Сообщество «Форум» 05:48 24 мая 2020

О ХВАЛЕ, ЛЕСТИ И ЧИНОУГОДНИЧЕСТВЕ

Немало примеров лести, подхалимства, чинопочитания и угодничества мы найдем в жизни и в художественной литературе

О ХВАЛЕ, ЛЕСТИ И ЧИНОУГОДНИЧЕСТВЕ

Попался мне как-то на глаза отзыв одного уважаемого автора на эссе другого, не менее уважаемого автора и известного писателя, на актуальную, довольно животрепещущую тему о положении обычного человека и проблемах в современном обществе. С одной стороны, оппоненту явно не всё нравилось, и он не во всем соглашался с эссеистом, а с другой, по ходу текста он нет-нет да обращался и называл его «большим писателем». То ли заискивал, прямо как настоящий льстец и подхалим, то ли укорял его в том, как может «большой писатель» так рассуждать? Ведь рецензируемый эссеист оказался более признанным человеком по своему положению и занимаемому статусу по отношению к своему адверсэру. Но как бы то ни было, а отклик на опубликованное эссе писателя навел меня на некоторые рассуждения о восхвалении, лести, чинопочитании и чиноугодничестве.

Еще А.С.Пушкин, прислушиваясь к народной молве, в стихотворении «Памятник» писал: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…», а А.П.Чехов в своих многочисленных юмористических рассказах высмеивал всевозможных льстецов и подхалимов, малодушных низкопоклонников и чинопочитателей.

К тому же считается не очень приличным восхвлять человека особенно в лицо. Так, древнегреческий ученый и философ Аристотель сказал, что «хвалить людей в лицо – признак лести». А Пророки Ислама «всегда запрещали своим сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы это не привело восхваляющего к лицемерию, а восхваляемого – к гордости, высокомерию и самолюбованию, даже если ты хвалишь человека за те качества, которые в нем действительно есть, однако опасаешься, что он может обольститься этой похвалой и в нем появятся самодовольство и высокомерие. В таком случае похвала также является запрещенной. В хадисах по этому поводу упоминается о том, как мужчина похвалил другого в присутствии Пророка, на что он сказал: «Горе тебе, ты отрезал голову своего друга». То есть, будто бы заколол его своей похвалой. Пророк знал, что такая похвала приведет к гордыне и превознесению этого человека над другими».

Оптинские старцы также предостерегали: опасно как хвалить, так и принимать похвалу.

Преподобный Макарий советовал помнить поучения святых отцов о похвале как тонкой козни вражией: «В приписываемой тебе похвале есть тонкая кознь вражия, чтобы тебя обольстить, а ты, поминая свое страстное устроение, смирением сокрушай козни сии».

Преподобный Никон предостерегал: «Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. Надо иметь рассуждение. В некоторых случаях допускается даже неправду сказать – ради пользы человека».

Немало примеров, в которых осуждаются лесть, подхалимство, чинопочитание и подобострастие, мы найдем и в произведениях русской художественной литературы.

Несмотря на то, что прошло более ста лет, а рассказы А.Чехова продолжают исцелять людей от всевозможных пороков, доктор Чехов продолжает лечить нас. Так, в рассказе писателя «Тонкий и толстый» один из героев, узнав о том, что его друг стал большим начальником, сразу же начинает пресмыкаться, заискивать перед ним и превращается из друга детства в подхалима, просто-напросто в лакействующего человека. А полицейский надзиратель Очумелов в рассказе «Хамелеон» постоянно меняет свое отношение к ситуации и к собаке, в зависимости от того, кому она принадлежит, кто является ее хозяином, генерал или простой человек. Если собака принадлежит генералу, то она – нежная тварь, «цуцик этакий». А ежели не генеральская или просто дворовая, то «бродячий скот», «подлость одна только».

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, - начинает Хрюкин, кашляя в кулак… - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец…того, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… - Гм!.. Хорошо, - говорит Очумелов строго… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!... Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Личностную сущность Очумелова писатель определил как «хамелеон». Все они «прислуживаются», а не «служат», проявляют неуважение, подобострастие и раболепие. Основные черты «хамелеона» - подхалимство, заискивание перед высшими чинами, самоунижение, пренебрежение, оскорбление человеческого достоинства.

В то же время Чехов утверждал: «Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам».

Хорошо и наглядно раскрывается чинопочитание, угодничество и невежество в «Ревизоре» Н.В.Гоголя и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Фамусовское общество держится именно на чинопочитании. Особые почести воздаются гоголевскому герою Хлестакову, которого по ошибке приняли за Ревизора. "Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему?" В желании угодить начальству чиновники не останавливаются ни перед чем: постоянно дают Хлестакову в долг (взятки), селят в доме городничего, кормят отменным обедом, готовы отдать ему в жены Марью Антоновну...

Многие считают, что лесть – это прежде всего неискреннее восхваление, сказанное для того, чтобы угодить человеку и достичь тем самым определенных целей. Вместе с тем некоторые не видят ничего плохого в том, чтобы выделить в человеке его положительные качества, высказать, как он помог в той или иной ситуации, как стойко продержвлся в трудный период и т.д. Эта похвала не будет нести за собой никаких корыстных целей, считают они.

А что думаете вы о чинопочитании, угодничестве, похвале, лести и подхалимах?

1.0x