Сообщество «Ельцин-центр» 00:00 13 апреля 2022

О приказах карандашом

Первая чеченская война была эталонной для девяностых

Когда я в начале нулевых, ещё в аспирантуре, собирал материалы о второй чеченской войне, нужно, кстати, как-нибудь найти время и силы и упаковать собранное в книгу, не один мой респондент рассказывал о такой важной детали времен первой чеченской войны. А эта война 1994-1996 гг. была эталонной для 90-х. Первая чеченская война была, в значительной степени, войной про нас, войной про тогдашних нас, той кровавой каплей, в которой отразилась грязная лужа жуткого погрома, устроенного нашей стране тогдашними нашими убогонькими элитками.

Один офицер рассказал мне о том, что вышестоящее начальство тогда практиковало написание письменных приказов простым карандашом. На картах часто расписывались не чернилами, а именно простым карандашом. Это была какая-то странная мистерия приказов, «унесенных ластиком». Ни один из начальственных этажей не чувствовал уверенности в собственной правоте, в том, что его прикроют. В военных условиях, когда требовалось жесткое единоначалие и абсолютная уверенность в собственной правоте, приходилось страховаться от всего. Каждый знал, что в любой момент окажется крайним и стремительно превратится из героя и борца со злом в преступника. И такое не раз случалось. Нижестоящие постоянно ждали подвоха от вышестоящих и страховались, невольно превращаясь в самых настоящих политиков. Вышестоящие всеми способами пытались избежать возможной ответственности. Политики вовсю резвились на ниве политических торгов самого разного толка. Торговали пленными. Буквально. Торговали наступлениями и отступлениями. Торговали, торговали…

И вся эта жуткая муть, все это месиво страха, корыстолюбия, политики, безнравственности и абсолютной продажности обрушивалось вниз по командной линейке на обычного русского солдата, который делал, наступая, один шаг вперёд и два шага назад, выпускал невольно из очевидного котла какую-нибудь банду с кремлевскими связями, и прочее, и прочее…

Самое удивительное – русские солдаты и офицеры умудрились в этой войне, как войне, с военной точки зрения, победить. Русский солдат ушёл тогда из Чечни непобеждённым. Несмотря на многочисленных шакалов, стервятников и гиен в высоких кабинетах. Управляясь каким-то неистребимым имперским автоматизмом мысли и действия, имперским габитусом и имперской ментальностью.

Вторая чеченская война уже была совсем другой. Там уже верховная наша власть на краю пропасти решила быть по-настоящему эффективной. А она умеет мобилизовываться и быть эффективной. Когда захочет. Во второй чеченской войне захотела.

1.0x