Сообщество «Форум» 15:42 2 февраля 2022

о модернизме в двух словах

2

О МОДЕРНИЗМЕ В ДВУХ СЛОВАХ

https://zavtra.ru/blogs/fenomen_dzhojsa

Модернизм это не только Джойс.

Но и Джойс.

Модернизм — во всем зашкаливающем его великолепии.

Как скажем и нынешний концептуализм по всем его азимутам.

Который есть — направление схоластической философии, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

И который первому является если не прямым продолжением его, то, как минимум родным братом.

И именно на примерно таком же типологически тупиковом (что особо подчеркнем!) этапе развития общества.

Если не брать во внимание какие-то там внешние мелкие разночтения в их облике.

И возникают сакраментальные вопросы: что это такое? — откуда идут его, модернизма, истоки? — и какой он, Джойс, как художественное, прежде всего явление, сам по себе есть диагноз очередному социальному тупику.

Если приблизиться к пониманию понятия краха, то фраза о том, «… для понимания феномена Джойса чрезвычайно важно, что отмеченная выше победа английского языка, воплощенная в творчестве (ирландского — это подчеркнуть будет не лишним!) писателя, совпала по времени с крахом «ньютоновского» мира и «ньютоновской» же причинности», пожалуй, более чем восхитительна.

Но тогда все это неотвратимо и целеустремленно отсылает мысль к феноменологии, и еще раз феноменологии, дивно произрастающей также и на хорошо ныне взрыхленной почве классически понимаемой русской философии со всеми ее неизбывными дебрями, ибо феноменологическая теория есть формулировка закономерностей, определяющих взаимосвязь между различными наблюдениями явлений-феноменов в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих.

А ведь лучше и не скажешь о существе краха, являющегося одним из синонимов и понятия тупика, так живописно всякий раз отражающихся в одеждах и мистериях последней.

Это разом есть и хороший ответ на вопрос об истоках модернизма, как диагнозе, прежде всего в параметрах познания социального, но не естественно-научного, о том, когда и для чего он явился на белый свет и какова его роль эвристическая и роль и ценность.

Джойс со своими бдениями — есть впечатляющая лакмусовая бумажка на запрос социальных перемен, которые феноменология опять в тех же самых одеждах старательно и мило затушевывает.

Своими резко режущими взгляд, кричащими углами.

И Поль Элюар с грохотом встал своими необыкновенными поэтическими пророчествами.

Знаете, как они называются?

«Двадцатитысячного года не будет».

Интересных нам, живущим теперь в 2022.

Особо это подчеркнем, уж как там? — это другой вопрос — живущим!

Дайте мне ваш кафедральный собор где все где все так похоже

На каждодневную жизнь на улицу над которою солнце

Раздроблено колесами витражей

О солнечный свет с ободранной кожей

О древняя боль человека о до чего ж ты на нынешнюю похожа

Так все похоже кругом голод ложь недоверье

Что выходя из собора невольно зажмуришь глаза

Страницы европейской поэзии

ХХ век

Перевод Мориса Ваксмахера

Москва

«Искусство и мода» 1992

Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
2
Комментарии Написать свой комментарий
2 февраля 2022 в 16:52

Познание есть обретение опыта. Опыт есть обретение познания. Кант?

В части отношения к модернизму у меня плохо с чувством юмора. Поэтому скажу "просто".
Модернизм, как фактор сознания, есть форма отношения к действительности. Патологическая форма. Патология сознания, в которой её носитель лично не виновен.
Патология общественного сознания, "психического склада" общества - та же "клиника", только в форме "пандемии".
Причина всему этому - животное (биологическое) начало человеческого общества, ослабление иммунитета или "антисанитария" в духовной (культурной) сфере. Итог - беззащитность к "вирусу" "культуродефицита", частным проявлением чего является модернизм, т.е. всё тот же животный субъективизм-индивидуализм.

2 февраля 2022 в 17:08

МОДЕРНИЗМ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Я бы паталогию единичного сознания рассматривал в неразрывной связи с паталогией общественного сознания, проявлением которого является модернизм на уровне в том числе единичного сознания, и не как изначально данного и предопределенного, но формируемого известными всем обстоятельствами.

Но к этому как раз и подвигает дело феноменология своими базовыми понятиями, заводя общественное (в чем и беда) сознание — сознательно или бессознательно? — это мы тут пока заострять не будем — в тупик

1.0x