Авторский блог Игорь Шумейко 11:45 8 марта 2018

О роли комсомола

Труды и подвиги ВЛКСМ начались не 22 июня 1941 года

Недавно предложили написать книгу к 100-летию ВЛКСМ. Но… "не обычный перепев, даты, справки, а "мол, давай — в твоём, "перезагрузочном" стиле..."

К роли комсомола я подхожу, вспоминая одну, в общем, малоизвестную беседу. Валерий Николаевич Ганичев рассказывал мне, как в 1972 году он, тогда директор издательства "Молодая гвардия", вместе с секретарем ЦК ВЛКСМ Суреном Арутюняном поздравлял маршала Жукова.

"Принимал нас маршал на даче, вместе с женой и дочкой Машей, тогда — девятиклассницей, по-моему. Гостил тогда у них руководитель Монголии Цеденбал. Там-то всегда помнят победителя при Халхин-Голе, сражении, отстоявшем Монголию… И я спросил: "Георгий Константинович, так почему мы всё же победили?!" Арутюнян вскочил, в глазах ужас: "Что значит — почему?" Да ещё с приставкой "всё же"?! Ответ тогда был только один: руководящая роль партии, и т. д.

Но Жуков тогда задумался надолго…

— Да… Действительно, почему? Немецкие генералы лучшие. Мы у них учились. Прусские офицеры, каста отборная… Но мы победили… потому что у нас был хороший, идейный молодой солдат!"

И от рассказа В.Н.Ганичева — к "военно-комсомольской" главе будущей книги. Действительно, военные историки, анализируя исходы сражений, войн, ведут эти "попарные" сопоставления: по танкам, орудиям, авиации… У кого были лучше солдаты, офицеры, генералы…

Сказать: "У СССР по определению было всё лучшее" — всё равно, что ничего не сказать. И пренебречь итоговой, выстраданной оценкой маршала Жукова.

"Хороший, идейный молодой солдат" перенес все "котлы", провалы 1941‑42 гг. Мужественный, дисциплинированный, инициативный, обучаемый, не просто сумевший перетерпеть неудачи, но и научившийся побеждать.

Осознаем это — избежим ещё одной крупной ошибки. Ложная "народность" тянет другой штамп: чем ниже звание, чем "ближе к народу" — тем лучше, патриотичнее контингент. Но нет, рядовые, сержанты не всегда были лучшими, опорой российских армий. Вспомним хотя бы Первую мировую. Та армия держалась на старом офицерском составе. Любители равнять и мазать одним тонким слоем всех и вся — тут переведут линию объективных сравнений на всякие привходящие: "агитаторы, политика, крестьяне в солдатских шинелях... ждали решения земельного вопроса... общее разложение армии и государства…"

Да, армии XX века стали массовыми, многомиллионными, и, как следствие, вырос фактор политической устойчивости. Это такая же данность, как, например, появление авиации. Но наши поражения в 1914‑17 гг. — и близко не сравнимы с потерями 1941‑42 гг. (ни по общему числу, ни в долях от общего численного состава армии). Но рядовой Первой мировой воткнул штык в землю или в живот своему офицеру и — домой! А комсомолец, сын раскулаченных родителей, — стоял до последнего…

Понятно, что труды и подвиги ВЛКСМ начались НЕ 22 июня 1941 года. С 1922 г. ВЛКСМ шефствовал над Военно-морским флотом. С 1931 г. — над Военно-воздушным флотом.

Задумаемся над датами. Авиация — самый молодой род войск. Знаменитые дореволюционные авиаторы впервые садились в самолет, как правило, уже в зрелом возрасте. Но то были единицы. Новая эра военной авиации потребовала массовости — не десятков романтических героев, вроде первого российского авиатора Сергея Уточкина, а тысяч и тысяч "военлётов". Молодых не только душой (вспоминая строчку песни — готовый лозунг: "Главное, ребята, сердцем не стареть!"), но и… весьма недооцененный факт(!): молодых ещё и телом. Ведь скорости и перегрузки в новых самолётах требовали физически сильных, молодых лётчиков: зрение, быстрота реакции, сердечно-сосудистая система, мышцы, суставы... Кроме разумеющихся "само собой" любви к небу и к своей стране…

И комсомол, авиакружки, ОСОАВИАХИМ блестяще справились с задачей, вырастив, подготовив целое поколение героев-"военлётов".

Однако… Военно-морской флот — ведь совсем иное дело! И "как жанр", как род вооруженных сил — он был "старым", практически идентичным дореволюционному флоту по составу, типам кораблей. Более того — "физически" это были те же самые корабли! Только подводные лодки были в значительном количестве построены в 1930-х годах, а основная ударная сила: линкоры, крейсера практически все были дореволюционные — только переименованные, как линкор "Петропавловск", ставший "Маратом". Строить дорогие корабли СССР просто не мог себе позволить. И, главное, вспомните ещё раз дату начала "шефства Комсомола"! 1922 год — тогда уж точно ни одной новой "посудины" на флоте не появилось. В чём дело? Тут и вспомним формулу маршала Жукова "Хороший, идейный молодой солдат". Её второй компонент: "идейный"!

Передовая роль моряков в 1917 г. общеизвестна. Революционизировались, бунтовали матросы темпами — опережающими всю армию. Казалось бы: "Но ведь бунтовали, воевали "против царя", потом Временного правительства, в общем: "за красных — против белых"! Но тут-то и кроется особенность, без учёта которой не понять и судьбы сгинувшей "старой ленинской гвардии", "пламенных профессиональных революционеров" и т. д. Диалектика (известное философское оружие марксистов) в данном вопросе звучала так: бунтовал против царя — это хорошо, но всё же, ведь он бунтовал — это плохо. Разумеется, сей конечный вывод никем не озвучивался, но...

"Слабое звено" и в новом государстве будет слабым. Именно моряки самым точным образом доказали верность сей "диалектики": знаменитый "Кронштадтский мятеж" 1921 года едва не лишил молодую республику Балтийского флота. Так что на старые, технически прежние корабли — понадобились новые "идейные" моряки, и… с 1922 года ВЛКСМ стал шефствовать над Военно-морским флотом.

И конечно, шефство это (тут многие примеры 1980‑х годов надо оставить в стороне) — было не формальным. Оно стало гигантским резервом, обеспечило авиацию и флот действительно лучшими физически, технически более грамотными, идейными комсомольцами. Всего к концу 1940 года в рядах ВЛКСМ состояло более 10,3 млн. человек.

1.0x