Эта статья, по-видимому, последняя, которую я пишу в газету «Завтра»; я постарался суммировать самое важное для читателей и благодарю редакцию за возможность высказаться здесь.
Мы, пишущие в газету «Завтра», как и большинство читателей, сторонники социализма, а наши оппоненты из изданий иной направленности — за капитализм. Наша страна не строит капитализм; мы живем в промежуточной фазе временного преобладания капиталистической идеологии, которая связана с крахом реального социализма советского образца. Для нас очень важно проанализировать причины этого краха, для того, чтобы не повторить ошибки прошлых поколений.
Опыт СССР не был провальным. Я бы назвал его ограниченно-удачным, так как он продержался 75 лет, и в это время страна с успехом выдержала испытание великой войной и жестким противостоянием с Западом, которое будет продолжаться всегда. Сущность социализма в том, что члены общества организуются так, что успех одного становится достоянием всех. Тогда как при капитализме успех есть лишь повод для уничтожения отставших. Война доказала преимущества социализма. Она также доказала и то, что приставка «национал-» к социализму не имеет отношения, эта приставка делает его капитализмом, причем самой отъявленной формой капитализма.
Однако война есть явление постоянное, и нет окончательной победы. И в мирное время социализм потерпел поражение. Некоторые апеллируют к римской поговорке «хочешь мира — готовься к войне», но нельзя держать общество в состоянии постоянного напряжения и боеготовности. Мы должны выработать поведение, которое позволяет сохранять высокую степень защиты без мобилизационных усилий.
Оглядываясь назад, мы можем увидеть три фактора поражения социализма. Первый состоит в социальном паразитизме, широко распространившемся во всех слоях общества именно из-за коммунистического принципа «от каждого по способностям — каждому по потребностям», что негласно воплощалось в Советском Союзе компартией, и прикрывалось якобы приближением «коммунизма». Что такое этот «коммунизм» никто до сих пор не знает. Некоторые, побывавшие в Америке, утверждают, что именно там-то и есть этот самый «коммунизм». Но эта химера использовалась коммунистическими вождями для оболванивания масс. Вместо того, чтобы изучать этот самый «коммунизм» в массе своих «институтов марксизма» они просто использовали эти вывески для сокрытия своего паразитизма на стране. К этой же категории относится и чиновничество.
Рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая интеллигенция также были охвачены паразитизмом. Чаще всего это носило невольный характер, но факт остается фактом: урожай картошки своими силами собрать не могли, надо было пригонять горожан. Автомобиль «Жигули», его судьба, пустые прилавки магазинов вплоть до самого конца страны — все это тоже говорят об уровне массового паразитизма в советское время.
Борьба с паразитизмом всегда болезненна, как с любым недугом. У нас Сталин боролся известными методами, и методы эти были эффективны в короткое время, но очень затратные по своим последствиям, поскольку исходили от самой высшей власти. Мы можем сказать, что эти методы, их цена, были платой за вековую отсталость России. И эта цена — справедлива. Дальше нам придется платить еще большую цену на отсталость.
Если мы не хотим этого, надо покончить с паразитизмом. Если хочется дать кому-то льготу, что-то сверх положенного всем, давай эту льготу из своего кармана, а не из общественного! Нельзя платить людям за несделанную работу. Разумеется, образование, культура, здравоохранение должны оплачиваться государством — это и есть социализм. Но надо и помнить слова Маргарет Тэтчер: «нет никаких государственных денег — есть только деньги налогоплательщиков». Мы все оплачиваем и учебу — тем кто хочет учиться, и лечение — тем, кто нуждается в нем, и театры, и кинематограф, и интернет — тем, кто хочет развлечений, даже если формально это делают частные компании — мы все это оплачиваем из фактических налогов, которые у нас забирают, отдавая нам лишь часть результатов нашего труда. Это есть оптовая покупка услуг государством. И мы соглашаемся с этим именно потому, что у нас — социализм. Пусть сегодня и — урезанный, пусть его и называют теперь «без идеологии».
Если государство оплачивает расходы на постановку фильмов и спектаклей, оно должно ставить условие — как должна выглядеть продукция деятелей культуры. Если мы видим в спектакле «Евгений Онегин» пляшущих полуобнаженных девиц в компании с негром, и это происходит вообще почти всегда и везде — это неправильно. Это означает государственный паразитизм на культуре и идеологический — на обществе.
Второй фактор поражения социализма — эмоциональная недисциплинированность. Она проявляется в культуре поведения людей. В стиле вождения на дороге, в общении, в обсуждении проблем в интернете. Эта недисциплинированность есть проявление животного начала: она свойственна, например, стаду павианов. Сначала они лижут вожаку зад, вознося его выше неба, а потом, когда он состарился и ослабел, бросают в него комья грязи, оскорбляют и выталкивают из жизни. Знакомо, не так, ли, по нашей недавней истории?
Разнузданные люди не могут образовать общество. Они нуждаются в изоляции и трудовом перевоспитании. Эмоциональный перехлест сводит на нет результаты огромного труда целых поколений. Когда читаешь про несчастных людей, обиженных в гулагах или слушаешь о невинных солдатах вермахта, которые страдали и погибли, вот это и есть эмоциональная разнузданность, превращающаяся в политическую провокацию.
Эмоциональная сфера важна, ее нельзя игнорировать. Военные стихи Симонова — это такое же наше оружие, каким были танки и самолеты. Но эмоции надо держать под контролем разума. «Не давай волю гневу своему» - говорил Одиссей своему сыну. Свои «чувства» надо оставлять на кухне, когда идешь работать. Тот, кто этого не делает — негодный работник и плохой гражданин.
И последней, главный фактор поражения социализма — игнорирование личности. Эта безобразная особенность свойственна обществу, идеал которого — доминантный хам, подминающий под себя всех окружающих. Социализм возможен только там, где эта обезьянья стадия осталась в прошлом. В протестантских обществах проблема доминантности решается через свободу владения огнестрельным оружием, так как Кольт уравнивает всех. Устойчивость социализма связана с всеобщей, а не выборочной, воинской службой, где бойцы свободно носят оружие, а после срока службы отправляются на гражданку с этим оружием. Не надо говорить, что такое невозможно. Возможно и есть! В России такое было во время революции и во время Великой Отечественной. Я не знаю, как обеспечить идеал социализма без этого, увы, опасного приема.
«Единица — ноль» - писал талантливый поэт, который своей же судьбой доказал свою неправоту. Единица — не ноль! Все держится на инициативе и творчестве единиц! Вредный подход, и сейчас пропагандируемый некоторыми публицистами, в том, что есть, дескать, «вселенский разум» (??), который, якобы, «превышает человеческие возможности» и который мы, люди, «не в состоянии постичь». Вся эта муть поднимается из глубин пещерных веков всегда и везде лишь с одной единственной целью: укрепить господство тех, кто сейчас, в данный момент оказался на вершине власти. Удобный прием! В особенности для людей внушаемых, «маленьких», стремящихся найти покровителя и защитника. Никто не даст нам избавленья...
Вообще, путь к социализму опасен и полон противоречий, а его блага не даются предками — их надо заслужить каждому поколению и каждой отдельной личности. Я надеюсь, что моему поколению это, хотя бы отчасти, удастся.