Авторское пояснение к публикации
Недавно я развесил на своей ветке пышного древа блогеров нашего сайта два рифмованных материала, которые так или иначе перекликаются с духовной литературой. Отклики не заставили себя ждать. Не стану подсчитывать и анализировать голоса возмущённых и тех, кто пытался понять автора, объективно оценить написанное. Главное для меня – интерес читателя. Поскольку таковой проявлен, дерзну разнообразить тему парой глав из своего романа в стихах «Историада».
Это всемирная история, изложенная секстинами, издавалась в четырёх вариантах между 2000-2007 годами. Первое и третье издание есть в Российской государственной библиотеке; отдельные главы многажды публиковались на электронных и бумажных носителях. Последний вариант (1267 шестистрочий-секстин), помимо книжной печати, легко доступен для чтения на историческом портале «Хронос». Оттуда извлечены две главы, которые я предлагаю здесь вниманию читателей. Главы ставятся с сокращениями, что видно по нумерации секстин.
Спасибо за внимание, СокуровЪ
КНИГА СТРАНЫ БОГОВ И ГЕРОЕВ
МИФЫ ОЛИМПА
.......................................................................
.......................................................................
6 (143).
Повсюду в мире из подножной грязи
лепили небожители людей.
В Элладе люди порешили сразу
лепить богов - по внешности своей,
по образу людскому. Ведь молиться
скотине человеку не годится.
7 (144).
Любил он бога как родню, соседа,
делился пищей с ним и серебром;
с ним шел на бой, играл с детьми, обедал,
а в храм ходил, как будто к другу в дом.
И личный бог (у каждого был свой)
делился с ним успехом и бедой.
8 (145).
Есть в Греции, на северной границе,
гора Олимп, пристанище богов,
куда все небожители, как птицы,
слетаются стремглав на царский зов.
Зевс Громовержец, властный сумасброд,
ведет ревниво родичам учет.
9 (146).
Вот бог войны Арес с мечом кровавым,
вот Посейдон, хозяин вод морских;
Победа-Ника, жаждущая славы;
Луна-Селена, свет небес ночных;
Земля и Небо - Гея и Уран,
их сын, могучий, грозный Океан.
10 (147).
Афина здесь, защитница-Паллада
свободных городов, душа Афин;
умна и образованна, ей рады
мудрец, девица и военный чин.
Паллады и Истории союз
благословляет главная из муз.
11 (148).
Под ярким солнцем будто бы корона
блистают кудри, золото в очах.
Так описать явленье Аполлона
поэту позволительно в стихах.
Бог света, бог искусства и наук,
по-римски Феб, рапсода лучший друг.
12 (149).
Прекрасней нет красавицы, сердитой
на всех соперниц, что Олимп вместил.
Назначили богиней Афродиту,
простую киприотку во плоти.
И Артемида, склонная к охоте, -
земная дева (соглашусь охотно).
13 (150).
Средь первых лиц, смотри, иного рода
мелькают лица - нереид, наяд
и прочих нимф. Для всех божеств природы
горы не хватит, если ставить в ряд.
Открылся Тартар. К солнцу не спешит
владыка мертвых, сумрачный Аид.
14 (151).
Хромой Гефест, дел золотых умелец,
кузнец первейший, выпить не ...урак;
с ним Дионис, вин марочных владелец, -
передвигают ноги кое-как.
Асклепий, божий врач, дает совет:
«Лекарство есть - скажите рюмке - «нет»!»
15 (152).
Семейка как семейка: смех и слезы,
стол общий, миской каждый наделен.
Не представляет никому угрозы
бог времени, всеядный батя Крон.
Его циклопов и титанов рать
Зевс осудил бессрочность отбывать.
16 (153).
Титан Атлант теперь атлантом служит,
живой подпоркой купола небес;
Тифон во мраке подземелья тужит:
зачем он в драку сильных мира влез?!
В когтях орла рыдает Прометей:
«На что огонь мне? Крал я для людей».
17 (154).
На всякий случай прихватив Эрота,
с мотком тяжелым золотых цепей,
идет крадучись, будто на охоте,
внебрачных связей недруг, Гименей.
Пан появился, козлоногий бес;
мелькнул спортсмен и лавочник Гермес.
18 (155).
Уж не поймешь, где боги, полубоги,
кто божество, чудовище, титан,
а кто герой. Небесные чертоги
вмещают всех. Вот сын Эола, глянь!
Катаньем камня увлечен Сизиф,
он сочиняет о Сизифе миф.
19 (156).
Стать близким Зевсу даже смертный может,
когда особый подвиг совершит:
супербыка, как жеребца, стреножит,
путь в Океан из моря застолбит.
Свершив двенадцать подвигов, пролез
Геракл в бессмертье (он же Геркулес).
20 (157).
Олимп богов - гомеровская тема,
к Гомеру я приблизиться боюсь.
Лишь имена одни - уже поэма,
за новый труд в стихах я не берусь.
Кто здесь представлен, назовет других,
которым тесен шестистрочный стих.
21 (158).
В античном мире мифы и реальность -
одна стихия. Идол племенной
царит над ней повсюду изначально,
для древних греков, он отец родной.
Всe от кумира: мерный ход Луны,
олив цветенье, смерть, дурные сны.
............................................................
............................................................
25 (162).
А, на Востоке, храм, богов обитель,
для правящей элиты - школа, ВУЗ,
веками тайных знаний накопитель,
архив, закрытый, для людей и муз.
По праздникам под стенами народ
вовсю гуляет и за бога пьет.
26 (163).
С Потопа здесь религия с наукой -
одна система. Как ее назвать?
Системой знаний? Веры? Назову-ка
системой верознаний. Отвечать
пред Каллиопой мне одною тут,
а вера и наука подождут.
.....................................................................
.....................................................................
КНИГА СУМРАЧНЫХ ВРЕМЁН
В ПОИСКАХ НОВЫХ БОГОВ
1 (366).
Одна на всех будь вера в древнем мире,
то было б меньше, видимо, причин
всем александрам, цезарям и кирам
в своих угодьях обнажать мечи.
Где пахарь, царь и раб в единой вере,
чужим богам не отворяют двери.
2 (367).
Единоверцы слушают друг друга,
пусть говорят на разных языках.
Священный центр молитвенного круга
внушает трепет и любовь, не страх.
Раздался горний голос наконец:
равны все люди и один Творец.
3 (368).
Задолго до Христа и до Пророка
в лесах, под сенью Гималайских скал,
бежав от мира, в горести глубокой,
царевич юный Истину искал.
Однажды ночью, в думы погруженный,
он Буддой стал, что значит - Просветленный.
4 (369).
Вся жизнь - страданья. Небо не поможет
их избежать. Его не вопрошай.
Сравниться волей с богом каждый может,
в людских руках спасение. Дерзай!
Осилив путь нелегкий совершенства,
достигнешь сферы вечного блаженства.
5 (370).
Путь удовольствий, как и путь страданий,
неверен. Это крайности, обман;
но средний путь, покоя, созерцанья
своей души, к спасению нам дан, -
так Будда проповедовал, скитаясь
от Инда до Тибета и Китая.
6 (371).
Архат, святой, в чудесном просветленьи
подал пример ученикам своим,
как цепь порвать земных перерождений;
за это стал во многих странах чтим.
Дорогой совершенства неустанно
за Буддой следуй, попадешь в нирвану.
7 (372).
Гнeт мысли и души, телесной жажды
буддизм снимает на святом пути.
Но внешний гнeт не легче. Кто не жаждал
защиту Неба от него найти?
Всем слабым, робким, ищущим помог
на культы щедрый чародей Восток.
***
8 (373).
На берега безжизненного «моря»,
в котором соли больше, чем воды,
бежали тайно, забивались в норы
сектанты-иудеи от беды.
Бедою были римские солдаты
да их союзник, Яхве, бог проклятый.
9 (374).
Кто ждал их там, Сын Истинного Бога?
Знакомый круг языческих богов -
Осирис, Митра, Дионис? Ей-богу,
пока никто ответить не готов.
Скорей всего, взялись сектанты-братцы
за праведное дело компиляций.
10 (375).
Работа затянулась на века,
уйдя из тьмы пещерных «кабинетов»
под солнце Малой Азии, пока
не породила сонм апологетов
глубокой веры в Господа Христа,
Спасителя, сошедшего с креста.
11 (376).
В одном лице и Бог и человек,
он сделал небо к людям как бы ближе;
и возлюбил он мертвецов, калек,
заблудших дев и тех, кто «с ними иже».
Так говорят Апостолы, они
с Исусом провели земные дни.
12 (377).
Трусливо отреклись. Не сберегли.
Раскаявшись, пошли по белу свету,
неся поганым в хмурые углы
Ученья свет, Учителя заветы.
Благой летел по Ойкумене слух
о Троице (Отец и Сын и Дух).
13 (378).
Народ, сердитый на своих богов,
бессильных перед армиями Рима,
внимать пророку новому готов
и следовать за ним неутомимо.
Но плебс и в Риме знатью угнетен,
хулит он дерзко римский пантеон.
14 (379).
И потому посланники Христа
в кварталах бедных гости дорогие;
там страстотерпцем страждущим предстал
Сын Господа, воскресший, и Марии.
Все чаще вхож в богатый особняк
Бог босяков (и сам, видать, босяк).
15 (380).
Стакан воды и хлеба подадут
на всякий случай. Вдруг беда случится:
рвань-христиане силы наберут...
Так привечай, возьмешь свое сторицей!
А во дворце назрел вопрос особый,
как христианство к власти приспособить?
16 (381).
Власть понимала, что для пользы вящей
необходим какой-то общий культ.
Исида-мать и молнией разящий
Юпитер грозный, мнилось, подойдут.
Да вот беда: в империи одним
они свои и чужаки другим.
17 (382).
А тут тебе не перезревший плод
с гнильцой, а свежий, прямо с неба, право.
К нему с надеждой тянется народ
мечами сшитой из племен державы.
Топтался рядом, не спуская глаз,
сам император Константин не раз.
18 (383).
Да не спешил. Он ждал знаменья Свыше.
И вот в канун сражения за Рим
зажглось над головой «Сим победиши»
и крест явился. И победа с ним.
Указ подписан. Покоряет крест
столицы обе и страну окрест.
19 (384).
Остался всякий с личным интересом:
бедняк - с надеждой, с золотом - богач;
мир разделен меж Господом и Бесом,
свое получат лекарь и палач.
На страже Веры и ее Закона
Европа станет твердо, непреклонно.
20 (385).
Но в мире нет такого монолита,
который может трещин избежать.
И христианство, дайте срок, разбито
на блоки будет. Силу не унять.
Она в протестах против своеволья
владык церковных на Христовом поле.
21 (386).
Блок православный, блок католицизма -
Константинополь с Киевом и Рим;
Восток и Запад. Две теперь отчизны
у Христиан. Но бес неутомим:
престол Петра еще встряхнет Протест;
делить занятно неделимый крест.
***
22 (387).
В сухих степях Аравии извечно
ни пастбищ не хватало, ни воды,
и бедуины в жизни скоротечной
войной кормились (были тем горды).
Треть тысячи враждующих родов
и столько же по капищам богов.
23 (388).
Найдем среди безграмотного люда
мы Мухаммеда, мелкого купца,
до этого - погонщика верблюдов,
потом - великой нации отца.
В часы досуга в лавке Мухаммеда
велась, был слух, о Библии беседа.
24 (389).
Наслала Книга на него виденья,
стал чуток он к небесным голосам:
Пророк! Явись Аллаха повеленьем
вослед за Исой, сыном Мариам.
Пророк внимал и в трансе, как шаман,
ходил по души первых мусульман.
25 (390).
Он говорил: все бедуины - братья
по Еве и Адаму. Пусть война
всех против всех в степи свои объятья
да разомкнет! Кровь пролита сполна.
И потекли к нему людские реки.
Медина с ним. Склонилась вскоре Мекка.
.............................................................
..............................................................
28 (393).
Один Аллах, едины мусульмане,
но степь сухой Аравии скудна.
Глядят арабы на иные страны,
туда дорога по костям одна;
там сочных трав зеленый океан,
как стяг Пророка - символ мусульман.
***
29 (394).
Я здесь религий мировых трехцветье
пытался мимоходом набросать.
Подробней тему эту вам осветит
специалист по культам. Прочитать
рекомендую Токарева труд,
в библиотеке вам его найдут.
30 (395).
Один с Христом беседует душою,
другой ему - лишь свечку да поклон.
А кто-то в мире следует стезею
архата Будды, в мысли погружен.
Спешит паломник, веруя глубоко
в Аллаха-бога и его Пророка.
31 (396).
Я ж атеист и нехристь... православный!
Парадоксально? Парадокса нет.
Без православия Руси державной,
моей страны, и не было, и нет.
Вот за нее, за светоч мой, Россию,
умом приемлю Бога и Мессию.
....................................................................
....................................................................