Авторский блог Илья Рыльщиков 00:10 3 сентября 2024

О Козьме Чубарове из звания приказных и о социал-демократе Иване Бунине

семейная легенда осталась легендой

Иван Бунин считал, что его предки по материнской линии Чубаровы имели княжеские корни. Изучая книгу Бориса Зайцева «И.А. Бунин. Жизнь и творчество» к словам автора «Жена его тоже помещица, из хорошего дворянского рода Чубаровых, утратившего княжеский титул», Иван Бунин на полях сделал приписку: «По семейным преданиям, при Петре I, который казнил стрельца, полковника князя Чубарова, бывшего за Софью» (сост. С. Н. Морозов, «Летопись жизни и творчества И. А. Бунина», том 1, стр.12). Этот экземпляр с пометкой хранится в настоящее время в фондах музея И.С. Тургенева в Орле.

Мы с Натальей Викторовной Межовой в нашей книге «Предки Бунина. Тайны и открытия» высказали предположение, что прапрадед Ивана Алексеевича Бунина по линии Чубаровых губернский секретарь из небольшого города Трубчевска Козьма Матвеевич Чубаров, родившийся в середине ХVIII века, был внуком или правнуком подьячего трубчевской земской посадской избы Лариона Чубарова, родившегося примерно в 1680 году. Также мы высказали мнение, что к рыльским Чубаровым, которые хоть и не были князьями, но на протяжении почти всего ХVII века служили русскому царю, будучи воеводами и полковниками, представитель которых – полковник Афанасий Чубаров, и в самом деле был действующим лицом одного из стрелецких бунтов при Петре I, трубчевские Чубаровы – предки Ивана Бунина, не имеют отношения и не являются их кровной роднёй. По нашему мнению, трубчевские и рыльские Чубаровы – всего лишь однофамильцы. В книге «Предки Бунина. Тайны и открытия» мы, я и Н.В. Межова, не привели достаточных доказательств для того, чтобы наша гипотеза о происхождении трубчевских Чубаровых стала утверждением. Но мы имели серьёзные основания для обнародования нашей версии.

Именно это наше предположение о происхождении трубчевских Чубаровых, предках Ивана Бунина, было воспринято некоторыми читателями с недоверием. Мне довелось слышать аргумент: «Не могут эти Чубаровы быть из простых, если их включили в VI часть родословной книги». Мы сами пишем об этом факте, ссылаясь на найденный нами документ: «В 1802 году семья губернского секретаря Кузьмы Чубарова с детьми и внуками была внесена в VI часть Орловской дворянской родословной книги» (РГИА, ф.1343, оп.32, д.2517, л.27).

Пытаясь разобраться, пришлось посмотреть ещё одно архивное дело, после выхода в свет нашей книги: РГИА, ф.1349. оп. 4. д. 40. лл.. 109 об.-110, Реестр групповых формулярных списков чиновников гражданского ведомства за 1799 г. В описи этого дела сообщается, что Чубаров Козьма был губернским секретарём, чиновником Трубчевского уездного казначейства Орловской губернии. В 1799 году ему было 48 лет.

Благодаря просмотру дела, мы получили важную дополнительную информацию. Выяснилось, что Козьма Чубаров происходит из звания приказных, что во владении людей ни в каких селениях не имел, что в походах и сражениях он не бывал. И в штрафах не бывал. В отставку с наградою отставлен не был. К повышению чина Козьма Чубаров в документе значится способным и пригодным. Сообщается, что женат он был на «канцеляриской дочери Кликерии Казьминой имеет четырёх сыновей». В нашей книге мы сообщаем почти такую же информацию. Только о четвёртом сыне мы до сей поры ничего не знали. Имени его мы всё ещё не знаем. Свою карьеру в Трубчевской воеводской канцелярии К. Чубаров начал в 60-х годах ХVIII века копеистом. Был подканцеляристом, канцеляристом, губернским регистратором, с 1786 года – бухгалтером. В том же году стал коллежским регистратором, в 1793 году – губернским секретарём.

Одного из четырёх сыновей Козьмы, а именно прадеда Ивана Бунина, звали Фёдором. В нашей книге мы сообщаем: «4 декабря 1827 г. Федор Кузьмич Чубаров возвращался из Брянска в имение, находящиеся в Трубчевском уезде и на него напали разбойники, причинив ему ударами смертельные раны» (ГАОО, ф.31, оп.1, д.847). Это так, к слову пришлось, вспомнилось.

Происхождение «из приказных» означает то, что Козьма Матвеевич был сыном чиновника. В XVII веке и в начале XVIII века мелких чиновников – слуг государевых, называли подьячими. Ларион Чубаров из Трубчевска в документе 1718 года назван подьячим. Вернёмся к рассматриваемому в статье делу. На том же листе формулярного списка чиновников гражданского ведомства, что и Козьма Чубаров, упомянуты губернский секретарь Иван Попов, который происходил из священнических детей и коллежский регистратор Никита Турбин из дворян. То есть, те, кто по рождению принадлежал к дворянскому сословию, тот в рассматриваемом мною формулярном списке и в других подобных документах был записан дворянином. Козьма Чубаров не имел дворянского происхождения. Чин губернского секретаря не давал потомкам Козьмы права принадлежать к дворянскому сословию. Каким образом буквально через несколько лет после составления данного документа, имена его сыновей и внуков попали в родословную книгу древних родов, не берусь судить. Каким-то образом попали. Видимо, столичные чиновники не разобрались, какое происхождение имели трубчевские Чубаровы, посчитали, что такое же, как и рыльские их однофамильцы. А в архивных документах рыться и искать правду столичным чиновникам было лень.

двойной клик - редактировать галерею

Какой можно сделать вывод, касающийся фактов? Данный формулярный список позволяет утверждать, что прапрадед Ивана Бунина по материнской линии Козьма Чубаров при рождении не был дворянином. Мы в нашей книге «Предки Бунина. Тайны и открытия» предлагаем алгоритм поиска недостающих звеньев или одного звена, то есть человека, являющегося одновременно близким кровным родственником и Лариона, и Матвея Чубаровых из Трубчевска (Матвей – это отец Козьмы). Упоминания о Матвее Чубарове могут быть обнаружены в документах фонда 442 архива РГАДА. В этом фонде хранятся несколько тысяч дел Севского уезда ХVIII века среди которых есть пару десятков дел по городу Трубчевску. В них могут упоминаться городские чиновники, в первую очередь те, кто непосредственно составлял документы. Обычно чиновников записывали в те времена по имени и отчеству. Упоминание Матвея Ларионова сына Чубарова подьячего из Трубчевска, составившего такой-то акт, или сделавшего такую-то запись, или приложившего руку (заверившего документ) вместо неграмотного жителя Трубчевска, являлось бы дополнительным доказательством родства жителей Трубчевска Лариона и Козьмы Чубаровых. Возможно чуть позже такие поиски будут проведены и новые сведения получены.

О том, что у Козьмы Чубарова и у его отца Матвея не было крепостных, мы догадывались, когда писали книгу. В ревизской сказке по Трубчевску 1747 года упоминаются помещики, крестьяне и однодворцы. Подьячих – канцеляристов, подканцеляристов, копеистов в ней нет. Есть несколько человек из конторских, кто смог стать мелким помещиком. Матвея Чубарова, который по возрасту подходит и который дожил как минимум до 1748 года – в этот год он зачал сына Козьму, среди них не упомянуто. У него не было крепостных и не было поместья – это очевидно.

Мог ли Матвей Чубаров приехать в Трубчевск из другого города? Мог. Но его сын родился в семье приказных, то есть мелких чиновников. В этом, благодаря данному формулярному списку чиновников, сомневаться не приходится.

Подытожу. Приступая к нашим исследованиям, о которых мы пишем в книге «Предки Бунина. Тайны и открытия», мы понятия не имели, что опровергнем бунинскую семейную легенду. Мы были бы очень рады, если бы княжеское происхождение предка Ивана Бунина по материнской линии подтвердилось. Мы скрупулёзно искали связь между рыльскими и трубчевскими Чубаровыми, выявили всех рыльских Чубаровых, живших в первой половине ХVIII века и, к нашему сожалению, ни одного Матвея среди них не обнаружили. Наши исследования, о которых пишем в книге, дали неожиданные для нас результаты. Об одной из таких находок я только что подробно рассказал. А ещё, к примеру, нам удалось доказать, что А.С. Пушкин и И.А. Бунин были братьями в девятом колене. Разрушив легенду, мы своей книгой выявили важный и интересный, документально подтверждённый, факт. Да и семейная легенда, на самом деле, никуда не делась. Она осталась легендой. Правда, стало ясно, что она не подтверждена архивными документами. Ну и что с того? Сведения, найденные в архивах, бывают столь невероятными, что любые семейные легенды на их фоне меркнут. Тут не из-за чего печалиться. Правда, подтверждённая архивными документами, ценнее и важнее легенды. Благодаря исторической правде, всем нам удаётся лучше понять наше прошлое.

Вроде бы, всё это ясно и очевидно. Но тут нужно обратить внимание на важный нюанс: для кого-то идеология оказывается важнее исторической правды. Наша книга и приведённые в ней документальные свидетельства, сотни таких свидетельств, указывают на то, что, по крайней мере, в России (не берём другие страны) до середины XVIII века не существовало голубокровой и белокостной касты, отделённой от всей остальной народной массы пропастью запретов на брачные узы. Да и в ХIХ веке таких запретов практически не было – разорившиеся дворяне с большой радостью женились на богатых купеческих дочках. Но кому-то из идеологических соображений наша историческая правда, со ссылками на сотни архивных дел, стала костью поперек горла. Кому-то важно подвести базу под утверждение, что элита – это как раз те обитатели недосягаемого Олимпа, чьи предки на протяжении многих столетий и тысячелетия передавали потомкам свою голубую кровь. Таким «кому-то» историческая правда не нужна. Она им мешает жить. Они воспринимают наши находки, как навет на Бунина. А что плохого в том, что у Ивана Бунина из дюжины выявленных его родовых предковых линий больше половины в начале ХVIII века ещё не принадлежали к дворянскому сословию? Ничего плохого. Это очень полезная, ценная и важная информация, позволяющая всем нам лучше понять наше прошлое.

Максим Горький утверждал, что до 1917 года Иван Бунин считал себя социал-демократом. Потом, правда, Бунин много разного наговорил сгоряча. Но об этом не стоит вспоминать мимоходом – это большая тема. В начале 30-х годов ХХ века Горький, вернувшись в Советскую Россию, практически первым делом издал собрание сочинений Ивана Бунина. Будемте как Горький! Нужно забирать Бунина у нынешних либералов. Они его используют не по назначению. Он для них – знамя в их идеологической борьбе. Социал-демократическое дореволюционное наследие Ивана Бунина намного более весомо его высказываний, которые взяли на вооружение нынешние либералы. Значит нужно брать Бунина в левый лагерь. Что касается его высказываний в «Окаянных днях» и тому подобных его высказываний, то они говорят о том, что эпоха исторических перемен в России в начале ХХ века была очень сложной. Бунинская желчь лишний раз подчёркивает это. Высказывания из «Окаянных дней» показывают нам, каким был градус взаимной ненависти во время Гражданской войны у простонародья и у людей в цивильных европейских костюмах. То есть, такие бунинские высказывания являются важным историческим материалом. Я отвлёкся от первоначальной темы, но вопрос о социал-демократическом наследии Ивана Бунина тоже очень важен и, в общем-то, он связан с вопросами родства, генеалогии и происхождения.

Фото: Трубчевск. Гостиный двор

1.0x