В истории мирового искусства найдётся мало примеров гравюрного ренессанса, сопоставимых с той невероятной, небывалой гравюрной эмиссией, которую осуществило советское искусство в короткие, чуть более 70 лет своего существования.
Истории мировой печатной графики более тысячи лет, но в массовом сознании особенно выделаются в общем гравюрном континууме лишь некоторые эпохи-вспышки, которые действительно выдали самые настоящие гравюрные миры, потрясающие символические универсумы, контентные вселенные, которые были доставлены до весьма внушительной публики посредством такого логистического канала, как гравюра. В истории мировых визуальных искусств было несколько таких вспышек, опознаваемых широкими кругами любителей печатной графики:
- ренессансная северо-европейская гравюра по дереву, ксилография, плавно перетекшая в свой коротки и яркий маньеристский период, выдвинувшая такие имена, как Альбрехт Дюрер, Лука Лейденский и множество других авторов;
- европейский офорт XVII века – это прежде всего Рембрандт и его школа, хотя не стоит забывать и о великом итальянце, Джованни Бенедетто Кастильоне;
- английское меццо-тинто XVIII века, поднявшееся до фотографических высот в отображении реальности;
- печатная графика немецкого экспрессионизма, выдавшая целый каскад художнических индивидуальностей;
- японская гравюра XVII – XX вв. – прекрасный цветок мировой печатной графики.
Несомненно в этот блистательный ряд должна войти и советская гравюра, этот удивительный художественный феномен, который еще только ждёт пристального изучения.
Сегодня идеальное время для индуктивного подхода, быть может экстенсивного, но и пристального насматривания и рассматривания огромного массива уже опубликованных отечественными музея образчиков советской гравюры. Сегодня очень важно без пред-знаний и пред-убеждений (насколько это возможно) максимально использовать потенциал искусствоведческой индукции, погружения в огромный и сносящий голову поток высочайшего искусства.
Советской гравюре присущи все родовые черты, свойственные советским визуальным искусствам. Совгравюра – это, пожалуй, эталонная капля, в которой наиболее отчётливо отразились всё самое главное, что было присуще советскому искусству:
Невероятное количество имён художников! Счёт идет на тысячи. Причем это без учёта наивных художников. Речь идёт об абсолютно профессиональных авторах, которые не опускались ниже определенной планки художественного качества и творческой состоятельности. Повторюсь, в советской гравюре отражена невероятная, аномальная для истории мирового искусства людность профессиональных художников в советских визуальных искусствах. Все предыдущие попытки иерархизации советского искусства нужно рассматривать, как скорее памятники своему времени. Уверен, у нас впереди большая переоценка, большая ревизия. Кому-то она покажется искусствоведческой революцией (улыбка).
В советской гравюре ясно прослеживается, отражается региональное измерение. Только в советский период отечественные авторские визуальные искусства обрели кристаллизовавшиеся, четко оформившиеся региональные школы. Всего несколько примеров:
- феномен владимирского офорта, представленного такими именами талантливейших, мощнейших художников, как Борис Французов, Юрий Ткачев, Михаил Кочешков, Владимир Нилов и др.;
двойной клик - редактировать изображение
- феномен хабаровского офорта, связанного с именем своего демиурга, основателя - Василия Зуенко;
двойной клик - редактировать изображение
- невероятно многогранное явление – ленинградская литография, это не просто грандиозное явление в истории отечественного искусства, яркое, продолжительное, разнообразное;
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
- феномен казанской авангардной печатной графики, оставившей самую настоящую визуальную кодификацию, популяризацию формальных находок и достижений русского авангарда;
двойной клик - редактировать изображение
- феномен красноярской послевоенной линогравюры, выдавшей невиданного качества, исчерпывающие тему мастерства, образцы этой техники.
двойной клик - редактировать изображение
Это лишь несколько примеров.
Абсолютное снятие гендерной проблемы. История советской гравюры буквально переполнена именами большого таланта художниц. Если угодно, можно говорить об очень женской нотке в истории советской гравюры.
двойной клик - редактировать изображение
Невероятный пример буквального исчерпания пост-квадратных возможностей фигуративного искусства по всем параметрам: формальным, тематическим. Прежде всего по многотемью. По сути советская гравюра провела почти статистического качества опись советской действительности: исторических её периодов, видов деятельности, людей, различных городов и регионов, практически всех состояний природы, погоды и климата, вещного мира и т.п. В советской гравюре нашли отражение: Гражданская война и коллективизация, индустриализация и Великая Отечественная война, Целина и БАМ, Холодная война и Фестиваль молодёжи и студентов и др. В совгравюре нашли отражение все миры советской цивилизации: армия и промышленность, деревня и город, спорт и наука и т.д. и т.п. Советская гравюра просто тотальна. Не знаю, можно ли повторить где-либо и когда-либо в истории мирового искусства такую феноменальную гравюрную опись целой цивилизации, мировой сверхдержавы во всей ее сложности.
Невероятная людность советской гравюры почти эталонно и неразрешимо ставит проблему иерархизации этой отрасли, определения сонма великих. Их так много, что пока не очень понятно, как простраивать такие пирамиды, которые, конечно же, необходимы для эргономики и навигации в этом невероятном визуальном океане. Приходится иметь дело со статистическими рядами. Чтобы сделать интеллектуально и эстетически честную и непредвзятую оценку, нужно хотя бы всё сделанное посмотреть. Само насматривание советской гравюры – это уже целая работа. Нельзя не отметить не только невероятную интенсивность, но и экстенсивность совгравюры. В этом смысле, совгравюра – настоящий вызов для цезаристского по своей природе искусствоведения.
Советская гравюра представляет собой и пример выстраивания и относительно продолжительного существования вполне легального символического рынка. После войны советское государство вполне осознанно выстраивало рынок по продаже и покупке эстампов, гравюр. Это интересный пример истории советской художественной промышленности, пока у нас должным образом не описанный и не изученный.
двойной клик - редактировать изображение
Невероятно интересен целый пласт выпускной, учебной, дидактической гравюры, который ещё не введен должным образом в оборот. Мы не все эти ученические работы знаем по причине пока ещё относительной закрытости для онлайна вузовских музеев.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
В советской гравюре получили свое отражение практически все значимые художественные течения в истории советских визуальных искусств – от ленинградской пейзажной школы (ленинградского маркизма) до поздне-советского гипер-реализма.
Советская гравюра выдала вершинные примеры легитимного функционального искусства. И агитационного в том числе. Выскажу даже крамольную мысль – часто заказная, функциональная гравюра в творческом наследии какого-либо автора выглядит гораздо интереснее, ценнее, чем те работы, в которых авторы как бы играют в реализацию своей творческой индивидуальности. Уж простите. А есть авторы, в творческом наследии которых отчетливо различаются два потока – «для себя и про себя» и «для других и про других».
История советской гравюры – это и история технологических новаций в области печатной графики. Про эту историю технологической новационности в искусстве у нас почти не пишут, но советская гравюра отметилась многими технологическими открытиями и усовершенствованиями.
На удивление, существует вполне внушительный стрим – гравюрный наив. Наивная гравюра требует особенного изучения. В этом потоке важное место занимает детская гравюра. В наших музеях есть такие коллекции. И довольно многочисленные.
Советская гравюра может поставить и бесценный материал для изучения этого потрясающего явления – Советского государства, как сверх-зрителя, как идеального потребителя символического продукта, эталонного зрителя. Это было какое-то удивительное явление! Государство создало удивительную ситуацию, в которой стало возможным сосуществование просто огромного числа профессиональных художников-графиков. И оно не только их кормило, но и пребывало в каком-то удивительном, невероятном диалоге с ними. Только идиоты могут сводить этот диалог к таким друцким метафорам, как «цензура».
На примере советской гравюры можно проследить основные макроэтапы, через которые прошла история советских визуальных искусств. Я понимаю, что такая этапизация условна, но вполне операционна и помогает хоть как-то обнять и упорядочить для себя это неисчислимое множество:
– пост-авангард, как функциональный, так и самовыраженческий;
- советский Большой стиль и советский же бидермайер;
- пост-сталинский шестидесятнический неореализм, поэтический и склонный к почти дизайновым обобщениям и кодификациям;
- поздне-советский маньеризм, который отчетливо прослеживается в семидесятые и восьмидесятые годы.
Совгравюра – яркий, почти эталонный пример русско-светского континуума в искусстве, перетекания русского-досоветского искусства в советское. Биографические и творческие траектории Анны Остроумовой-Лебедевой, Ивана Павлова и многих других художников – яркие тому примеры.
Для меня очевидно, без малейшей иронии, всемирно-историческое значение советской гравюры. Я верю в то, что со временем советская гравюра займет свое законное и почётное место в крупнейших мировых музеях. Но прежде, чем это случится, нам самим необходимо сформировать внутренний рынок совгравюры. А он пока крайне слаб. А он пока ну совсем кустарный. На удивление, очень у нас очень немного антикваров, торгующих советской гравюрой. На удивление, относительно немного коллекционеров советской гравюры. А ведь можно вполне обеспечить и ликвидность, и оборачиваемость, и доступность тиражной, все-таки не уникальной, печатной графики.
Пока еще не столь слышен голос наследников советских печатных графиков. Есть прекрасные исключения. Но их очень мало. Мне приходилось сталкиваться с примерами того, как наследники очень достойных авторов даже не понимали значимость того, что делали их деды и бабушки. Это прискорбно. Хочется призвать наследников ценить и хранить оставленное их родственниками. Не все могут продвинуть их наследие, но хотя бы храните! Храните также и материалы по биографии авторов. Это очень важно для будущих исследователей. Сейчас нередко встречаются случаи, когда мы пока не знаем даты смерти многих советских художников-графиков. А они, к сожалению, всё быстрее уходят от нас.
Для меня странно, что наши вузовские искусствоведы почти не изучают советскую гравюру, а государство не формирует заказ на такие исследования. А это очень нужно.
Все описанное мною не касается таких явлений, как советские книжная иллюстрация и экслибрис. Это отдельные темы-океаны, темы-вселенные, о которых необходимо говорить отдельно.
По-хорошему, по уму, нам необходим отдельный исследовательский институт, который занимался бы изучением и публикацией советской печатной графики. Лет на сто работы ему хватит (улыбка). Но пока это пустые мечтания.
Заглавная илл. Владимир Животков (1940 – 2005). В мастерской. 2 пол. XX - нач. XXI в. Бумага, линогравюра. 45,5 х 73,7. Калужский музей изобразительных искусств