Год назад я опубликовал статью в авторитетной панарабской газете «Аш-Шарк Аль-Аусат», больше похожую на обращение к новому сирийскому руководству и поздравление с началом новой исторической эпохи, за которую сирийцы заплатили большую цену.
Как отмечалось в статье, Сирия на тот момент стояла на распутье. Несмотря на все достижения и успехи минувшего года, Сирия до сих пор сталкивается с рядом сложнейших вызовов. Именно поэтому всем сирийцам и особенно руководству страны следуют исходить из того факта, что они находятся на пороге нового исторического судьбоносного этапа, успешное преодоление которого положительно скажется на состоянии всех без исключений институтов сирийской государственности.
В той же статье были коротко описаны механизмы переходного периода с учётом опыта Туниса, Египта, Ливии и других государств. Однако ситуация в Сирии гораздо сложнее в свете неоднородности сирийского общества и вовлечённости внешних игроков, которые в первую очередь заинтересованы в реализации своих собственных региональных интересов без учёта справедливых чаяний сирийского народа, столько лет боровшегося за свободу и справедливость. Вопросу транзита власти в Сирии я также посвятил ряд статей на сайте RT Arabic и в газете «Завтра».
Через год после смены режима как никогда остро стоит вопрос формирования институтов сирийской государственности. Это минимальная дань памяти погибшим и более чем скромное вознаграждение за все те страдания, которые сирийцам пришлось пережить на протяжении 13 лет полномасштабной гражданской войны, сопровождавшейся репрессиями, ковровыми бомбардировками, продовольственным кризисом, отключениями воды и электричества, массовым исходом беженцев, полным разрушением целых деревень и даже городов. В прошлогодней статье также отмечалось, что сирийцы на протяжении долгих лет жаждали свободы, и поэтому радужная встреча группировок оппозиции и их лидеров была абсолютно естественной реакцией. То, как сирийцы отметили первую годовщину падения режима, говорит о том, что они продолжают надеяться на светлое будущее.
На протяжении долгих лет мне довелось вплотную заниматься сирийским вопросом со всеми его хитросплетениями и неоднократно формулировать российские месседжи правившему режиму, чтобы помочь выработать механизм мирного транзита власти и избежать произошедшего взрыва. Автор статьи неоднократно предупреждал, что при отсутствии прогресса в политическом процессе Россия может вообще уйти из Сирии и даже оказаться от развёрнутых военных баз. Однако Асад был ослеплен своими военными успехами "на земле".
До сих пор не полностью раскрылись детали ухода Асада, но уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что Россия в очередной раз содействовала предотвращению расширения масштабов гражданской войны.
В своё время при участии РФ боевики были вывезены из пригородов Дамаска в Идлиб в сопровождении российских офицеров. Помимо гарантий безопасности вооружённой оппозиции были даны обещания о начале политического процесса и переходе к новому режиму правления в течение шести месяцев. Это ситуативное решение позволило в своё время избежать битвы за Дамаск, жертвами которой могли стать до миллиона человек. К тому времени 4-я танковая дивизия и Республиканская гвардия уже готовились к боям на улицах Дамаска.
После начала наступления отрядов оппозиции в конце прошлого года в рамках операции "Сдерживание агрессии" Россия не допустила вылета сирийской авиации в сторону Алеппо. Несмотря на это, Минобороны Сирии сообщало о "совместной" операции с ВС РФ. Однако на самом деле ВКС РФ в это время не наносили ударов по выдвигающимся отрядам оппозиции.
Ещё до взятия Дамаска Аш-Шараа пытался доказать, что его мышление эволюционировало за минувшие годы, перечеркивая тем самым сформировавшийся имидж боевика-джихадиста. Эти месседжи были уловлены Россией, осознавшей, что сирийский народ готов согласится практически на любое новое руководство без привязки к его идеологии и прошлому, если оно будет соответствовать чаяниям сирийцев.
Из месседжей ХТШ было понятно, что движение не намеревается разрывать исторические связи между сирийским народом и Россией. И поэтому тоже Россия не стала препятствовать динамичному продвижению отрядов оппозиции в сторону Дамаска, что стало залогом успеха операции «Сдерживание агрессии» и помогло избежать нового витка конфликта. В результате этого Дамаск был взят без боя, а Асад и его приближенные смогли беспрепятственно покинуть Сирию.
Очевидно, что только некоторое время спустя можно будет оценить влияние этих событий на дальнейшую судьбу Сирии, также и то, насколько компетентны были действия нынешних властей.
Придя к власти, переходное правительство Сирии поспешило заверить этноконфессиональные меньшинства, что они в безопасности. Однако такие трагические события, как резня алавитов в прибрежных районах и столкновения с друзами в провинции Эс-Сувейда требуют от новых властей перейти от словесных заявлений к реальным действиям по предотвращению новых случаев насилия.
На фоне неоднозначной оценки действий властей переходного периода будет не лишним дать предварительную оценку действиям нынешних сирийских властей во главе с Аш-Шараа. Очевидно, что переходный период требует исключительно объективной критики, ни в коим случае не нацеленной на подрыв позиций и дискредитацию новых властей. Критика ради критики, в том числе со стороны отдельных сирийских деятелей, вещающих из заграницы, ставит под угрозу плавность процесса стабилизации Сирии на нынешнем сложном историческом этапе.
В этой связи будет нелишним отметить, что сила любого государства заключается в его способности держать внутреннюю ситуацию под контролем и создать устойчивые институты власти. Очевидно, что сирийские госорганы столкнулись с рядом структурных проблем, таких как нехватка квалифицированных кадров на фоне отъезда за границу сотен тысяч граждан, среди которых опытные работники в сфере образования, государственные деятели и просто высококвалифицированные специалисты с высшим образованием. Многие из них хотели вернуться после падения режима, но столкнулись с шокирующей фразой типа «статус диссидентов ещё не урегулирован».
Единственный способом преодолеть нынешнюю тяжёлую ситуация и повысить благосостояние населения является активизация роли институтов сирийской государственности, фактически парализованной из-за нехватки квалифицированных кадров. Это же относится и к армии, которой как никогда необходимо восстановить обороноспособность, восстановить порядок, стабильность и суверенитет САР.
Автор этих строк уверен, что нынешнее сирийское руководство пользуется широкой народной поддержкой, и чтобы сохранить этот задел доверия, необходимо в срочном порядке предпринять срочные меры по улучшению ситуации во всех областях. Одной отмены западных санкций недостаточно для восстановления разрушенной экономики.
Сирия также нуждается в чётком законодательстве для организации работы государственных структур, а для этого нужно поспешить с созывом парламента, сформировать конституционный комитет и наконец-то начать писать новую конституцию для дальнейшего вынесения на всенародное голосование.
Умеренный культурный и официальный дискурс станут залогом единства сирийцев и восстановления исторического и культурного многообразия Сирии в противовес риторике раскола, ненависти и межконфессиональной розни, которую недоброжелатели пытаются сеять через социальные сети.
Опыт муниципального управления в Идлибе может помочь новым властям и в госуправлении на «федеральном» уровне. Но, конечно же, нужно понимать, что модель управления в Идлибе не может быть применима ко всей Сирии. Новым властям предстоит проделать долгий путь, чтобы эволюционировать от кланового до государственного мышления, и на переходном этапе без этого никак не обойтись.
На фоне внешних вызовов особенно выделяется деструктивная позиция Израиля, пытающегося перекроить карту Сирии, посеять рознь и хаос, воспользовавшись ослабленностью государства в условиях переходного периода. На протяжении уходящего года Сирия проявила открытость к внешнему миру, что способствовало международному признанию новых властей. Однако при этом не следует забывать, что Сирия остается лакомым кусочком для международных и региональных игроков с имперскими замашками. Именно поэтому сегодня как никогда важно усилить институты сирийской государственности и выстраивать внешние связи исключительно в рамках международного права.
Арабский мир и международное сообщество с пониманием относятся к тем вызовам, с которыми сталкивается Сирия на пути становления в качестве стабильного и суверенного государства после долгих лет кровопролитной гражданской войны. Наконец-то настал тот момент, когда сирийцы смогут начать пожинать плоды понесённых потерь, построить инклюзивное, свободное и независимое государство для всех без исключения сирийцев.
Из вышесказанного следует, что есть все основания считать, что Сирия не скатится в пропасть или пучину внутреннего противостояния, успешно преодолеет переходный период и восстановит свои региональные позиции. Нынешнее сирийское руководство обладает достаточными властными полномочиями и залогом доверия, чтобы успешно реализовать законные чаяния сирийского народа. И внешним игрокам, и внутренним срезам сирийского общества следует исходить из того, что они имеют дело с реальной властью, с которой следует объединить усилия для формирования сильного государства.






