Православная Церковь в Америке официально признается как автокефальная Московским Патриархатом. Заявление ее первоиерарха прозвучало на фоне острого кризиса в российско-украинских отношениях, перед Прибалтийским саммитом Евросоюза, где решится судьба европейской зависимости Украины.
«Восьмидесятая годовщина искусственного голода в Украине, названного Голодомором и унесшего миллионы жизней — трагическая и мучительная годовщина. От имени Православной Церкви в Америке я передаю Вашему Блаженству и украинскому народу наше сердечное соболезнование. Жестокость и бесчеловечность Голодомора оставили глубокие раны в украинском обществе и памяти. Но украинский народ не одинок в поминовении Голодомора. Все, кто ценит и уважает образ и подобие Божие в каждом человеке, присоединяется к Вам и украинскому народу в скорбном поминовении Голодомора», - пишет архиепископ всея Америки и Канады Тихон.
Термин «голодомор» считается некорректым и политически ангажированным многими как российскими, так и украинскими учеными. В не зависимости от исторической справедливости, которой требуют авторы и адепты данного термина, в настоящих обстоятельствах он является конфликтным. Эта «конфликтность» очевидна не только информационным политтехнологам, но и обычным гражданам обоих государств.
В России, которая также пережила голод 30-х годов вместе со всеми народами, это событие не стало основой для политических махинаций, и воспринимается как одна из стихийных трагедий нашего тяжелого и славного XX века. Голод - результат гражданской войны, который вынес не только украинский, но и все народы СССР. Идея об искусственности и государственной инспирированности голода не выдерживает критики и выглядит неадекватно конспирологической. Не секрет, что идеологами украинской версии «голодомора» стали сторонники прозападного курса Украины, пособники украинского неонацизма. Кроме того в последнее десятилетие предприняты грязные попытки сфальсифицировать славянскую историю в интересах евро-атлантического проекта. Главным трендом этого процесса являются многочисленные попытки приравнять преступления нацизма и «сталинизма». Источником этих импульсов последовательно выступает Евросоюз, в который так стремится украинская элита. В этом контексте недвусмысленная попытка архиепископа Тихона поставить знак равенства между коммунистическими и неонацистскими идеологиями, выглядит фантастически своевременной.
Руководитель Американской церкви по этому поводу пишет:
«ХХ век дает много примеров пренебрежения ценностью жизни каждого человека. К сожалению, идолопоклонники идеологии ХХ в. родились в контексте Европейской Христианской цивилизации. Коммунистические и нацистские идеологии принесли в жертву миллионы жизней на алтарь обманчивых богов».
Далее он призывает вспомнить «террор и геноцид» (очевидно, русских палачей из НКВД), и через покаяние прийти «к восстановлению христианских ценностей, как основы общества».
Эффективное напутствие для страны, которая стоит в шаге от еврогейпарадов, европедофилии и евродискриминации до статуса панской прислуги на пороге утраты нравственного и экономического суверенитета.