О МОДЕРНИЗМЕ В ДВУХ СЛОВАХ
https://zavtra.ru/blogs/fenomen_dzhojsa
Модернизм это не только Джойс.
Но и Джойс.
Модернизм — во всем зашкаливающем его великолепии.
Как скажем и нынешний концептуализм по всем его азимутам.
Который есть — направление схоластической философии, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
И который первому является если не прямым продолжением его, то, как минимум родным братом.
И именно на примерно таком же типологически тупиковом (что особо подчеркнем!) этапе развития общества.
Если не брать во внимание какие-то там внешние мелкие разночтения в их облике.
И возникают сакраментальные вопросы: что это такое? — откуда идут его, модернизма, истоки? — и какой он, Джойс, как художественное, прежде всего явление, сам по себе есть диагноз очередному социальному тупику.
Если приблизиться к пониманию понятия краха, то фраза о том, «… для понимания феномена Джойса чрезвычайно важно, что отмеченная выше победа английского языка, воплощенная в творчестве (ирландского — это подчеркнуть будет не лишним!) писателя, совпала по времени с крахом «ньютоновского» мира и «ньютоновской» же причинности», пожалуй, более чем восхитительна.
Но тогда все это неотвратимо и целеустремленно отсылает мысль к феноменологии, и еще раз феноменологии, дивно произрастающей также и на хорошо ныне взрыхленной почве классически понимаемой русской философии со всеми ее неизбывными дебрями, ибо феноменологическая теория есть формулировка закономерностей, определяющих взаимосвязь между различными наблюдениями явлений-феноменов в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих.
А ведь лучше и не скажешь о существе краха, являющегося одним из синонимов и понятия тупика, так живописно всякий раз отражающихся в одеждах и мистериях последней.
Это разом есть и хороший ответ на вопрос об истоках модернизма, как диагнозе, прежде всего в параметрах познания социального, но не естественно-научного, о том, когда и для чего он явился на белый свет и какова его роль эвристическая и роль и ценность.
Джойс со своими бдениями — есть впечатляющая лакмусовая бумажка на запрос социальных перемен, которые феноменология опять в тех же самых одеждах старательно и мило затушевывает.
Своими резко режущими взгляд, кричащими углами.
…
И Поль Элюар с грохотом встал своими необыкновенными поэтическими пророчествами.
Знаете, как они называются?
«Двадцатитысячного года не будет».
Интересных нам, живущим теперь в 2022.
Особо это подчеркнем, уж как там? — это другой вопрос — живущим!
Дайте мне ваш кафедральный собор где все где все так похоже
На каждодневную жизнь на улицу над которою солнце
Раздроблено колесами витражей
О солнечный свет с ободранной кожей
О древняя боль человека о до чего ж ты на нынешнюю похожа
Так все похоже кругом голод ложь недоверье
Что выходя из собора невольно зажмуришь глаза
…
Страницы европейской поэзии
ХХ век
Перевод Мориса Ваксмахера
Москва
«Искусство и мода» 1992