Сообщество «Символ веры» 08:51 29 июня 2023

О гонениях

Трагедия Украинской православной церкви продолжается

Положение Украинской Православной Церкви (УПЦ) очень тяжёлое. Оставаясь составной частью Русской Православной Церкви, она подверглась небывалому давлению со стороны власти и части общества. Звучали голоса за ликвидацию Церкви или её принудительное обьединение с раскольнической Православной Церковью Украины (ПЦУ), которая в 2019 году стараниями Госдепа, тогдашнего президента Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея получила томос.

С осени 2022 года СБУ начала проводить обыски у иерархов Церкви, в храмах и монастырях, ожидая найти доказательства сотрудничества с Россией. СНБО Украины поручил правительству разработать и внести на рассмотрение Верховной рады законопроект "О невозможности деятельности в Украине религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации".

В отношении двух митрополитов Украинской Православной Церкви, управяющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) и председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия (Егоренко) указом Зеленского были введены санкции.

Кроме того, Кабинет министров Украины уволил с поста председателя Государственной службы по вопросам этнополитики и свободы совести Елену Богдан, которая старалась держать нейтралитет между разными религиозными конфессиями на Украине. Вместо неё распоряжением кабмина назначен Виктор Еленский, который среди прочего заявлял, что УПЦ — это "филиал церкви, благословляющей на убийство украинцев". Более того, структура, которую возглавил Еленский, ответственна за проведение экспертизы устава УПЦ на предмет церковно-канонической связи с Московским патриархатом. Разумеется, экспертиза в феврале 2023-го наличие такой связи подтвердила.

Всего с февраля 2022-го по состоянию на апрель 2023-го против духовенства Украинской Православной Церкви было возбуждено 61 уголовное дело. В основном обвинения выдвигаются по статье 161 Уголовного кодекса Украины — нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам. Так, подозреваемыми по этой статье стали митропполит Тульчинский Ионафан (Елецких), митрополит Черкасский и Каневский Феодосий (Снигирёв). А митрополиту Васильковскому Иоасафу (Губеню) уже и приговор вынесли.

Такое беспрецедентное давление, а также тот факт, что внутри УПЦ всегда существовала группировка духовенства, выступающая за отделение от РПЦ, привели к тому, что из УПЦ ушли 1200 из 12 000 общин, то есть 10%.

31 декабря 2022 года закончился договор между государственным Национальным заповедником "Киево-Печерская Лавра" и монастырём УПЦ на аренду Успенского собора и Трапезного храма Киево-Печерской лавры. Договор государством не был продлён, и Церковь потеряла верхнюю часть лавры. За монастырём оставалась нижняя часть, где находятся пещеры с мощами святых угодников.

Но 10 марта 2023 года заповедник издал распоряжение, обязывающее монахов покинуть и нижнюю часть лавры. Церковь обжаловала это решение в суде, а верующие и духовенство организовали молитвенные стояния. Ситуация всю весну находилась в подвешенном состоянии. Видимо, власть решила не провоцировать конфликт сразу, а давить постепенно.

13 июня депутат Верховной рады от правящей партии "Слуга народа" Олег Дунда заявил, что к концу лета УПЦ в Украине не будет: "Это вопрос уже необратимый и исторический и к концу года будет завершён. Я думаю, что летом будут приняты соответствующие решения и проголосованы законопроекты — и УПЦ официально в нашем государстве не будет… это станет свершившимся фактом, и эти остатки от русской сектантской религии в виде УПЦ (МП) могут остаться только в виде так называемой катакомбной церкви. Скорее всего, даже в таком виде их в Украине не будет. Будет какая-то небольшая секта прихожан — около 50–100 тысяч, но и они исчезнут".

Не отстаёт и сам глава Украины Зеленский. 22 июня (именно в эту дату!) он анонсировал новый виток преследования УПЦ: "Провёл совещание относительно духовной независимости Украины. Мы продолжаем соответствующую работу, и будут новые наши шаги, — пообещал Зеленский. — Очевидно, что не может быть действительно духовных связей с государством-террористом… Мы дойдём до того момента, когда все зависимости от России, которыми кто-то где-то пытается манипулировать, будут уничтожены".

Политический режим на Украине такой, что может пойти на самые дикие шаги, но запретить Украинскую Православную Церковь будет сложно. В соответствии с законом она не является единой организацией. Любая епархия, любой приход Украинской Православной Церкви — отдельное юридическое лицо, и ликвидация каждого (одних только приходов больше 10 000) создаст бюрократический и судебный коллапс.

Кроме того, запрет самой большой религиозной конфессии в стране вызовет общественное недовольство. После того как в Верховную раду был внесён проект закона "О невозможности деятельности в Украине религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации", многие солдаты ВСУ и миряне стали записывать видеообращения в защиту УПЦ. Кроме того, в случае запрета УПЦ украинские власти ждёт лавина исков в национальные и международные суды, которые будут удовлетворены.

Это наталкивает на вывод, что полного запрета Церкви не будет. Конечно, власть продолжит наносить точечные удары. Возможно, монахи из Киево-Печерской лавры будут выселены. Возможно, будет несколько громких посадок архиереев в тюрьму или отмена юридической регистрации Киевской митрополии и нескольких епархий. Но их целью, скорее всего, будет не запрет, а подталкивание УПЦ к нужному властям решению.

Целью украинской власти на данном этапе может быть принуждение УПЦ к окончательному разрыву с Русской Православной Церковью и обьединение с так называемой Православной Церковью Украины (ПЦУ). Такой шаг сделает Церковь полностью подконтрольной власти. Но после решений в Феофании УПЦ уже находится в непонятном каноническом статусе. Русская Православная Церковь как Церковь-мать, понимая положение УПЦ, пока те решения расколом не назвала, но нет сомнений, что, если УПЦ примет навязанную ей украинскими властями повестку и отречётся от РПЦ, — назовёт. И это вызовет раскол в самой УПЦ, поскольку многие епархии и приходы не согласятся на такое. Просить автокефалию у Московской патриархии? Понятно, что она её не даст.

Можно было бы обратиться к Константинопольскому патриарху Варфоломею. Не исключено, что в УПЦ рассматривают такой вариант, и недавняя поездка митрополита Львовского и Галицкого Филарета (Кучерова) на Кипр (Кипрская церковь — одна из четырёх, признавших ПЦУ) имела целью прощупать почву.

Однако в Константинополе украинской церковью считают ПЦУ, и Варфоломей вряд ли признает своей ошибкой принятие в церковное общение раскольников из Украинской автокефальной православной церкви и филаретовского Киевского патриархата и создание на их базе всё такой же раскольнической ПЦУ. Поэтому перспектива автокефалии для УПЦ из Константинополя очень туманна.

В таком случае для верующих выход только один — надеяться на изменение ситуации в целом, не поддаваясь давлению власти и сохраняя верность Русской Православной матери-Церкви.

1.0x