В Женеве в среду завершились двухдневные российско-украинско-американские переговоры. По итогам первого дня на сайте RT Arabic вышла статья автора этих строк, в завершении которой ставится вопрос, смогут ли три мировые сверхдержавы, т.е. Россия, США и Китай совместными усилиями снизить градус напряжённости в мире? Ответ последовал уже на следующий день устами главы делегации украинских переговорщиков Рустама Умерова, который на этот раз не стал повторять мантру о «восстановление контроля над утраченными территориями», сконцентрировавшись на вопросах параметров безопасности в послевоенный период. Из этого заявления следует, что США смогли надавить на ЕС и нынешнее украинское руководство, чтобы они смягчили свою позицию, отказались от неприемлемых условий и согласились на российское видение урегулирования.
Хочется надеяться, что сверхдержавам удастся зафиксировать прецедент достижения договоренностей для урегулирования международных вопросов, в том числе создания Палестинского государства и решения кризиса вокруг Ирана. Примечательно, что одновременно в Женеве проходили переговоры вокруг иранской ядерной программы. Отмечается, что в этот раз иранцы вели переговоры из более сильной позиции. Как им это удалось?
После двенадцатидневной войны в июне 2025 года иранские власти пошли на стратегический шаг, усиливший их переговорную позицию.
По имеющейся информации, в период с 2025-го по начало текущего года Иран перешёл с американской навигационной системы GPS на китайскую BeiDou (BDS). Этот шаг вписывается в рамки укрепления стратегического партнёрства между Тегераном и Пекином и позволяет защитить иранские системы жизнеобеспечения от западных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Так ещё в июне 2025 года Иран официально заявил об отказе от использования GPS в таких областях как транспорт, сельское хозяйство и частично в военной сфере. BeiDou не уступает по точности GPS и позволяет наводить иранские ракеты и БПЛА. Таким образом Иран и Китай реализуют подписанное в 2021 году соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве сроком на 25 лет.
Система BeiDou начала работать в полную силу в 2020 году, став полноценным конкурентом GPS. Этому способствует высокая точность китайской системы, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Иранский переход является чётким посланием не только американским переговорщикам и Израилю, но и всем государствам, ищущим баланс между лёгкой к использованию технологией и соображениями национальной обороны, независимости и суверенитета. Очевидно, что уже давно прошли те времена, когда можно было слепо полагаться на подконтрольную США технологическую инфраструктуру в вопросах национальной безопасности и на доллар как ключевую валюту международных транзакций. Очевидно, что эра гегемонии доллара близится к своему закату.
Китай обеспечивает Иран базовыми инструментами для достижения реального цифрового, стратегического и оборонного суверенитета. Это усилило переговорную позицию Ирана, который отказывается обсуждать с США в Женеве какие-либо вопросы, кроме своей ядерной программы. Иранцы готовы прекратить обогащение урана только в обмен на снятие всех санкций.
Тем временем премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху наведался в гости в Овальный кабинет Белого дома для встречи с президентом США Дональдом Трампом, по итогам которой высказал своё видение условий сделки с Ираном. «Если мы хотим достичь соглашения, оно должно включать ряд ключевых элементов - элементов, которые, по нашему мнению, жизненно важны не только для безопасности Израиля, но и для безопасности США, региона и всего мира», - сказал Нетаньяху.
Среди условий он назвал в первую очередь вывоз всего обогащенного урана из Ирана, а также отсутствие возможностей для обогащения. «Не просто приостановка обогащения, а демонтаж оборудования и инфраструктуры, которые позволяют обогащать уран в принципе. В-третьих, необходимо решить вопрос с баллистическими ракетами. Существует ограничение в 300 километров в рамках режима РКРТ (Режим контроля за ракетными технологиями), которого Иран должен придерживаться <...> В-четвёертых, необходимо демонтировать так называемую «ось террора» Ирана. Она серьёзно повреждена, но все ещё существует и продолжает попытки восстановления - точно так же, как это делает сам Иран», - подчеркнул Нетаньяху.
Таким образом, Нетаньяху фактически ставит под сомнение саму по себе возможность достижения соглашения между США и Ираном, если оно не будет содержать четырёх вышеупомянутых пунктов. Для достижения этой цели Нетаньяху не гнушается задействовать сионистское лобби в Вашингтоне.
Очевидно, что Трампу регулярно передаются доклады от ЦРУ и Пентагона, предостерегающие о последствиях новой войны на Ближнем Востоке, в том числе на внутриполитическом уровне в преддверии выборов в Конгресс. Любая новая война в регионе, особенно с такой региональной силой, коей является Иран, не может быть молниеносной и победоносной. Такая война будет затяжной и болезненной для всех сторон, в том числе для Трампа, главной задачей которого является сохранить контроль над Конгрессом по итогам ноябрьских выборов.
Трамп сегодня находится в незавидном положении, вынуждающем его балансировать между своими же угрозами, переброской силой в регион, переговорным процессом в Женеве, готовностью Ирана обсуждать только свою ядерную программу, требованиями Нетаньяху и «партии войны», пытающейся втянуть США в полномасштабный конфликт, включающий в себя авантюрную военную операцию. Однако Иран непременно ответит на такое вмешательство ударами по американским базам и израильским городам, используя для этого высокоточные данные с китайской навигационной системы, иранское, российское и китайское оружие, подводные лодки собственного производства, которые не смогут обнаружить американские искусственные спутники. Всё это вкупе приведёт к удару по имиджу США, не уступающему по своему уровню позорному бегству американцев из Афганистана в 2021 году.
Хочется надеяться, что Трамп и его переговорщики осознают сложность и чувствительность вопроса так же, как и то, что Израиль пытается ими манипулировать, подталкивая США к военной авантюре, которая может взорвать весь Ближний Восток.
Вернёмся к переговорам по украинскому вопросу, по которому США тоже оказались в непростой ситуации на фоне российских требований о выходе ВСУ с территории Донбасса, признании суверенитета РФ на Крымом, ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областями, возвращения к «духу» Анкориджа и соблюдения российско-американских договоренностей, достигнутых в ходе саммита на Аляске в августе минувшего года. Однако, с другой стороны президент Украины с просроченным сроком полномочий Владимир Зеленский и его европейские спонсоры пытаются надавить на Москву, намереваются воевать до последнего украинца и готовятся к полномасштабной войне с Россией.
Три года назад автор этих строк выпустил книгу «Кто против нас». Под «нами» имеется в виду не только Россия, но и весь мир, переживающий объективный исторический процесс, абсолютно закономерный переход к многополярному миропорядку, основанному на соблюдении Устава ООН, резолюций всемирной организации и институтов международного права. Очевидно, что наши противники - это те, кто пытаются ослабить Россию и «отозвать» у неё статус сверхдержавы с великой историей и культурой, являющимися неотъемлемой частью мировой цивилизации.
В книге также обсуждается, кто выступает против интересов арабской нации, палестинского народа и проекта становления полноценного Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и с границами по состоянию на июнь 1967 года. На момент написания книги ситуация ещё не дошла до того, чтобы США могли запросто позволить себе похитить легитимного президента с супругой или оказывали беспрецедентное давление на Кубу просто за то, что «Остров свободы» не вписывается в американское видение мира. Кто против Ирана просто за то, что он является стабилизирующим фактором в регионе? Кто против палестинского народа и движений сопротивления, отстаивающих законные интересы угнетенных?
Во время работы над книгой автор уже тогда пришёл к выводу, что НАТО под предводительством США и ЕС использует украинский народ в качестве расходного материала с целью «нанести стратегическое поражение и изолировать Россию». И хотя этот план с треском провалился, не может не вызывать сожаления тот факт, что власть в некогда великой Европе захватили политические лилипуты, не видящие дальше своего носа.
Женевский процесс и другие инициативы, нацеленные на возобновление переговоров между Россией и Европой, являются прямым подтверждением поражения западного оружия, которым все четыре года накачивалась Украина. В широком смысле это констатация факта провала стратегии гибридной войны против России.
Истерическая русофобия и необдуманные заявления отдельных «лидеров» на официальных встречах являются прямым доказательством провала их политики и попыткой оправдаться за совершенные по отношению к украинцам и всем славянским народам преступления, самый печальный итог которых - нынешняя междоусобица между народами с общей культурой, географией, историей, а, следовательно, и судьбой.
Сегодня европейским правительствам придётся отчитаться перед собственными народами за средства, потраченные на размещение украинских беженцев, упадок промышленности в результате отказа от нефти и газа российского производства, и, как следствие - общее снижение конкурентоспособности европейских экономик.
В качестве защитной реакции Европа совершает нападения на российские коммерческие суда под предлогом, что они являются частью так называемого «теневого флота». Их действия являются прямым нарушением международного права и равносильны пиратству, нацеленному против внешнеторговых России после того, как не удалось «изолировать» РФ и нанести ей «стратегическое поражение».
Возникает резонный вопрос, смогли ли переговорщики в Женеве предотвратить начало новой войны в Иране и подготовить почву для логичного завершения СВО? Или возможно удалось хотя бы создать положительную повестку для следующего раунда переговоров?
Очевидно, что российские, американские и иранские переговорщики нацелены на достижение результата, но им могут помешать израильские и европейские «одинокие волки», извлекающие личную выгоду из продолжающегося смертоубийства. И в завершении вновь возникает вопрос: смогут ли сверхдержавы в лице России, Китая и США урегулировать накопившиеся кризисы и доставить мир в тихую гавань?






