Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 18:34 28 сентября 2020

О богах в шутку и всерьёз

Продолжение деликатной темы

Авторское пояснение к публикации

Недавно я развесил на своей ветке пышного древа блогеров нашего сайта два рифмованных материала, которые так или иначе перекликаются с духовной литературой. Отклики не заставили себя ждать. Не стану подсчитывать и анализировать голоса возмущённых и тех, кто пытался понять автора, объективно оценить написанное. Главное для меня – интерес читателя. Поскольку таковой проявлен, дерзну разнообразить тему парой глав из своего романа в стихах «Историада».

Это всемирная история, изложенная секстинами, издавалась в четырёх вариантах между 2000-2007 годами. Первое и третье издание есть в Российской государственной библиотеке; отдельные главы многажды публиковались на электронных и бумажных носителях. Последний вариант (1267 шестистрочий-секстин), помимо книжной печати, легко доступен для чтения на историческом портале «Хронос». Оттуда извлечены две главы, которые я предлагаю здесь вниманию читателей. Главы ставятся с сокращениями, что видно по нумерации секстин.

Спасибо за внимание, СокуровЪ

КНИГА СТРАНЫ БОГОВ И ГЕРОЕВ

МИФЫ ОЛИМПА

.......................................................................

.......................................................................

6 (143).

Повсюду в мире из подножной грязи

лепили небожители людей.

В Элладе люди порешили сразу

лепить богов - по внешности своей,

по образу людскому. Ведь молиться

скотине человеку не годится.

7 (144).

Любил он бога как родню, соседа,

делился пищей с ним и серебром;

с ним шел на бой, играл с детьми, обедал,

а в храм ходил, как будто к другу в дом.

И личный бог (у каждого был свой)

делился с ним успехом и бедой.

8 (145).

Есть в Греции, на северной границе,

гора Олимп, пристанище богов,

куда все небожители, как птицы,

слетаются стремглав на царский зов.

Зевс Громовержец, властный сумасброд,

ведет ревниво родичам учет.

9 (146).

Вот бог войны Арес с мечом кровавым,

вот Посейдон, хозяин вод морских;

Победа-Ника, жаждущая славы;

Луна-Селена, свет небес ночных;

Земля и Небо - Гея и Уран,

их сын, могучий, грозный Океан.

10 (147).

Афина здесь, защитница-Паллада

свободных городов, душа Афин;

умна и образованна, ей рады

мудрец, девица и военный чин.

Паллады и Истории союз

благословляет главная из муз.

11 (148).

Под ярким солнцем будто бы корона

блистают кудри, золото в очах.

Так описать явленье Аполлона

поэту позволительно в стихах.

Бог света, бог искусства и наук,

по-римски Феб, рапсода лучший друг.

12 (149).

Прекрасней нет красавицы, сердитой

на всех соперниц, что Олимп вместил.

Назначили богиней Афродиту,

простую киприотку во плоти.

И Артемида, склонная к охоте, -

земная дева (соглашусь охотно).

13 (150).

Средь первых лиц, смотри, иного рода

мелькают лица - нереид, наяд

и прочих нимф. Для всех божеств природы

горы не хватит, если ставить в ряд.

Открылся Тартар. К солнцу не спешит

владыка мертвых, сумрачный Аид.

14 (151).

Хромой Гефест, дел золотых умелец,

кузнец первейший, выпить не ...урак;

с ним Дионис, вин марочных владелец, -

передвигают ноги кое-как.

Асклепий, божий врач, дает совет:

«Лекарство есть - скажите рюмке - «нет»!»

15 (152).

Семейка как семейка: смех и слезы,

стол общий, миской каждый наделен.

Не представляет никому угрозы

бог времени, всеядный батя Крон.

Его циклопов и титанов рать

Зевс осудил бессрочность отбывать.

16 (153).

Титан Атлант теперь атлантом служит,

живой подпоркой купола небес;

Тифон во мраке подземелья тужит:

зачем он в драку сильных мира влез?!

В когтях орла рыдает Прометей:

«На что огонь мне? Крал я для людей».

17 (154).

На всякий случай прихватив Эрота,

с мотком тяжелым золотых цепей,

идет крадучись, будто на охоте,

внебрачных связей недруг, Гименей.

Пан появился, козлоногий бес;

мелькнул спортсмен и лавочник Гермес.

18 (155).

Уж не поймешь, где боги, полубоги,

кто божество, чудовище, титан,

а кто герой. Небесные чертоги

вмещают всех. Вот сын Эола, глянь!

Катаньем камня увлечен Сизиф,

он сочиняет о Сизифе миф.

19 (156).

Стать близким Зевсу даже смертный может,

когда особый подвиг совершит:

супербыка, как жеребца, стреножит,

путь в Океан из моря застолбит.

Свершив двенадцать подвигов, пролез

Геракл в бессмертье (он же Геркулес).

20 (157).

Олимп богов - гомеровская тема,

к Гомеру я приблизиться боюсь.

Лишь имена одни - уже поэма,

за новый труд в стихах я не берусь.

Кто здесь представлен, назовет других,

которым тесен шестистрочный стих.

21 (158).

В античном мире мифы и реальность -

одна стихия. Идол племенной

царит над ней повсюду изначально,

для древних греков, он отец родной.

Всe от кумира: мерный ход Луны,

олив цветенье, смерть, дурные сны.

............................................................

............................................................

25 (162).

А, на Востоке, храм, богов обитель,

для правящей элиты - школа, ВУЗ,

веками тайных знаний накопитель,

архив, закрытый, для людей и муз.

По праздникам под стенами народ

вовсю гуляет и за бога пьет.

26 (163).

С Потопа здесь религия с наукой -

одна система. Как ее назвать?

Системой знаний? Веры? Назову-ка

системой верознаний. Отвечать

пред Каллиопой мне одною тут,

а вера и наука подождут.

.....................................................................

.....................................................................

КНИГА СУМРАЧНЫХ ВРЕМЁН

В ПОИСКАХ НОВЫХ БОГОВ

1 (366).

Одна на всех будь вера в древнем мире,

то было б меньше, видимо, причин

всем александрам, цезарям и кирам

в своих угодьях обнажать мечи.

Где пахарь, царь и раб в единой вере,

чужим богам не отворяют двери.

2 (367).

Единоверцы слушают друг друга,

пусть говорят на разных языках.

Священный центр молитвенного круга

внушает трепет и любовь, не страх.

Раздался горний голос наконец:

равны все люди и один Творец.

3 (368).

Задолго до Христа и до Пророка

в лесах, под сенью Гималайских скал,

бежав от мира, в горести глубокой,

царевич юный Истину искал.

Однажды ночью, в думы погруженный,

он Буддой стал, что значит - Просветленный.

4 (369).

Вся жизнь - страданья. Небо не поможет

их избежать. Его не вопрошай.

Сравниться волей с богом каждый может,

в людских руках спасение. Дерзай!

Осилив путь нелегкий совершенства,

достигнешь сферы вечного блаженства.

5 (370).

Путь удовольствий, как и путь страданий,

неверен. Это крайности, обман;

но средний путь, покоя, созерцанья

своей души, к спасению нам дан, -

так Будда проповедовал, скитаясь

от Инда до Тибета и Китая.

6 (371).

Архат, святой, в чудесном просветленьи

подал пример ученикам своим,

как цепь порвать земных перерождений;

за это стал во многих странах чтим.

Дорогой совершенства неустанно

за Буддой следуй, попадешь в нирвану.

7 (372).

Гнeт мысли и души, телесной жажды

буддизм снимает на святом пути.

Но внешний гнeт не легче. Кто не жаждал

защиту Неба от него найти?

Всем слабым, робким, ищущим помог

на культы щедрый чародей Восток.

***

8 (373).

На берега безжизненного «моря»,

в котором соли больше, чем воды,

бежали тайно, забивались в норы

сектанты-иудеи от беды.

Бедою были римские солдаты

да их союзник, Яхве, бог проклятый.

9 (374).

Кто ждал их там, Сын Истинного Бога?

Знакомый круг языческих богов -

Осирис, Митра, Дионис? Ей-богу,

пока никто ответить не готов.

Скорей всего, взялись сектанты-братцы

за праведное дело компиляций.

10 (375).

Работа затянулась на века,

уйдя из тьмы пещерных «кабинетов»

под солнце Малой Азии, пока

не породила сонм апологетов

глубокой веры в Господа Христа,

Спасителя, сошедшего с креста.

11 (376).

В одном лице и Бог и человек,

он сделал небо к людям как бы ближе;

и возлюбил он мертвецов, калек,

заблудших дев и тех, кто «с ними иже».

Так говорят Апостолы, они

с Исусом провели земные дни.

12 (377).

Трусливо отреклись. Не сберегли.

Раскаявшись, пошли по белу свету,

неся поганым в хмурые углы

Ученья свет, Учителя заветы.

Благой летел по Ойкумене слух

о Троице (Отец и Сын и Дух).

13 (378).

Народ, сердитый на своих богов,

бессильных перед армиями Рима,

внимать пророку новому готов

и следовать за ним неутомимо.

Но плебс и в Риме знатью угнетен,

хулит он дерзко римский пантеон.

14 (379).

И потому посланники Христа

в кварталах бедных гости дорогие;

там страстотерпцем страждущим предстал

Сын Господа, воскресший, и Марии.

Все чаще вхож в богатый особняк

Бог босяков (и сам, видать, босяк).

15 (380).

Стакан воды и хлеба подадут

на всякий случай. Вдруг беда случится:

рвань-христиане силы наберут...

Так привечай, возьмешь свое сторицей!

А во дворце назрел вопрос особый,

как христианство к власти приспособить?

16 (381).

Власть понимала, что для пользы вящей

необходим какой-то общий культ.

Исида-мать и молнией разящий

Юпитер грозный, мнилось, подойдут.

Да вот беда: в империи одним

они свои и чужаки другим.

17 (382).

А тут тебе не перезревший плод

с гнильцой, а свежий, прямо с неба, право.

К нему с надеждой тянется народ

мечами сшитой из племен державы.

Топтался рядом, не спуская глаз,

сам император Константин не раз.

18 (383).

Да не спешил. Он ждал знаменья Свыше.

И вот в канун сражения за Рим

зажглось над головой «Сим победиши»

и крест явился. И победа с ним.

Указ подписан. Покоряет крест

столицы обе и страну окрест.

19 (384).

Остался всякий с личным интересом:

бедняк - с надеждой, с золотом - богач;

мир разделен меж Господом и Бесом,

свое получат лекарь и палач.

На страже Веры и ее Закона

Европа станет твердо, непреклонно.

20 (385).

Но в мире нет такого монолита,

который может трещин избежать.

И христианство, дайте срок, разбито

на блоки будет. Силу не унять.

Она в протестах против своеволья

владык церковных на Христовом поле.

21 (386).

Блок православный, блок католицизма -

Константинополь с Киевом и Рим;

Восток и Запад. Две теперь отчизны

у Христиан. Но бес неутомим:

престол Петра еще встряхнет Протест;

делить занятно неделимый крест.

***

22 (387).

В сухих степях Аравии извечно

ни пастбищ не хватало, ни воды,

и бедуины в жизни скоротечной

войной кормились (были тем горды).

Треть тысячи враждующих родов

и столько же по капищам богов.

23 (388).

Найдем среди безграмотного люда

мы Мухаммеда, мелкого купца,

до этого - погонщика верблюдов,

потом - великой нации отца.

В часы досуга в лавке Мухаммеда

велась, был слух, о Библии беседа.

24 (389).

Наслала Книга на него виденья,

стал чуток он к небесным голосам:

Пророк! Явись Аллаха повеленьем

вослед за Исой, сыном Мариам.

Пророк внимал и в трансе, как шаман,

ходил по души первых мусульман.

25 (390).

Он говорил: все бедуины - братья

по Еве и Адаму. Пусть война

всех против всех в степи свои объятья

да разомкнет! Кровь пролита сполна.

И потекли к нему людские реки.

Медина с ним. Склонилась вскоре Мекка.

.............................................................

..............................................................

28 (393).

Один Аллах, едины мусульмане,

но степь сухой Аравии скудна.

Глядят арабы на иные страны,

туда дорога по костям одна;

там сочных трав зеленый океан,

как стяг Пророка - символ мусульман.

***

29 (394).

Я здесь религий мировых трехцветье

пытался мимоходом набросать.

Подробней тему эту вам осветит

специалист по культам. Прочитать

рекомендую Токарева труд,

в библиотеке вам его найдут.

30 (395).

Один с Христом беседует душою,

другой ему - лишь свечку да поклон.

А кто-то в мире следует стезею

архата Будды, в мысли погружен.

Спешит паломник, веруя глубоко

в Аллаха-бога и его Пророка.

31 (396).

Я ж атеист и нехристь... православный!

Парадоксально? Парадокса нет.

Без православия Руси державной,

моей страны, и не было, и нет.

Вот за нее, за светоч мой, Россию,

умом приемлю Бога и Мессию.

....................................................................

....................................................................

1.0x