Сообщество «Форум» 23:29 28 декабря 2021

О нравственном образе управления государством в Ветхом и Новом Завете (часть II)

Элиты должны развивать экономическую мощь государства, активно инвестировать в продуктивные направления производства, нести социальное бремя, платить налоги и соблюдать законы

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20, 25-28)

Царь Давид.

Награда праведных царей - благоволение Бога и любовь людей. Священное Писание указывает нам на пример праведности Царя Давида, который явил чудеса благородства и смирения во время его преследования его Саулом, вместе с тем был великим воином, который одержал много побед, в том числе в поединке над Голиафом, был мудрым и справедливым царем, и хотя и согрешил, но глубоко покаялся. Вместе с нем он был невиданным праведником и пророком, оставившим нам прекрасные Псалмы, которые учат нас вере и верности Богу. И именно его род был избран Богом для спасения людей через воплощение и вочеловечение Второго Лица Святой Троицы – Господа Иисуса Христа.

История Иосифа прекрасного.

Прекрасный пример верховного правителя - министра показан в образе Иосифа[i], которого братья продали в рабство из зависти. Он оказался рабом у начальника телохранителей фараона, Потифара. Бог испытал Иосифа сначала в рабстве, где он, показав свои таланты, стал у него управителем всего имения, и работа его была крайне успешна. На этой стадии он прошел школу управления, которая ему пригодилась при управлении царством. Затем он устоял против козней жены Потифара, показав свою нравственность и верность своему хозяину, после он прошел испытания тюрьмой, где и начальник темницы поставил его смотреть за узниками. Кульминация истории – выявил свою мудрость в толковании снов и предложил фараону рецепт выхода из ситуации будущего голода путем откладывания одной пятой (20%) урожая в богатые годы, чтобы питаться этим запасом в неурожайное время. Предложенное решение является прообразом налоговой системы с налогом в 20 %.

Так как сон истолковал только Иосиф, и никто из его мудрецов не сделал этого, фараон посчитал это абсолютно верным знаком Божьего благословения Иосифа, после чего он поставил его правителем над Египтом: « И сказал фараон Иосифу: «Так как Бог открыл тебе все это, то нет столь разумного и мудрого, как ты. Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя». И сказал фараон Иосифу: «Вот, я поставляю тебя над всею землею египетскою». И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа, одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: «Преклоняйтесь!» И поставил его над всею землею египетскою.» (Бытие 41:39-43)

Фараон дал Иосифу новое имя (Цафнафпанеах, – тайноведец) и дал ему в жены Асенефу, дочерь жреца Илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Все сбылось, как Бог открыл Иосифу. Сначала было семь лет плодородных. Иосиф заготовил богатые запасы. Потом наступили семь лет голода. Иосиф продавал хлеб египтянам и соседям. Однако в результате у народа кончились деньги и имущество - и они продались за хлеб в рабство фараону вместе со своей землей. После Иосиф снабжал народ семенами для посева и постановил закон – пятую часть произведений полевых отдавать фараону за пользование землею.

Правление мудрейшего царя Соломона.

Правление[ii] царя Соломона[iii] отличало мудрость, успех в делах земных – государство достигло огромных успехов, царь построил великолепный храм, получивший его имя, но вместе с тем, постепенное нарушение «требований к царям» привело его к отступлению от веры и наказанию – разделению царства.

Умирая, Давид завещал Соломону тщательно соблюдать заповеди и уставы. Соломон показал Богу свою любовь, принеся тысячу всесожжений, после чего Господь явился ему во сне, спросив чего ему дать. Царь не попросил ни богатства и успехов в его царствовании, а того, что лежит в основе всего – мудрости: «я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло, ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар. 3:7,9). И была эта просьба весьма угодна Господу и поэтому Он наградил его всем, но предупредил его о соблюдении Закона: «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои.» (3Цар. 3: 11–14).

И действительно, все поражались мудрости царя: «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (3 Цар.4, 34). Уже в начале своего царствования Соломон «сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он» (3 Цар. 7, 7). Всем известно его мудрейшее решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца. И была мудрость Соломона «выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей… И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять..(3 Цар. 4, 30, 32). Соломон оставил богатейшее творческое наследие в Св.Писании Ветхого Завета: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст.

Правление его было мирным. Он вел успешную торговлю, контролировал транзитные торговые пути, велась добыча меди. С помощью Тирского царя построил флот, много строил, умножил войско и количество коней и колесниц. Флот в Индийском океане при одном морском путешествии приносил ему 400 талантов золота. В Пальмире и Бальбеке имелись торговые склады для заграничной торговли. Он построил роскошный дворец.

Но царь сразу нарушил несколько наставлений – о не умножении коней:[iv]: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят» (3 Цар. 10: 28–29).

Также мы видим, что царь стремился к богатству, нарушая заповедь о чрезмерном умножении серебра и золота. Серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры стали равноценными сикоморам.

Но самое величайшее достижение Солома было строительство поразительно красивого и богатого храма, который строился 7 лет. Пол был покрыт досками из кипариса, отделан золотом. Стены, двери и ворота были украшены драгоценными камнями и резными изображениями херувимов, пальм, цветов. Его размер был огромен : 60 х 20 х 30 локтей, то есть в плоскости примерно 10 на 30 метров и 15 метров в высоту. Но после освящения храма Господь еще раз предупредил Соломона о том, что он и его сыновья должны ходить праведными путями – иначе наказание неизбежно. Храм не был гарантией.

Как известно, у царя Соломона было также очень много жен, что позволяло ему выстраивать благоприятные отношения со своими соседями. «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.» (3 Цар.11,1-3). Здесь описано реализация этого предупреждения слово в слово.

К сожалению, это послужило причиной частичного отступления Царя о веры. «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.» (3 Цар.11,4-7).

И этот грех вызвал наказание от Бога – разделение Царства. «И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь [Бог]. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его…» (3 Цар.11,9-12).

Священное Писание о социальной защите и справедливости.

Как мы видели выше, в книге Исайи, а также Иеремии очень много написано о защите бедных и нуждающихся.

Об этом много пишет Соломон в Притчах:

«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.» (Притч. 14:31).

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.» (Притч. 19:17).

«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.» (Притч. 22:16).

«Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.» (Притч. 22:22-23).

«Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою.» (Притч. 23:10).

Теперь обратимся к Псалтыри.

Псалом 9 (10-13,: «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.»

Там же (34-36): «Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?

Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.»

Псалом 11 (6): «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.»

Псалом 13 (3-6): «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.

Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь – упование его.»

Псалом 93 (1-10) (Давида):

«Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!

Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.

Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?

Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;

попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;

вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют

и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?

Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?

Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?»

Христианство проповедует любовь и милосердие. Ибо важнейшая заповедь – любовь в ближнему. Это показано в Притче о самаритянине: что есть формальное следование веры, но не имеет плодов любви.

В притче о богаче и Лазаре показано, что люди имущие будут осуждены за равнодушие к бедным. Об этом говорит самым подробным образом говорит и книга пророка Исайи.

В главе 25 от Матфея описан страшный суд на людьми - там показано, что по правую сторону будут поставлены праведники по принципу исполнения заповеди о любви к ближнему (35-36): «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

А кто будет изгнан из Царства ? Вот ответ (41-46) и он очень понятен: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.»

Заключение

Исходя из христианского учения об праведном исполнении своего долга (Притча о талантах, о нерадивом слуге, притче о виноградарях, учение апостола Павла), а также учении Господа «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20, 25-28) можно утверждать, что непосредственный долг элит – власть придержащих как служителей государства в первейщую заботиться об общем благе государства, улучшении жизни народа, ставя свои личные интересы на последнюю ступень («да будет вам слугою»). При этом никто не отменял для служителей исполнений личных норм праведности, которых уже вполне достаточно, чтобы государство процветало. При этом казнокрадство, коррупция явственно осуждается Св.Писанием.

Следовательно - элиты должны развивать экономическую мощь государства, активно инвестировать в продуктивные направления производства, нести социальное бремя, платить налоги и соблюдать законы. Весь Ветхий Завет прослеживает высшую степень ответственности элит за служение народу перед Богом (см. Книга притчей Соломоновых, Книга Премудрости Соломона, Книга пророка Исайи, Псалтырь и пр.)

В книге Премудрости Соломона (2, 6-11) описан наиболее простой путь, который избирается грешниками: «Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.»

И тут же дана жесточайшая картина ответственности князей мира сего перед Богом и перед народом за вверенные им государства в том числе за сознательный выбор неправедности (6, 1-11): «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам,- и строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны. Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех; но начальствующим предстоит строгое испытание. Итак, к вам, цари, слова мои, чтобы вы научились премудрости и не падали. Ибо свято хранящие святое освятятся, и научившиеся тому найдут оправдание. Итак, возжелайте слов моих, полюбите и научитесь.»

Эта же мысль есть и в Новом Завете «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).

Как толкует этот фрагмент Прп. Нил Синайский[v]: «Благодарить обязан ты Бога, что нет у тебя денег, в которых потребовался бы у тебя отчет в день Суда. Ибо сказано: «Емуже дано много, множайше просят от него» истязатели Ангелы (Лк. 12:48). И богач за данные ему деньги подвергнется тяжкому наказанию, строгой ответственности и страшному исследованию: хорошо ли он или худо распорядился тем, что было ему передано Промыслом Божим.»

Приведем текст первого Псалма, который в красивой поэтической форме подводит итог всему сказанному: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые: но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.»

[i] иерей Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета, https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennaja-istorija-vethogo-zaveta-popov/3_14

[ii] иерей Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета, глава 15, https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2_45

[iii] архимандрит Никифор (Бажанов), Библейская энциклопедия, Соломон

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3646

[iv] Протоиерей Андрей Ткачев, Библейские требования к власти, https://pravoslavie.ru/108095.html

[v] http://bible.optina.ru/new:lk:12:48

1.0x