Авторский блог иерей Михаил Родин 22:58 11 сентября 2014

О еже на враги победы и одолении

В связи с последними изменениями государственной политики Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви решил восстановить изменённое в годы гонений на Церковь прошение о стране российской.
20

В Москве с 3-го по 4-е сентября проходил Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (совещательный орган при Предстоятеле Церкви -- Митрополите Московском и всея Руси). Полностью постановления можно почитать вот тут.
И в ряду прочих пунктов обращает на себя внимание пункт 10.1 "10.1. Возобновить произношение на сугубой ектении прошения: «Еще молимся о милости Божии, о помощи, и о поспешении, и укреплении и о пособлении, и сподоблении, еже на враги победы и одолении, страны нашея, воинству, о благопребывании, о мире, и о тишине, и о устроении, и оставлении грехов всего православнаго християнства, рцем вси»." Думаю, нужно пояснить подоплёку этого решения.

Ещё месяца два назад один наш староверческий батюшка сказал мне, что он теперь на сугубой ектении читает прошение, которое наши священники произносили раньше. До революции в нём упоминался "державный царь" (благочестивым и благоверным его не называли). После революции была редакция идентичная тексту, принятому на прошедшем СМ. Это прошение было изъято уже при утверждении советской власти, за которую, видимо, не могли молиться, так как она, эта власть, объявила курс на воинственное безбожие. Тогда это прошение заменили на текст: "Еще молимся о стране нашей и о спасении ея". Так вот, упомянутый батюшка сказал, что, по его мнению, пора это прошение вернуть в сугубую ектению: последние события показывают, что власть наша теперь на враждебна Вере Християнской, и, очевидно, нуждается в Божией помощи для сохранения нашей страны и нашего народа от разных западных "доброжелателей". И самое интересное в этой истории то, что вернуть это прошение предложил не упомянутый выше батюшка, а кто-то другой, с кем он даже не говорил об этом. И решение это, кстати, было принято практически без обсужджения и в полном единодушии. Видимо, в трудное для нашей страны время, наша Церковь оказалась удивительно единой: одни мысли, одинаковые желания, одно чувство.
Нет, конечно, нельзя говорить, что в среде нашего священства и прихожан нет т. н. "либералов", которые осуждают действия и политику руководства России. Есть. Есть такие граждане, принадлежащие к числу чад нашей Церкви, которые апплодируют Новодворской, сострадают Макаревичу и злословят Путина. И в одном московском приходе (не будем показывать пальцем) такие вот "интеллигенты" даже некоторым образом концентрируются. Но Церковь не партия, где все до одного обязаны иметь одинаковые политические воззрения. Да что там партия, -- даже малейшую "ячейку общества" невозможно уберечь от таких членов, у которых наблюдаются патологические психо-соматические признаки.
Скажу более того. Один клирик нашей Церкви в переписке со мной недавно возмущался не только политикой руководства нашей страны, но и моим одобрением этой политики. Он, этот клирик, сказал, что его удивляют мои политические взгляды. Мне пришлось ему пояснить: "А мои политические взгляды просты. Я живу в России. Современная Россия позволяет мне воспитывать моих детей в вере и благочестии. Есть силы, которые пытаются Россию разрушить и ввести в ней другие, чуждые мне порядки. Разрушение России будет означать много крови и страданий, возможно, гибель и страдания близких мне людей. И даже если мы переживём разрушение России, очень вероятно, что "носители демократии" не дадут мне воспитывать детей в вере и благочестии. Поэтому я за сильную Россию. Я против тех, кто пытается её разрушить. Вот и всё."
Признаюсь, я с большой радостью принял восстановление старой формы прошения "о милости Божии, о помощи, и о поспешении, и укреплении и о пособлении, и сподоблении, еже на враги победы и одолении, страны нашея, воинству, о благопребывании, о мире, и о тишине, и о устроении, и оставлении грехов всего православнаго християнства". Не скрою, крымские события, позиция и действия России в последнее время вселяют надежду, что растерзать нашу страну "западным партнёрам" в ближайшее время не удастся. А это значит, что ещё какое-то время у нас будет возможность "проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу", будет возможность в благочестии и чистоте воспитывать детей, молиться и совершать божественные службы. Это значит, что "европейские ценности" (терпимость к извращениям, "секспросвет", ю.ю., и т. п.) не будут навязываться нам, как они навязываются консервативным христианам в т. н. "free world countries".
И последнее. Скажу в виде "шютки, в которой есть только доля шютки". Я почти уверен, что такой феноменальный успех в Крыму. Такая виртуозная спецоперация по спасению и возвращению домой населения целого полуострова вместе с тем самым полуостровом, последние успехи на юго-востоке бывшей Украины -- всё это признак того, что ГОСПОДЬ ПОМОГАЕТ нашей стране, помогает её руководству. Иначе они не смогли бы так изящно, филигранно, твёрдо, спокойно и уверенно защищать Россию. Выскажу даже предположение мистического порядка. Полагаю, что такой успех -- награда Путину за то уважение и признание, которое он проявил к Русской Православной Старообярдческой Церкви тем, что наградил Её Предстоятеля гос. наградой (впервые в истории) и устроил для него приём в своей резиденции. Господь помогает не просто так, но по молитвам Церкви. Стало быть, все эти люди, облечённые огромной властью и несущие огромную ответственность, нуждаются в наших молитвах.
Значит ли всё сказанное, что, скажем, у Путина, Медведева, Володина, Иванова, Шойгу, Рогозина, Чуркина и многих других нет ошибок и недостатков? Напротив. И ошибок, и недостатков много -- именно поэтому за всех за них нужно молиться.
О милости Божии,
о помощи,
и о поспешении,
и укреплении,
и о пособлении,
и сподоблении,
еже на враги победы
и одолении,
страны нашея росийския,
воинству,
о благопребывании,
О мире,
и о тишине,
и о устроении,
и оставлении грехов
всего
православнаго
християнства
.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
12 сентября 2014 в 11:21

Спаси Вас, Господь, батюшка.
Конечно, возвращение старого прошения дело благое, но нельзя сказать, что Церковь до этого не молилась о власти. На ектении звучало и звучит в храмах прошение "о Стране нашей Российстей, властех и воинстве ея".
И ещё: хорошо бы верующим Русской Православной Церкви перестать делиться на старообрядцев и... (кого? Раньше их называли никонианами, а теперь?). Произошло воссоединение РПЦ МП с РПЦЗ, вовзобновлено молитвенное общение с Единоверцами, что означает, что нет на самом деле серьёзных препятствий для преодоления разделения, разве что - нежелание сатаны. Может, хватит его тешить нам, православным, раздирая Тело Христово?

12 сентября 2014 в 15:28

Уважаемая Ирина, спаси Христос за комментарий. Хочу обратить внимание, что наша Церковь впервые за сто лет оказывает, вернее, проявляет такое доверие власти. Я не знаю, какие прошения произносятся в новообрядческих храмах, поэтому не могу ничего комментировать.
Что же касается разделений, то мы изначально были против них и сейчас категорически против любых расколов и разделений. Мы, как были при старой, исконной Православной Вере, так и остаёмся. К сожалению (или к счастью), мы не можем заставить всех людей держаться этой веры, мы не можем запретить людям изобретать новые верования или присоединяться к новым течениям (перечислять не буду, "им же несть числа"). По поводу объединения нас и новообрядцев, то мы только за это, но при одном условии. Что мы дожны вернуться к тому состоянию, которое было до раскола. Мы вообще рады были бы воссоединению не только с новообрядцами, но и с римо-католиками, и с армянами, и с коптами, и с лютеранами, и с баптистами, и с англиканами, и с многими другими. Я уверен, Сам Господь желает такого объединения, потому что Он сказал: "Не желаю смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был". Бог хочет, чтобы все, кто отошёл от исконной, истинной, неповреждённой и неизвращённой Православной Веры, покаялся и вернулся к ней. Если бы такое произошло, то исчезли бы разного рода раздоры, расколы, ереси... Но увы, гордыня человеческая сильнее. Люди, уклонившиеся от исконной Веры, либо упорствуют в расколе, либо готовы к объединению, но с сохранением своего нововерия. Поэтому сохраняются разделения, а видимое объединение происходит по образцу экуменизма, когда все дружат и никто никого не упрекает ни за какие заблуждения и извращения в учении. К сожалению, это "единство" может тешить гордыню, а Господа гневит.

12 сентября 2014 в 22:36

Уважаемый Сергей, доброго здоровья. В РПСЦ нет и никогда не было такого епископа. Был инок Алимпий Вербицкий, который с некоторыми другими деятелями осенью 2007 года попытался устроить в Церкви переворот и низвергнуть митрополита Корнилия. Главным обвинением к Митрополиту было обвинение в том, что владыка при встрече с патр. Алексием облобызался с ним. Тогда же Поместный Собор РПСЦ не нашёл в этом поступке ничего, за что можно было бы Митрополита низложить, и все, кто затевал эту революцию объявили о своём отделении от Церкви. Среди них был и инок Алимпий. Через несколько месяцев все революционеры разругались между собой. Инок Алимпий, который надеялся, что для него добьются епископской хиротонии у митрополита Белокриницкого Леонтия, увидел, что его надежды тщетны (митр. Леонтий довольно быстро раскусил эту компанию и прекратил с ними любые контакты). Тогда инок Алимпий обратился с "иерархам" т. н. рафаиловской ветви новообрядчества, которые сразу же рукоположили его. Приемственность этой рафаиловской ветви вызывает очень большие сомнения. Кроме того, очевидно, что инок Алимпий пошёл к ним только за хиротонией, поэтому считать его архиереем никак нельзя. Ещё есть один не очень благовидный момент, который я бы не хотел раскрывать сдесь на всеобщее обозрение. Если хотите, поищите в сети рассказы бывших последователей и. Алимпия о его жизни и поведении. Желаю Вам, Сергей, телесного здравия и спасения души.

13 сентября 2014 в 16:39

Всем староверам и новообрядцам нужно каятся и молится, молится и каятся за то что они разрывают русский народ.

14 сентября 2014 в 12:26

Не ожидал я такого мракобесия, хотя с другой стороны...

14 сентября 2014 в 19:35

"И ошибок, и недостатков много -- именно поэтому за всех за них нужно молиться" - ведь молитва и пробуждает божественное в человеке.

Спасибо, отец Михаил! Молитвы много не бывает!

14 сентября 2014 в 22:47

иерею Михаилу Родину
---------------------
Благодарю за благословение! Но к этой радости примешалась горечь от неумолимости Ваших слов, вернее, требований к РПЦ для воссоединения. И затем, практически, приравнивание РПЦ к всевозможным еретикам. Мне стало страшно от такой Вашей непримиримости и ожесточенности к миллионам верующих во Христа соотечественников, к памяти новомучеников и исповедников Российских, во всём православном мире почитаемых святых, прославленных уже после раскола. Нескончаемые чудеса, являемые в Русской Православной Церкви Господом Иисусом Христом, Пресвятой Богородицей и целым сонмом святых, русских святых - неужели Вы всем этим можете пренебречь? Тот давний раскол - разве вина всех последующих поколений верующих? И разве явили бы Господь и Пречистая Его Матерь, со всеми Святыми, столь явное присутствие своё в Русской Православной Церкви через многие чудеса, если РПЦ была церковью раскольников и еретиков? И разве возобновление молитвенного общения с Единоверческой Церковью было бы возможно? Или Вы теперь и Единоверцев отвергли?
Возможно, я высказалась резко, но это от боли. Поостите, Христа ради!

15 сентября 2014 в 02:36

Уважаемая Ирина, я вижу, что Вы мало знакомы с вопросом, о котором пишете. Дело в том, что новообрядцы никогда не возобновляли общения с единоверцами. Они не могли возобновить то, чего не прекращали. Ведь единоверие было изначально проектом господствующей Церкви для того, чтобы заманить старообрядцев в свои ряды. Я не хочу Вам ничего советовать (это самое лёгкое дело -- давать другим советы). Я только желаю Вам от души, чтобы Вы получше вникли в эту тему и внимательнее разобрались. Тогда Вы с Божьей помощью найдёте ответы на все свои вопросы.
Всего Вам доброго.

15 сентября 2014 в 13:35

Ирина, Вы мало знакомы с вопросом, о котором пишете. ----- - - - - - - - - - - - - - - Двое православных, двое верующих, христиане но верят в разных богов или в одного но по разному, столкнулись лбами и нет между ними взаимопонимания а уж как быть простым людям ? Вот и разрывается русский народ

15 сентября 2014 в 14:09

иерею Михаилу Родину

Более 20 лет назад я прочла историю Старообрядческой Церкви с житием протопопа Аввакума, составленные самими старообрядцами, историю раскола, другую литературу. Есть у меня и знакомые, у которых близкие родственники - старообрядцы.
Вы пишете, что для воссоединения необходимо возвращение к исходной точке до раскола, но ведь Единоверцы нашли Царский путь, который не противоречит Вашим требованиям. Вы пишете, что Единоверцы - проект... Тогда должна быть логика этого проекта. Логика "доброго помысла" говорит о том, что это - попытка уврачевать последствия раскола самым простым способом: старообрядцы, в том числе сам протопоп Аввакум и боярыня Морозова, шли на смерть за право жить и служить Богу по старому обряду (оттого и СТАРООБРЯДЦАМИ назвались), ну так ведь этот-то и принято у Единоверцев. Другой помысл, "недобрый" даёт пищу хитрым умозаключениям о некоем злоухищрении РПЦ... только - зачем ей это? Или здесь коснение, или застарелая обида, или попытка "чесать левое ухо правой рукой". И то и другое - не на благо души. Конечно, нам, людям, свойственно заблуждаться, потому Господь и дал совет "судить по плодам". Плод Русской Православной Церкви - великий сонм Святых, свидетельствующий о присутствии Духа Божия в ней.
Позвольте привести некоторые, возможно - известные Вам, справки:

... Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, - при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.
Из "Постановления Священного Собора Православной Российской Церкви о Единоверии
от 22 февраля/7 марта 1918 года":
"4 июня 1999 года Священный Синод Русской Церкви принял определение, в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды".

В октябре 2000 года на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами

27 ноября 2000 года в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция открылась торжественным молебном в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, совершенным по старому чину духовенством всех единоверческих приходов Московского Патриархата[11].
12 января 2013 года впервые за 350 лет в Успенском соборе Московского кремля была совершена Божественная литургия древним чином. Собор, вмещающий не менее 500 человек, был заполнен, причём среди молящихся было немало не только единоверцев, но и старообрядцев.
30 мая 2014 года Священного Синода Русской православной церкви постановил:
1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.
2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.
3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.
4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.
5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.

15 сентября 2014 в 14:10

Алексей Громов 15.09.2014 13:35
Ирина, Вы мало знакомы с вопросом, о котором пишете. ----- - - - - - - - - - - - - - - Двое православных, двое верующих, христиане но верят в разных богов или в одного но по разному, столкнулись лбами и нет между ними взаимопонимания а уж как быть простым людям ? Вот и разрывается русский народ
---------------------------
Прочтите историю церковного раскола 17 в.

15 сентября 2014 в 14:55

Сергей Животков 15.09.2014 14:21
Пусть всё будет как есть.
---------------------
Да, Вы правы, Сергей, спасибо. Просто, когда начинают разговор с одной стороны, другой не следует промолчать - вдруг, чудом Божиим, что-то изменится. Но при этом крайне важно не ухудшить ситуацию и, если потребуется, вовремя замолчать. Потому и ещё раз благодарю Вас за то, что Вы, как Ангел-Хранитель, по доброму стараетесь меня приостановить, я вижу это и ценю, и постараюсь не переходить благоразумной черты.

18 сентября 2014 в 14:21

Церковь (Народ Божий) станет вновь сильной, когда принесёт покаяние в грехе Христоубийства( в грехе убиения Христа-Царя) и когда начнёт молиться за Грядущего Царя!
Пока Церковь находится в состоянии раскола с Христом( из-за нераскаянности в грехе Цареубийства) - Она мертва!
Христоубийцы(цареотступники), покайтесь в Христоубийстве и спасет Бог и Вас и Россию!

18 сентября 2014 в 23:16

Виталий Розе
Пока Церковь находится в состоянии раскола с Христом( из-за нераскаянности в грехе Цареубийства) - Она мертва!
----------------------
Церковь не может быть в состоянии раскола с Христом, ибо она - ЕГО ТЕЛО. И уж тем более мёртвой во грехе. Вот что говорит св.ап.Павел: "Церковь Иисуса Христа, Она без единого пятна и без порока". (Еф., 5:27). И, как Тело Христово, Церковь - носитель Святого Духа. Хула на Церковь Христову - Хула на Духа Святого, о чём Сам Спаситель предостерёг всех: "если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:31-32).
Так что, каяться теперь надо Вам!