Два дня назад «РИА Новости» опубликовало статью корреспондента Игоря Агапова «Трансляция радио «Маяк» прекращается за пределами крупных городов» (14.03.2013).
В статье, в частности, сообщается: «о прекращении с 6.00 14 марта вещания сигнала радиостанции «Маяк» в диапазонах средних (СВ) и длинных (ДВ) волн на всей территории страны», а также, что «вещание «Маяка» в СВ сохраняется только на двух передатчиках — в Махачкале (Дагестан) и Кызыле (Тува). Что касается трансляций в диапазоне УКВ-1, то оно также прекращается во всей стране, кроме тех 54 городов, где ВГТРК не вещает сигнал «Маяка» с помощью собственных FM-передатчиков».
Адрес статьи в Интернете: http://digit.ru/state/20130314/399757844.html
Чтобы понять масштабы произошедших технологических и информационных изменений, проанализируем информацию официального сайта радио «Маяк» (http://www.radiomayak.ru/). В разделе «Где слушают «Маяк» приводится список всех городов вещания с указанием частоты вещания в Мегагерцах. По состоянию на 16.03.2013 г., список содержит информацию о вещании в диапазонах волн ДВ, СВ, УКВ-1 (УКВ) и УКВ-2 (FM), из чего можно сделать вывод о том, что информация вот уже два дня как не обновляется. Кроме того, с учетом многочисленных опечаток и небрежностей в оформлении можно предположить, что этой странице сайта не уделяется пристального внимания и, вполне возможно, часть информации вообще может не соответствовать действительности. Но мы все равно проведем анализ с учетом сделанных замечаний. Для удобства читателей информация сведена нами в таблицу.
Таблица.
Диапазоны радиоволн
Число записей
Название
Обозначение
Частоты в МГц
До сокра-щения
После со-кращения
Длинные волны
ДВ
0,148-0,408
3
0
Средние волны
СВ
0,5265-1,6065
58
2
Ультракороткие волны
УКВ-1
65,9-74,0
365
54
УКВ-2 (FM)
87,5-108,0
96
96
ИТОГО (число записей):
520
152
Общее число городов вещания (без повторов записей)
433
151
Список городов с частотами вещания содержит всего 520 записей, причем некоторым городам соответствует несколько записей, т.е. вещание в них ведется в нескольких диапазонах (как правило – по одной частоте на диапазон).
Максимальное число частот вещания для одного города – 4. Такой город всего один – Калининград: 2 частоты на СВ – 0,549 и 1,143 МГц; 1 частота на УКВ-1 – 67,58 МГц и 1 частота на УКВ-2 – 102,5 МГц.
Количество городов с тремя частотами вещания – 18. Это крупные города: Астрахань, Владивосток, Владикавказ, Воронеж, Екатеринбург, Киров, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Москва, Новосибирск, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Самара, Ставрополь, Тюмень, Хабаровск, Чита. В большинстве из них вещание ведется в диапазонах волн: СВ, УКВ-1 и УКВ-2, т.е. включая СВ - средние волны. Исключение составляют: Киров – 2 частоты на УКВ-1 (66,8 и 69,14 МГц) и 1 частота на УКВ-2 (101,4 МГц), и Москва – 1 частота на ДВ (0,198 МГц), 1 частота на УКВ-1 (67,22 МГц) и 1 частота на УКВ-2 (103,4 МГц).
Количество городов с двумя частотами вещания – 48. Из них в 2 городах вещание ведется в диапазоне ДВ: Тында – ДВ (0,207 МГц) и УКВ-1 (66,80 МГц), и Уфа – ДВ (0,198 МГц) и УКВ-2 (101,2 МГц). Еще в 20 городах вещание ведется в диапазоне СВ. Это следующие крупные города: Белогорск, Волгоград, Зея, Красный Чикой, Магадан, Махачкала (вещание сохраняется), Мурманск, Нефтекумск, Норильск, Няндома, Свободный, Серов, Сургут, Сыктывкар, Умба, Унеча, Чебоксары, Черкесск, Шведчики, Южно-Сахалинск. В остальных городах вещание ведется в диапазонах УКВ-1 и УКВ-2.
Количество городов с одной частотой вещания – 366. Из них в 20 городах вещание ведется в диапазоне СВ: Александровск-Сахалинский, Заполярный, Кандалакша, Кировск, Ковылкино, Кызыл (вещание сохраняется), Летняя Ставка, Макушино, Мончегорск, Никель, Островной, Педасельга, Плесецк, Порог, Сковородино, Советский, Улан-Удэ, Урдома, Шадринск, Шумиха.
В итоге, общее число городов вещания радио «Маяк», если считать без повторений, составляет 1 (4 частоты) + 18 (3 частоты) + 48 (2 частоты) + 366 (1 частота) = 433 (при общем числе записей 520).
Подсчитаем число городов вещания после сокращения. Для этого следует, во-первых, исключить из первоначального списка все записи с частотами из ДВ диапазона, т.е. со значениями от 0,148 до 0,408 МГц. Таких записей всего три: Москва – 0,198 МГц, Тында – 0,207 МГц и Уфа – 0,198 МГц. Во-вторых, исключить записи с частотами из СВ диапазона (значения от 0,5265 до 1,6065 МГц), кроме следующих двух: Махачкала – 0,918 МГц и Кызыл – 0,828 МГц. Всего таких записей – 56 из 58. Все записи с частотами из диапазона УКВ-2 следует оставить, их всего 96 (значения от 87,5 до 108,0 МГц). В этих записях города не повторяются, т.е. число городов - тоже 96. Далее из этих 96 городов в одном городе (Махачкала) вещание ведется еще в СВ диапазоне, поэтому вместо 2-х городов в СВ в итоговую сумму войдет только один. Что касается подсчета городов с вещанием в диапазоне УКВ-1 (значения от 65,9 до 74,0 МГц), то по упомянутому в статье распоряжению РТРС, вещание радио «Маяк» в диапазоне УКВ-1 будет оставлено в тех городах, где отсутствует вещание в диапазоне УКВ-2. Такое решение максимизировало общее число городов вещания при условии 54 города вещания в УКВ-1. В результате общее число городов вещания оказалось максимальным и равным 151 = 96 (УКВ-2) + 1 (СВ) + 54 (УКВ-1) города (а в худшем случае могло бы оказаться равным 107 городов).
Отдельно следует сказать о сокращении вещания в диапазоне УКВ-1, где действует стандарт стереофонического радиовещания отечественной разработки (система с полярной модуляцией) и сохранении вещания в диапазоне УКВ-2, где действует стандарт стереофонического радиовещания иностранной разработки (система с пилот-тоном). Эти стандарты регулируются ГОСТ Р 51107-97 «Системы стереофонического радиовещания. Основные параметры. Методы измерений» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 10 декабря 1997 г. № 409). Для вещания в «отечественном» диапазоне УКВ-1 будет оставлено 54 передатчика из общего числа 365, т.е. примерно 15%. Столь значительное сокращение вещания именно в диапазоне УКВ-1 следует понимать как полный отказ от использования отечественных стандартов в радиовещании, с вытекающими негативными последствиями для производителей отечественного оборудования. При этом не до конца ясным остается вопрос о том, как разделяется ответственность в принятии решения о сворачивании вещания в диапазоне УКВ-1 между ВГТРК и РТРС. Но в целом, следует сказать, что такая политика согласуется с планами вышестоящей и для ВГТРК, и для РТРС Минкомсвязи по модернизации УКВ-радиовещания. Эти планы были утверждены еще при министре Щеголеве, и их суть состояла в полном отказе от отечественного стандарта (от системы с полярной модуляцией).
Подведем итоги и сделаем выводы.
Первый вывод, который следует сделать – это вывод о сокращении географии вещания. От первоначального числа 433 городов вещания радио «Маяк» в итоге останется 151 городов. Сокращено будет 282 городов вещания, т.е. доля сокращения составит 65%. Это сокращение географии вещания будет осуществлено в первую очередь за счет сокращения отечественной аппаратуры – передатчиков, работающих на отечественном стандарте (система с полярной модуляцией). Другими словами, именно продукция отечественного производства работает для людей там, где нет других возможностей. А это может быть только добротная, надежная, проверенная временем аппаратура.
Второй вывод – это вывод о сокращении территории (площади охвата) вещания. Сокращение территории вещания будет осуществлено за счет сознательного сокращения вещания в диапазонах ДВ и СВ, которые относятся к категории мощного радиовещания с радиусом вещания в несколько сотен километром, в отличие от УКВ-1 и УКВ-2, с радиусом вещания всего в несколько десятков километров. Как мы отметили, эти сокращения произойдут, прежде всего, в таких крупных мегаполисах как Москва (ДВ диапазон), Астрахань, Владивосток, Воронеж, Ростов-на-Дону и другие. Это означает, что большим окажется число людей (из числа проживающих в пригородах перечисленных крупных городов) которые окажутся лишенными возможности получать информацию радио «Маяк» по бесплатному и общедоступному каналу – через всепроникающий радио эфир в диапазонах волн ДВ и СВ, причем в тех местностях, где эта возможность является единственной.
В заключение следует сказать, что подобные непродуманные масштабные сокращения радиовещания стали возможными из-за того, что отрасль мощного радиовещания (ДВ, СВ и КВ диапазоны, не включая УКВ) на государственном уровне оказалась брошенной. Это проявилось, в частности, в том, что 21 июня 2012 г. было принято постановление Правительства № 617, подписанное премьером Дмитрием Медведевым, по которому из федеральной целевой программы развития телерадиовещания было изъято финансирование именно радиовещания. Общий объем денежных средств, предназначавшихся для развития отрасли, составлял чуть менее 14 миллиардов рублей. Кроме этого, прекратил существование профильный отдел в Минкомсвязи, который – единственный - был наделен правом «выработки государственной политики» в области радиовещания. И как следствие, чиновники разного уровня творят, что хотят, пренебрегая интересами государства и игнорируя конституционные права граждан на равный доступ к получению информации.
Ситуация с управлением в отрасли мощного радиовещания (которая, повторюсь, на государственном уровне оказалась брошенной) могла оказаться вообще катастрофической, если бы не одно но. Дело в том, что само профессиональное сообщество мощного радиовещания успело в свое время самоорганизоваться и создать свою профессиональную общественную организацию «ЦРТП» - «Цифровую радиовещательную технологическую платформу». Эта организация была создана в соответствии с политикой Владимира Путина (в бытность его премьером), направленной на создание целого ряда профильных так называемых «технологических платформ». (Список таких платформ был утвержден премьером Путиным 1 апреля 2011 года). Возглавил «ЦРТП» человек с уникальными организаторскими способностями – Андрей Брыксенков. За время прошедшее с мая 2012 года, когда с назначением нового состава правительства сменилось все руководство Минкомсвязи, отстаивание интересов отрасли взял на себя Андрей Брыксенков. При активной поддержке со стороны всех участников отрасли, он фактически занимался всеми теми вопросами, которые входили в круг обязанностей бывшего зам. министра Минкомсвязи Малинина.
Сегодня специалисты отрасли мощного радиовещания связывают будущее отрасли с будущим «ЦРТП» под руководством Брыксенкова. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать выделение мощного радиовещания в отдельное государственное предприятие с организационно-правовой формой «Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская сеть радиосвязи и мощного радиовещания», с наделением его следующими полномочиями: эксплуатация и развитие сети мощного радиовещания в диапазонах ДВ, СВ, KB; сети KB радиосвязи; резервирование сетей связи и радиовещания; обеспечение единого информационного пространства; развитие технической базы систем радиосвязи и радиовещания; оптимизация управления систем радиосвязи и радиовещания и систем оповещения (гражданская оборона, чрезвычайные ситуации); обеспечение информационной безопасности.