В этой работе мы продолжим рассмотрение вопроса, почему фарисеи и книжники названы в Евангелии от Матфея несправедливыми, а также затронем вопрос, чем отличается власть людей, обладающих знанием Истины, от власти людей, которые не стремятся к Её познанию.
В следующем фрагменте фарисеи и книжники изображены как вожди, оцеживающие комара и верблюда поглощающие.
Исус сказал:
16 «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в Законе: Суд, Милость и Веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (несправедливости).
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».
(Евангелие от Матфея. Глава 23.)
Стоит обратить внимание и на само наименование — вожди слепые.
Вожди — это руководители, которые ведут за собой народ.
Можно сделать вывод, что во времена, о которых рассказывает Евангельское повествование, они занимали какие-то правительственные должности и следили за исполнением закона.
1 «Тогда Исус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!»
(Евангелие от Матфея. Глава 23.)
Фарисеи и книжники не просто вожди, а слепые вожди.
«Исус сказал: «Если слепой ведёт слепого, оба падают в яму». (Евангелие от Фомы, Фм. 39.)
Яма — это подземное жилище наподобие пещеры, где находятся закованные в кандалы узники. (Ср. Платон. «Государство». Книга 7.)
Сократ говорит:
«Все мнения, не основанные на знании, никуда не годятся... Даже лучшие из них и те слепы. Если у людей бывают какие-то верные мнения, не основанные на понимании, то ...они ...(ничем не) отличаются от слепых, которые правильно идут по дороге». (Платон. «Государство». Книга 6, 506 С.)
(Сократ): «Я думаю, что Справедливость и Красота, если неизвестно, в каком отношении Они суть Благо, не найдут для Себя достойного Стража в лице человека, которому Это неведомо. Да, я предвижу, что без этого никто и не может Их познать.
— Ты верно предвидишь.
— Между тем Государственный Строй будет у нас в совершенном порядке только в том случае, если его будет блюсти Страж, в Этом Сведущий (Ср. Посл. римл. 10, 3-4).
— Это необходимо». (Платон. «Государство», 506 А-Б.)
(Сократ): «А чем лучше слепых те, кто по существу лишён Знания Сущности Любой Вещи и у кого в душе нет отчётливого Её Образа? Они не способны подобно художникам, усматривать Высшую Истину и, не теряя Её из виду, постоянно воспроизводить Её со всевозможной тщательностью, и потому им не дано, когда это требуется, устанавливать здесь новые Законы о Красоте, Справедливости и Благе, или уберечь уже существующие». («Государство». Книга 6, 484 С-Д.)
Главное отличие фарисеев и книжников — это их несправедливость.
Исус говорит:
17 «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из Заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если Справедливость ваша не превзойдет «справедливости» книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
(Евангелие от Матфея. Глава 5.)
Фарисеи и книжники в Евангелиях изображаются как люди, движимые корыстными мотивами, думающие и заботящиеся не о всеобщем благе, а о собственном благоденствии и о благоденствии узкого слоя лиц в государстве.
В одном из фрагментов Евангелий есть упоминание, что фарисеи сребролюбивы. А из диалога «Государство» мы знаем, что ради сохранения государства таких людей не следует допускать ни в число правителей, ни в число помощников. (Ср. Книга 3, 417 Б.)
Места правителей должны занимать люди, обладающие знанием Истины, которые не делают зла.
«Всякая неправда (несправедливость) есть грех». (1 Посл. Иоан. 5, 17.)
«Тот, кто обладает Знанием Истины, — Свободен. Свободный не творит греха (несправедливости), ибо тот, кто творит грех (несправедливость), — раб греха (несправедливости, ср. Посл. римл. 6, 17-18). Мать — это Истина, а Знание — Согласие. Тех, кому не дано творить грех (несправедливость), Мир называет Свободными. Знание Истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех (несправедливость). Это делает их Свободными и делает их выше Всего. Но Любовь созидает. Итак, тот, кто стал Свободным из-за Знания, — из-за Любви раб тех, кто еще не смог подняться до Свободы Знания. И Знание делает их способными, [ибо оно побуждает их) стать Свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет Она что бы то ни было? Всё] принадлежит Ей. Она не говорит: «[Это — моё]» или: «Это — моё», [но Она говорит: «Это] — твоё».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 110. Ср. Платон. «Государство». Книга 5, 462 С. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 8, 31-35, Флп. 123.)
Знающие правители получают Помазание Справедливости, а невежественные правители получают помазание лукавства.
«На самом деле,
20 их наслаждение горько и красота их порочна. И их наслаждение обман, и их деревья нечестивость, и их плоды смертельная отрава, и их обещание смерть. Древо же своей
25 жизни они посадили в середине Рая. Но я научу вас, что есть тайна их жизни, то есть совет, который они держат друг с другом, то есть форма их духа.
30 Корень (этого древа) горек, и ветви его есть смерть, тень его ненависть, и обман обитает в его листьях, и цветение его — помазание лукавства, и его плод смерть, и
35 вожделение есть его семя, и растет оно во Тьму.
22. Место обитания тех, кто вкушает от него, есть место их отдыха».
(Слова Тайн Иоанна, или Апокриф Иоанна.)
«Любовь Духовная — это Вино и Миро. Наслаждаются этим все те, кто будет Помазан Этим. Наслаждаются также (и) те, кто стоит вне их, пока стоят те, кто Помазан. Если те, кто Помазан Помазанием, удаляются (и) уходят, те, кто не Помазан, когда они только стоят вне их, пребывают снова в своем зловонии. Самаритянин ничего не дал раненому, кроме Вина и Масла. Это — не что иное, как Помазание. Он излечил раны, ибо Любовь покрывает множество грехов»
(Евангелие от Филиппа, Флп. 111.)
Знающие правители устанавливают и сохраняют Справедливость в государстве.
Правители, не стремящиеся к познанию Истины, устанавливают и сохраняют несправедливость в государстве.
Знающие люди в Христианском учении — это принявшие Крещение и получившие Помазание Христиане.
Рассмотрим несколько высказываний.
«Если некто опускается в Воду, выходит Оттуда, ничего не получив, (и) говорит: «Я — Христианин», — он взял имя в долг. Но если он получил Дух Святой, он имеет в качестве Дара Имя. Тот, кто получил Дар, у него не отбирают его, тот же, кто получил (его) в качестве долга, его лишают его». (Флп. 59.)
«Вода Живая (т.е. Учение) — это Тело. Следует, чтобы Мы облеклись Человеком Живым. Поэтому, если некто идет (и) опускается в Воду, он обнажается (от заблуждения и незнания), дабы облечься Им (в знании)».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 101.)
«Утверждающий же нас с вами во Христе и Помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». (2 Посл. кор. 1, 21-22.)
«Помазание выше Крещения. Ибо благодаря Помазанию Мы были названы Христианами, (а) не благодаря Крещению. И Христос был (так) назван благодаря Помазанию. Ибо Отец Помазал Сына и Сын Помазал Апостолов, а Апостолы Помазали Нас. Тот, кто Помазан, обладает Всем (ср. Фм. 1), он обладает Воскресением, Светом (т.е. знанием, Флп. 115, Флп. 110), Крестом, Духом Святым. Отец дал Это Ему в Чертоге Брачном; он получил (Это)».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 95.)
«...Вы имеете Помазание от Святаго и знаете всё. Я написал Вам не потому, чтобы Вы не знали Истины, но потому, что Вы знаете Её, равно как и то, что всякая ложь не от Истины. ...Помазание, которое Вы получили от Него, в Вас пребывает, и Вы не имеете нужды, чтобы кто учил Вас; но как Самое Сие Помазание учит Вас всему, и оно Истинно и неложно, То, Чему оно научило Вас, в Том пребывайте». (1 Посл. Иоан. 2, 20-21; 2, 27. Ср. 1 Посл. Петр. 2, 9-10.)
Итак, разница между справедливыми и несправедливыми правителями проявляется в наличии или отсутствии знания, а определить кто есть кто, можно по их делам. (Мф. 7, 16-20.)






