Хотя эта тема может показаться мелкой и второстепенной на фоне нынешней небывалой реформы в Вооружённых Силах России, но она весьма показательна. Как известно, еще 12 марта 2010 г. президент страны подписал Указ о введении новой парадной формы для сухопутных войск, ВВС и ВМФ.
Не берусь судить, чем лучше или хуже новая "юдашкинская" форма солдат и сержантов сухопутных войск и военно-воздушных сил в сравнении со старой формой. Я служил срочную службу в ВМФ, поэтому профессионально могу оценивать только матросскую форму.
Так вот, новая парадно-выходная форма матросов и старшин флота стала напоминать форму сухопутных войск: те же фуражки, кители… Нет уже ни бескозырок с ленточками, ни тельняшек, ни "голландок", ни гюйсов, — ничего, что составляло "изюминку" нашей матросской формы… Не говоря уже о том, что её ношение наглядно подчеркивало историческую преемственность нашего флота со времен Петра I до нынешних дней. Я сам прошёл срочную службу на подводном крейсере стратегического назначения Северного флота и хорошо знаю, что такое матросская форма. Сравнивая её с обмундированием моряков ВМС других стран, могу твёрдо заявить, что матросская форма России не только самая красивая, но у неё много и других достоинств. Она, например, сшита из сукна, которого почти уже не встретишь в современном обмундировании, она тёплая, "дышит", отталкивает воду, надёжная и долго не изнашивается.
Мне представляется, что реформировать нужно то, что требует улучшения и развития. А улучшать и без того хорошее, это значит только испортить. Как говорится, лучшее — враг хорошего. И неужели теперь наша матросская форма останется только во флотах других стран: КНР и КНДР, где были переняты её советские (а в основе — ещё дореволюционные русские) образцы?
Уверен, что я далеко не единственный человек, который считает ошибкой отказ от традиционной и при этом весьма удачной формы отечественного военно-морского флота.
Вадим РУДАКОВ,
кандидат исторических наук, бывший матрос-гидроакустик Северного флота