Марина СТРУКОВА. 1 марта мы увидели, что сайт газеты «Завтра» изменился, и грядут дальнейшие перемены. Какова цель такой модернизации – это информационная гонка вооружений в целях догнать и перегнать политических оппонентов?
Андрей ФЕФЕЛОВ. Конечно, когда мы стали модернизировать сайт газеты «Завтра», мы имели в виду создание информационной пушки, средства доставки духовного оружия, которое должно действовать в условиях мирового кризиса. Но вторая цель, не менее важная и, может быть, более сложная и интересная – создание на базе сайта консолидированной группы экспертов, интеллектуалов и заинтересованных читателей. Наше сообщество весьма интересно, разнообразно, но разбросано по вселенной. Нужна область фиксации, точка сборки. Таковая точка и будет формироваться здесь. То есть, наш сайт не только пушка, не только инструмент войны идейной и политической, но и место сбора единомышленников. Наш сайт соберёт людей радостных — нацеленных на духовный рост, а не на деградацию.
Андрей СМИРНОВ. Можно сказать, что это была не модернизация сайта, а создание его заново. Ведь до этого существовала только электронная версия газеты. Если раньше мы имели дело только с материалами газеты, которые выкладывались в Сеть, теперь содержание сайта радикально расширяется. Газета стала одним из элементов сайта. Причём она, конечно, остается на почетном месте, и все ее содержание будет транслироваться, но живя в обществе, где всё стремительно меняется, такое средство массовой информации, как «Завтра», должно откликаться на события сегодняшнего дня, а не только рефлексировать недельными блоками.
А.Ф. Сегодняшнего и завтрашнего дня!.. Ежедневно обновляемый сайт плюс еженедельный номер газеты способны «бить по площадям». Мы накрываем и сиюминутный, новостной сегмент, а также остаемся в традиционном для нас пространстве художественной публицистики и высоколобой аналитики.
М.С. На какого читателя ориентирован сайт?
А.Ф. Огромное количество людей живут сейчас в Интернете в своих блогах, в своих индивидуальных крохотных СМИ, которые имеют свою отдельную специфическую аудиторию, иногда немалую. И, конечно же, эти люди оказались, с одной стороны, объектом нашего пристального интереса, с другой, они тоже стали реагировать на появление более динамичного электронного рупора под шапкой «Завтра». Соответственно, эти две силы – сайт «Завтра» и блогеры-патриоты, партизаны Сети, идут навстречу друг к другу, и эта компонента всё больше будет проявляться в нашем контенте.
Сейчас создаётся новый параллельный коллектив авторов сайта газеты «Завтра», который является дополнительной мощностью, подспорьем кругу авторов газеты. В конце концов, эти две силы сольются и зафиксируются на наших «Авторских страницах». Новая журналистская общность находится на стадии активного формирования.
М.С. Если говорить о рубриках сайта, каким темам будет уделяться особое внимание? Например, насколько вам интересна российская провинция?
А.Ф. Не приемлю термин «провинция» в отношении русских территорий... Здесь не провинция, а поле битвы вселенских энергий. Один мой друг, исследователь древних индоевропейских верований, назвал свою научную книгу «Россия — фабрика богов». Каждый русский город, каждый поселок, пусть сегодня заброшенный и покинутый жителями, является важной точкой сборки, центром Русского мира, ибо Россия — священная земля. Она, как голограмма, в каждом ее осколке — она вся. В каждом ее образе — первообраз. Захват региональных информационных потоков требует командировок, требует личного общения с журналистами, находящимися в региональных центрах. Дистанционные контакты, которые сейчас приняты в Интернете, когда можно мгновенно забросать письмами Дальний Восток, это, конечно, прекрасно, это огромное подспорье для развития нашего информационного ресурса. Но, тем не менее, чтобы действительно наладить реальные добрые отношения с людьми, чтобы понять, с кем имеешь дело, надо выезжать на место.
В Большой России надо бывать, надо лично присутствовать на местах, о которых хочешь рассказать. При этом Москва — огромный магнит. Ее притяжение не дает вырваться на простор... Но мы преодолеем трудности, сокрушим преграды... Мы ищем в регионах людей, нам близких, которые, прежде всего, любят и знают свою малую родину, обожают часть русской земли, которая им вверена предками. Именно такие люди станут нашими ближайшими друзьями, нашими вдохновителями и источниками информации, которую мы так ждём.
М.С. В каких материалах нуждается сайт?
А.С. Как правило не только сайт, но и газета всегда интересуется эксклюзивными материалами. Почта газеты «Завтра» очень велика, как электронная, так и бумажная, но каково её содержание? Если не считать странных и разнообразных «пророков и провидцев», много тех, кто желает опубликовать у нас статью на политическую тему...
И здесь следует подчеркнуть следующее: нам интересен автор-специалист, который разбирается в своей теме, в своем деле и даёт квалифицированную информацию, сохраняя, разумеется, индивидуальную точку зрения. Такой автор охотно воспринимается нами. Оригинальность и компетентность, — вот, что мы ценим!
М.С. А цензура? Существуют ли на сайте смысловые ограничения?
А.Ф. У нас нет ограничений, у нас есть предпочтения, о чем мы говорим открыто. Мы патриоты имперского фундаменталистского толка, а не декаденты, кусающие руки, посыпающие голову пеплом, говорящие, что история России не удалась. Пусть где-то в другом месте призывают разделить страну на пятьсот кусочков и строить в них европейскую или другую цивилизацию. Мы мыслим категориями большой имперской России и большого будущего для неё, нашего большого Завтра. И мы создаём Сайт Российской Империи. Причём, Империи будущей, которая сейчас только формируется. С одной стороны, мы не являемся тотальными отрицателями сегодняшней власти, потому что некоторые её проекты нам близки, с другой, не питаем никаких иллюзий по поводу сегодняшнего режима, зародившегося в 1991 году. Россия должна быть выстроена в новом формате. Надо переформатировать Россию. И мы будет этим заниматься, каждый на своём месте... Мы даем слово людям, которые будут заниматься проектированием завтрашнего дня – государственникам, ориентированным на будущее. С другой стороны, мы не исключаем катастрофических сценариев. Быть может, России придется столкнуться с опасностью внешнего вторжения. Поэтому второе крыло, которое мы намерены развивать, это тема так называемых «партизанских стратегий», стратегий выживания в экстремальных условиях, в условиях оккупации, в условиях слома государственной машины, когда русскому народу надо будет вновь объединяться в первозданные ватаги, создавать свою общность снизу. Кстати говоря, и в нынешних условиях это не мешало бы делать, потому что любая связка, любое дружное сообщество является силой, с которой трудно справиться и неправедным чиновникам и мафиозным структурам. Возможно, надо формировать нечто вроде Нового казачества. Речь не о этнографическом феномене, который существует на Юге России, а о сообществе энергичных деятельных людей, связанных доктриной созидательного, деятельного существования, способных собрать и обновить рыхлый и разобщённый российский социум.
М.С. Мне сразу вспомнилась книга Александра Казинцева «Возвращение масс», где как раз затронута тема самоорганизации народа на уровне деревенской общины, рабочего профсоюза...
А.С. Сейчас это очень важная тема, её обсуждают с разных сторон, подразумевая под определением гражданского общества какие-то эфемерные или наоборот НКОшные структуры. Как правило, это следствие выступлений либерально ориентированных социологов, когда под термином «гражданское общество» понимаются ангажированные институции. На самом деле и в Советском Союзе гражданское общество существовало, шёл своеобразный диалог между народом и правительством. Та же самая пресловутая «кухня», на которой сидели диссиденты – это и есть форма гражданского общества. Или очередь за дефицитными товарами...
В той же Великобритании гражданское общество — тоже не фонд какого-нибудь Джона Джонса, это стадион, это английский паб, там, где «ткань» повседневной жизни. Такие формы гражданского общества нам интересны.
Что касается деревенской общины... Либеральный пул, сейчас и национал-либеральный, говорят о том, что народ пережил столетия тоталитаризма, как будто царь постоянно рассылал монстров с дубьём, которые карали и контролировали. Русские общины фактически были самоуправляемы откуда столько полиции в Средневековье наберёшь, представьте, сколько времени каратели будут добираться до места назначения? Люди существовали по определённым принципам и выживали за счёт того, что были объединены. Предпосылки для объединения в национальном характере налицо.
А.Ф. Рассуждения о сельских православных общинах, новых формах социального общежития или новых старых формах, которые должны возродиться, мне кажется, эти разговоры, несмотря на некоторую их оторванность от реалий или даже елейность, должны перерасти в мощную дискуссию. В ходе нее должны отрабатываться и отбраковываться те или иные модели. Отчасти благодаря этим разговорам утопический проект русской деревни XXI века будет реализован. Думаю, что этот проект воплотится в формы, далёкие от архаических.
М.С. Из современных примеров самоорганизации, когда в Сагре, Кондопоге местные жители были вынуждены решать проблему с приезжими, смогли объединиться и дать им отпор. Проявление гражданской активности.
А.Ф. Это нормальный процесс, другое дело, что такая «норма» связана с мучительными перекосами в русской жизни, уродством уклада, царящего в стране. Поэтому следует идти дальше и смотреть шире: каким станет уклад жизни в целом? Мегаполис как форма существования находится в кризисе и скоро нам предстоит выработать новый уклад, который будет связан с идеей возвращения на большие пространства, созданием новых форм деревенского общежития. Человек должен жить ближе к природе, где совсем другая экологическая среда, другая биологическая динамика. Там время протекает иначе, поскольку время мегаполиса и время деревни это разное время, жители этих миров живут в разных временных измерениях. Нужно понять, открыть, сформулировать, выработать эти новые формы бытия. Великая Российская Трансполия – конгломерат транспортных коридоров, синтетических коммуникаций, на которые будут нанизаны, как жемчужины, поселки — эта идея кажется мне наиболее интересной и перспективной. Поскольку здесь сопрягаются традиционные формы деревенского уклада и суперсовременная инфраструктура коммуникаций будущего. Об этом надо постоянно вести разговоры, обсуждать аспекты данного и других проектов. Другой вопрос, что надо не только теоретизировать на эту тему, надо искать ростки будущего в настоящем. Возьмем какой-нибудь подмосковный поселок, где живут так называемые «новые русские». Он ограждён гигантским забором, за которым стоят колоссальные коттеджи дикой архитектуры. Там тоже формируется своя биохимия, свой социум. И как это всё работает и взаимодействует с внешней средой, тоже интересно. Можно вспомнить здесь и такого деятеля, как Мегре, сторонники которого едут в глубинку для создания сети экопоселений. Нужно ждать, когда произойдёт конденсация этого знания и на его базе возникнет модель, идеология, доктрина. А это произойдёт непременно, ибо это веление времени.
М.С. Видимо, сайт «Завтра» сыграет значительную роль в формировании этой доктрины. Возвращаясь к вопросу гражданской активности, сейчас у нас есть либеральные националисты, национал-демократы, оппозиционные Кремлю и в то же время патриотам. Возможно ли, что «Завтра» пойдёт на диалог с этой политической силой? Ведь со временем нашли точки соприкосновения «белые» и «красные».
А.С. Есть афоризм «Свой тот, с кем ты стреляешь в одну сторону». В 93-м году на баррикадах братались казаки и трудороссы, анархисты и баркашовцы. И это естественно и прекрасно.
Но «Завтра» — газета идеологическая, у которой есть набор базовых установок, например, «Россия—Империя», «Не красные, не белые, а русские», «антилиберализм». Исходя из этого, складываются политические взаимоотношения. Поэтому пресловутые «метания» газеты «Завтра», которые иногда ставят газете в упрёк, это просто непонимание, что газете наплевать, как звать человека, который будет в политическом поле выражать её позицию – Иванов, Петров или Вайнштейн. Является ли он президентом России или яростным ненавистником власти... Мы можем апеллировать и к самой радикальной структуре, и к власти, – нам важна позиция по принципиальным вопросам. Может ли кто-нибудь сказать, что идеология газеты изменилась за годы существования?
Кремль нас не устраивает, но и болотная оппозиция совсем не привлекает. Манифест «Свободной России», выпущенный к «Маршу миллионов», – это та же путинская система минус Путин – сиречь, вернёмся к девяностым. Путинская система без Путина — это Ельцин!
М.С. Вы намерены дискутировать с ними? Готовы к диалогу и победе в споре?
А.С. Любое СМИ может, конечно, обращаться к самым различным персонажам. Спор — это интересно, но серьёзных полемик не так уж и много. Скорее, выпускаются «филиппики», оплеухи: «ты дурак», «нет, ты дурак».
А.Ф. Надо понимать, что сама имперская доктрина покрывает собой эти карликовые идеологии. Допустим, мы имеем дело с представителями какого-нибудь регионального шаманизма. Они своим камланием на сопке хотят подменить колоссальную полифонию смыслов всех народов Российской Империи. Это, вроде бы, нехорошо... Но если говорить о самом феномене, поскольку мы говорим о «цветущей сложности» страны, то эти группы могут быть включены в качестве этнического или религиозного сегмента в наш общий мир, более того, найдут там законное и благоприятное для себя место. Это касается экзотических региональных доктрин, которые сейчас популярны в сознании наших национал-демократов, областнических движений и так далее. Мы – больше, чем они идеологически, поэтому видим и ценим всю эту мозаику, принимаем ее целиком.
Я объясняю популярность этих групп только условиями кризиса. Когда Россия находится в переходном состоянии, только тогда галлюциногенные доктрины имеют выход на поверхность. Как только Россия пройдет по огненному мосту и встанет на твердую землю, отряхнет с себя пепел и прах, избавится от паразитов внешних и внутренних, сразу возникнет общее направление, внутри которого будут развиваться разные теории, но никто не сможет подвергнуть сомнению магистральный путь – Империю.
А сейчас, как у девочки из стихотворения Новеллы Матвеевой: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина, я леплю из пластилина, приговариваю так: если кукла выйдет плохо, назову её дурёха, если клоун выйдет плохо, назову его дурак». Вот, по их мнению, кукла вышла плохо. 20 лет бардака, 70 лет «кровавой гебни», 300 лет рабства, 1000 лет рабской веры в Христа, и так далее, и так далее... Сначала вырубаем всё до 17-го года, потом всё до 17-го века, потом до Крещения Руси и оказывается, что всё надо было делать не так. Пошли сдаваться... Это ощущение связано с упадком духовных сил, с отсутствием горизонта, перспективы. Я это все понимаю, мне это близко, как человеку, страдающему за Россию. Иногда и у меня есть желание опустить руки, но этого нельзя себе позволять. Василий Розанов в годы революции, когда весь прежний любимый им русский мир был смят, стёрт, тоже писал, что всё было не так, он оглядывался и видел одни руины великой истории, православия, царства. Всё казалось бессмысленным с учётом того итога, который он наблюдал в современности: разруха, пожар, опустошение. Но оказалось, что это тоже этап. Страшный и катастрофичный шарнир истории, который Россия прошла. И мы сейчас проходим через ещё более страшное горнило, просто нужно бодрствовать, утереть сопли, отринуть декадентство, которое сейчас популярно. Наша задача мобилизовать общество и вытянуть его на новую тропу. На дорогу Каменных топоров, по которой прошел Великий Стальной Путь — достославный Транссибирский тракт.
М.С. Расскажите о телевизионной составляющей сайта.
А.Ф. Параллельно с «Завтра.Ру» развивается совершенно самостоятельный проект «День ТВ», он очень близок нам идейно и структурно, но идёт своим путём. Небольшой фрагмент контента «Дня ТВ» экспонируется на нашем сайте. «День ТВ» — проект очень молодой, он только что вылупился, это птенец, который постоянно хочет есть, раскрывает клюв, куда нужно кидать пищу: новых персонажей, новые идеи. Поскольку газета «Завтра» всегда была форумом интеллектуалов, клубом, где собирались мыслящие патриоты, то мы полезны «Дню ТВ» как поставщик ярких интересных авторов.
М.С. Какой реакции на все эти новшества вы ожидаете? Есть ли негативные отзывы в отношении сайта?
А.Ф. Естественно, за нами следят антидиффамационные структуры, мы под пристальным вниманием тех, кто борется с отрицателями Холокоста, нас пытаются подловить на проявлении антисемитизма, в общем, отчасти это правильно чтобы карась не дремал, нужна щука.
Прокуратура берёт наши родниковые воды на пробу, ищет в них штаммы межнациональной розни, расовой ненависти, и мы должны, конечно, быть начеку. Прошлой осенью я много раз ходил в Таганский суд, писал объяснения органам МВД. Виной тому пара необузданных читателей, которые в своих комментариях нарушили действующее законодательство. Если что-то действительно проскальзывает опасное, мы стараемся это нейтрализовать, потому что существуем не в режиме подполья, но в рамках современного российского законодательства.
А.С. Да, бывает, кляузы пишут из-за границы прямо на e-mail российским прокурорам.
За то, что опубликовано на нашем сайте — отвечаем мы. За то, что нам писали анонимные читатели, тоже отвечаем мы! Если наш читатель веселился или, наоборот, намеренно писал что-то провокационное — отвечали перед судом мы.
А.Ф. Теперь у сайта есть читатели (которые могут зарегистрироваться и ставить свои «плюсы» и «минусы» под любым материалом) и наши авторы, которые могут писать, комментировать и публиковать свои заметки, в том числе на главной странице. Стать нашим автором не так уж и сложно. Для этого надо зарегистрироваться и выполнить набор минимальных требований, указанных на сайте. Наполнение наших «Авторских страниц» интересными персонажами не быстрый процесс. Все это будет происходить вовсе не в автоматическом режиме. С каждым новым автором мы будем общаться лично, как должно.
Приглашаем наших братьев и сестёр в сообщество, где состоит и редактор, и журналист, и просто умный квалифицированный гражданин страны, который желает высказаться на страницах нашего сайта. Нет ни партера, ни бельэтажа, мы все находимся в едином сакральном пространстве, который называется не сайт «Завтра», а наша Россия.
М.С. Это чем-то напоминает социальную сеть.
А.Ф. Это средство связи между людьми определенного круга, определенного образа мыслей. Чтобы был обмен знаниями, представлениями, частной информацией ссылками на культурные события, общественные мероприятия. Для нас очень важно, чтобы внутри огромного пула наших друзей вырабатывалась среда, в которой происходили бы какие-то внутренние явления, как в колбе происходит химический процесс.
А.С. Чтобы возникали параллельные связи. Чем хороши социальные сети – люди находят там единомышленников, может быть, больше, чем единомышленников - потенциальных соратников.
А.Ф. Тем более, что один из основных посылов, обращённых нами к интеллигенции, к патриотической городской интеллигенции, это то, что пора возвращаться в Россию, снова осваивать брошенные пустынные пространства на благородных основаниях, взаимодействовать с людьми, которые живут на этих территориях, порой абсолютно изолированно, и их единственный канал это Интернет. Надо налаживать связи и оттуда вытаскивать людей сюда и двигаться туда, это должен быть взаимный импульс, как братская встреча двух великих армий армии столичных энтузиастов, наполненных верой в русское будущее, и деятелей Большой России, которые нуждаются в площадке для высказываний. Они тоже наполнены мыслями, идеями и за эти годы не сломались, сумели выстоять, готовы идти к свету, развиваться и созидать.
М.С. Значит, газета «Завтра» по-прежнему идёт в народ?
А.Ф. Да, мы остаёмся народнической газетой. У нас нет никакого прекраснодушия в отношении самих себя, в отношении русского народа, мы знаем наши колоссальные недостатки и слабости, на которых играет стратегический противник, и должны встряхнуться, мобилизоваться и мобилизовать тех, кто вокруг нас, потому что развинченность, которая сейчас присуща народу, непростительна. Мы должны быть в абсолютно ином агрегатном состоянии не пара, который легко развеять, а, скорее, ледяной твёрдости.
Область наших надежд огромная патриотическая среда, которая формировалась последнее двадцатилетие. Она прошла большой путь. От подпольно-диссидентской, советско-антисоветской, где, с одной стороны, были единомышленники деревенщиков, движения охраны памятников культуры, с другой стороны, представители военно-политических структур. В годы перестройки всё это стало разрастаться, получилась широкая разноплановая патриотическая группа. Потом и она тоже начала распадаться, гнить, кто-то сваливался в примитивный конформизм, буквально уходя на службу власти. Кто-то съехал в декадентство, всё распалось, снова возникла почва, гумус, и в поле русских смыслов появились новые ростки.
Мы собираем молодых энтузиастов, а их немало.
М.С.Имеет ли сайт отношение к какой-либо партии или это абсолютно независимое СМИ?
А.Ф. Мы беспартийны. Сможем ли мы попасть в объятия мощной народнической патриотической силы, которая себя оформит в виде партии, я не знаю. Может быть, и случится такое чудо, а может быть, партия возникнет прямо внутри нашего сайта, нашей общности...
Появится, словно какой-то цветок невероятный, развернётся отсюда, ведь было когда-то движение «День», уничтоженное в 93-м году. После танковых залпов и полицейских облав вести открытую общественно-политическую деятельность стало сложно. Я не очень верю в партии, честно говоря, поскольку партийная система зиждется на представительской демократии, которая является сама по себе технологией обмана, поэтому, я думаю, речь идёт о каком-то политическом Движении.
«Завтра» — как раз такое поле, плац, где могут собираться патриотические силы, подобные новому казачеству, люди с «партизанским» мышлением, которые не хотят партизанской войны, но хотят большого «партизанского мира», освобожденного от оков глобализма.
А.С. Помимо идеологической функции, газета остаётся площадкой для проявлений многообразия русского мира в культурном, творческом отношении, а в идеологическом – всех антилиберальных сил. За двадцать лет деятельности изданием охвачены большие пространства: многие писатели, философы, политики, мыслящие абсолютно по-разному, высказались на страницах «Завтра» от восточного мудреца Тимура Зульфикарова до расолога Владимира Авдеева. Здесь публикуется известный философ-националист Игорь Шафаревич, несмотря на то, что главный редактор настроен просоветски, а Шафаревич остаётся националистом антисоветского образца. В то же время наш постоянный автор Владимир Бушин, а они с Шафаревичем люди разных векторов. Это миссия газеты, которая оправдывает себя и в интернет-эпоху, хотя вроде бы в Интернете все могут найти себе нишу, но зачастую нужен какой-то объединяющий канал, потому что в отдельно взятых местечках многие люди просто незаметны.
М.С.Насколько изменилась в лучшую сторону техническая функциональность сайта?
А.Ф. Мы сделаем всё, чтобы сайт стал технически и содержательно безупречным.