегического партнёрства ещё со времён СССР.
Москва и Дамаск заинтересованы в достижении международного баланса сил, призванного служить предохранителем от разрастания масштабов региональных противоборств на фоне безусловной американской поддержки Израилю, который Вашингтон считает своим форпостом на Ближнем Востоке и передовым фронтом противостояния с Сирией. Последний момент явно проявился в ходе Октябрьской войны 1973 года, в ходе которой бывший СССР бросил вызов США, оказав арабским государствам масштабную военную и политическую поддержку в противоборстве с Израилем. В противовес безграничной американской помощи Израилю в порту сирийского прибрежного города Тартус ещё в далеком 1971 году появился пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР.
В экономической сфере СССР с 60-х годов прошлого века активно содействовал развитию инфраструктуры и экономическому суверенитету Сирии, помогая со строительством плотин, главная из которых находится на Ефрате. Эта плотина не только позволила электрифицировать все сирийские города, но и сделала Сирию важным региональным экспортером электроэнергии. СССР также помог с возведением алюминиевых и сталелитейных комбинатов, сахарных и консервных заводов, финансировал нефтяные проекты и строительство железных дорог в Сирии.
На фоне этих воспоминаний особенно прискорбно, что боевики, не знающие глубины российско-сирийских отношений, атаковали российскую авиабазу Хмеймим. Рано утром 20 мая радикалы пытались прорваться через охранные посты. В результате трое из них были ликвидированы, ещё один отступил.
Печально, что недальновидная вылазка совершена против той базы, на которой находится больше всего сирийских гражданских лиц, укрывающихся от напряжённого и небезопасного положения в прибрежной зоне, особенно после недавних межэтнических столкновений, жертвами которых стали около тысячи алавитов.
Следует признать, что сирийские власти прилагают максимальные усилия, чтобы выяснить, кто стоит за этими провокациями и привлечь к ответственности виновных в гибели невинных сирийцев.
Буквально на днях временный президент Сирии Ахмед Аш-Шараа издал указ о продлении работы следственной комиссии ещё на два месяца. Это говорит о том, что Аш-Шараа лично заинтересован в проведении расследования.
Нельзя исключать, что последнее нападение на Хмеймим явилось результатом недовольства отдельных сторон деятельностью следственной комиссии, да и указом о её создании в целом. Возможно, это была попытка сорвать расследование, которое уже пришло к предварительным выводам о том, кто стоит за трагическими событиями в прибрежной зоне. Быстрый ход расследования говорит о решительном настрое новых сирийских властей привлечь виновных в актах террора к ответственности. Не думаю, что новые разрозненные вылазки террористов смогут заставить сирийские власти пойти на попятную. Нынешний этап в истории Сирии требует объединения усилий для успешного преодоления переходного периода, стабилизации, сохранения суверенитета и целостности территории государства.
Очевидно, что целью подобных вылазок является создание угроз стабильности и жизненным интересам Сирии, также как и подрыв прочных исторических и стратегических отношений между Дамаском и Москвой, а если быть точнее, то между российским и сирийским народами. Несмотря ни на что, Россия продолжит оказывать всестороннюю помощь сирийскому правительству, особенно в сферах экономики, безопасности, также как и дипломатическую поддержку на международных площадках в рамках содействия процессу снятия санкций, негативно влияющих на жизнь всех без исключения сирийцев.
Хочется выразить уверенность, что любые попытки дискредитировать российско-сирийские отношения и политику Москвы в САР обречены на провал. Стоит напомнить, что за последние годы Россия трижды спасала Сирию от сползания в пучину новых витков гражданской войны.
Первый раз ещё в конце 2015 года, когда под патронажем России состоялась эвакуация вооружённых группировок из пригородов Дамаска в Идлиб в сопровождении российских офицеров. Это ситуативное решение позволило в своё время избежать битвы за Дамаск, жертвами которой могли стать сотни тысяч людей. К тому времени 4-я танковая дивизия и Республиканская гвардия уже готовились к боям на улицах Дамаска.
Четыре года назад Россия остановила продвижение бригады БТР сирийской армии в сторону города Дераа, которое могло привести к новому витку гражданской войны по всей стране.
Третий раз Россия напрямую способствовала тому, чтобы режим Асада и его армия не вступали в бой с вооружёнными группировками, выдвинувшимися из Идлиба в сторону Хамы, потребовав от правящей верхушки покинуть страну, предварительно отдав военным приказ сложить оружие и разойтись по домам. Это позволило группировкам вооружённой оппозиции без всякого сопротивления установить контроль над всеми крупными сирийскими городами.
Кроме того, наряду с Ираном и Турцией Россия активно содействовала деэскалации в Сирии в рамках Астанинского процесса. В задачи авиабазы Хмеймим и Российского центра по примирению сторон в Сирии входило обеспечение безопасности и стабильности в четырёх зонах деэскалации.
Москва также способствовала разгрому международно признанных террористических организаций, а не разрушению городов и убийству мирных жителей, как это пытается преподнести пропаганда на службе западной информационной и гибридной войны, нацеленной на дискредитацию РФ.
Отдельным пунктом стоит напомнить, что Россия вмешалась в войну в Сирии только через пять лет после её начала в тот момент, когда страну стало раздирать противоборство вооружённых группировок, а ИГИЛ* стал доминирующей силой на обширных территориях. Наибольший масштаб разрушений на территории Сирии приходится на 2011-2015 гг., то есть ещё до прибытия ВС РФ. Россия активно способствовала мирному транзиту власти в Сирии, проявив приверженность резолюции СБ ООН № 2254, предполагающей создание переходного исполнительного органа управления без дальнейшего военного противоборства.
На основании резолюции № 2254, предполагающей единение широкого спектра сирийцев, в начале 2018 года Россия провела Конгресс сирийского национального диалога в Сочи, а также на протяжении долгих лет содействовала организации многочисленных встреч между оппозицией и правившим режимом. Эти усилия способствовали дозреванию внутренней ситуации для реализации перемен без обострения военного противостояния между действовавшим режимом и вооружённой оппозицией. Решающими факторами, приведшими к смене режима, стали тяжёлое положение сирийского народа и недовольство населения сохранением статус-кво.
Россия постоянно лоббировала снятие санкций не столько с бывшего режима, сколько с сирийского народа, пусть ей и не удалось добиться отмены санкций, принятых в рамках «Акта Цезаря». Недавно Госдеп официально заявил о снятии санкций с Сирии, что позволяет американским партнёрам и союзникам в регионе активно содействовать экономическому восстановлению Сирии. Это важное решение вписывается в рамки американских усилий, нацеленных на устранение санкционной гильотины, которая изначально была призвана свергнуть режим Асада, но постепенно превратились в орудие коллективного наказания всего сирийского народа.
Также стоит отметить, что американская «щедрость» в отмене санкций не распространяется на организации, связанные с терроризмом, нарушениями прав человека, наркоторговлей, бывшим правительством Башара Асада, а также сделки в интересах России, Ирана и КНДР. "В соответствии с обещанием президента США ослабить санкции против Сирии, я распорядился о 180-дневной паузе санкций, одобренных в рамках закона Цезаря. Это делается, чтобы санкции не мешали нашим партнёрам делать инвестиции для стабилизации и восстановления Сирии", - говорится в заявлении главы Госдепа Марко Рубио, опубликованном американским внешнеполитическим ведомством.
Возникает резонный вопрос, а что будет через 180 дней?! Такой необоснованно короткий срок может отпугнуть инвесторов и компании, намеренные реализовать свои проекты в Сирии, которой требуются годы на восстановление экономики, а не какие-то 180 дней. Новой республике не менее остро необходимо и радикальное решение вопроса с выделением неотложной международной помощи на восстановление Сирии, стоимость которого оценивается экспертами в не менее, чем 700 млрд. долларов. Очевидно, что такие существенные вложения невозможны без исторических и стратегических внешних партнёров вне контекста краткосрочных конъюнктурных сделок.
Тем временем украинский кризис, несмотря на все свои сложности и хитросплетения, постепенно близится к своему логическому завершению, что придаст новый импульс российско-американским отношениям. Это в свою очередь будет способствовать урегулированию ряда вопросов по всему миру, в том числе и на Ближнем Востоке, стабилизации и восстановлению сирийской экономики. Стабильность в Сирии, Палестине и на Ближнем Востоке в целом будет служить интересам самих же США и Израиля при условии учёта роли России, Турции и Ирана в инклюзивном региональном урегулировании. Именно поэтому можно ожидать, что новая Сирия будет придерживаться многовекторной внешней политики, избегая полной зависимости от Запада с учётом печального опыта других государств. Внутренняя стабильность невозможна без сбалансированных внешних связей с ведущими мировыми игроками, позволяющих избежать внешнего давления и политики диктата.
Российско-сирийские отношения - это в первую очередь связи между народами, а не государствами. Хочется надеяться, что они таковыми и останутся, несмотря на периодическое попадание в зоны турбулентности.
P.S. Во время работы над этой статьей как гром средь бела дня прозвучали резкие заявления президента США Трампа с критикой в адрес лидера РФ Владимира Путина. Несмотря на неприемлемую форму этих заявлений, России сегодня не следует реагировать на такие выходки ни со стороны Трампа, ни от других западных лидеров. В какой-то степени их можно понять и даже посочувствовать. Все они сегодня ощущают горечь поражения и отчаяния на фоне неудавшихся попыток ослабить Россию и остановить процесс перехода от однополярности к многополярному миропорядку, который уже достиг точки невозврата. Время, как говорится, не повернуть вспять, и рано или поздно им придется принять это как данность.
*террористическая организация, запрещённая в РФ