Камерная сцена имени Бориса Александровича Покровского подарила зрителям роскошное праздничное завершение непростого, сосредоточенного, но созидательного и плодотворного 2019 года. Вечер прошёл изящно, изысканно, тонко, по-настоящему камерно, с удивительным настроением, действительно по-новогоднему.
Так получилось, что я не очень люблю концерты… Толи дело большое оперное представление… Пришёл… погрузился… растаял… обо всём забыл… В концертном же исполнении часто произведения по настроению разные, тематика отличается, ассоциативный ряд не выстраивается в одну картину… В общем, всегда стараюсь ходить именно на оперные спектакли или на музыкальные концерты без вокала.
Однако концерта артистов Камерной сцены Большого театра я ждал давно… И сосредоточенно караулил на это мероприятие билеты… И причин для этого было много. Прежде всего – любимый Камерный музыкальный театр им. Бориса Александровича Покровского и любимые артисты. Но не только это… было интересно какая будет программа и какие произведения выберут солисты… Ведь им наверняка очень хочется исполнить что-то, чего нет в афише театра… Предстоящий концерт казался такой возможностью «заглянуть в душу» талантливых людей, узнать, что им нравится, чего хочется, что интересно… Слушая какое-то произведение в «Новой опере» или на Новой сцене Большого театра не раз ловил себя на мысли, что думаю о том, как бы его исполнил Захар Ковалёв, Пётр Мелентьев или Азамат Цалити!
Такие мысли были при очень заблаговременной покупке билетов.
А потом… потом… появилась программа новогоднего концерта… Блистательная! Яркая! Праздничная! Новогодняя! При этом несколько раз менялись ведущие – Наталья Риттер и Александр Полковников, Ирина Хрулёва и Александр Полковников, Александра Наношкина и Роман Бобров. И каждый раз пытался представить как они будут вести этот концерт… А ещё волновался как артисты одновременно смогут вести концерт и выступать… Сложно же раздвоиться, разорваться, успеть поменять костюмы…
31 числа концерт вели Роман Бобров и Александра Наношкина. И это было верное решение, потому что не пришлось разрываться между выступлениями и ведением концерта.
Оркестр на сцене с Алексеем Верещагиным за дирижёрским пультом сами по себе прекрасны, но вместе с солистами конечно представляют поистине феерическое зрелище!
Оркестр исполнил увертюру к опере «Севильский цирюльник», вальс цветов из балета «Щелкунчик» и вальс из балета «Спящая красавица» Чайковского, польку «Трик-Трак» и вальс «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса.
Обаятельно исполнили дуэт Розины и Фигаро Наталья Риттер и Василий Соколов. Россиниевскую тему «Севильского цирюльника» арией Дона Базилио поддержал проникновенный бас Александра Маркеева.
Мне очень давно не хватает Доницетти! Здорово, что в новогодний вечер удалось услышать каватину Линды ди Шамуни из одноимённой оперы в исполнении Татьяны Конинской, романс Неморино из «Любовного напитка» в исполнении Захара Ковалёва.
Великолепный образ Джанни Скикки получился у Василия Соколова. Концертное исполнение, казалось бы, не располагает к вживанию, но здесь оказалось настолько хорошо, что живо представилась постановка спектакля Камерного театра. Неожиданным показалось окончание арии, не подхваченное бойким развитием вокального действия. Любимый спектакль помнишь в богатстве красок, а тут… погрузили в сказку на мгновение… но не дали размечтаться! Говорят, что «Джанни Скикки» снимают из репертуара… Мне кажется, что это возмутительно, потому что это не только восхитительный шедевр Пуччини, но и великолепная постановка. А при таком Джанни Скикки как Василий Соколов, не говоря про других замечательных артистов, просто преступление лишать зрителей счастья встречи с таким спектаклем.
Арию Лауретты из этой же оперы исполнила Марианна Асвойнова. Получилось как-то особенно трогательно и душевно! Мне показалось, что намного проникновеннее, чем иной раз удавалось в самом спектакле. Вне контекста сценического действия Лауретта получилась самостоятельной, самодостаточной, отдельной художественной ценностью, блистательным вокальным шедевром Марианны Асвойновой. По действию оперы Пуччини Лауретта исполняет свою арию-мольбу, арию-робкий протест в момент разгорающегося вокруг неё меркантильного спора и несмотря на всю красоту мелодии и драматические таланты исполнительниц само действие, общая канва оперного повествования несколько отодвигают фигуру Лауретты на второй план… Она то кормит, то поит птичек… Живёт обособленно как красивый цветок только раз осмелившись на изысканный протест, возвышенный крик души, активную, заметную роль. Однако 31 декабря Лауретта Марианны Асвойновой была отделена от всего этого контекста. Была сама по себе, вне действия. И исполнение получилось очень сильным, убедительным, запоминающимся, сверхнежным и очень женственным. А сознание того, что ведёт концерт блистательная Лауретта Александра Наношкина придавал восприятию особую силу! Восхищение текущего момента, радость от воплощения образа Марианны Асвойновой, накладывались на сильнейшие впечатления от прошлых спектаклей и в целом получалось какое-то совершенно удивительное эмоциональное воздействие! Богатство нюансов и красок! Воздушно-возвышенная Лауретта из спектакля Камерного театра, первая встреча с Лауреттой Александры Наношкиной и счастье от новогодне-блистательного, но и нежно-проникновенного и доверительного воплощения образа Марианны Асвойновой слились вместе. В момент талантливого и воодушевлённого исполнения артистом роли радуешься моменту, но выходя из театра, когда возникает цепь ассоциативных воспоминаний получается новое качество эмоционального воздействия – радость от богатства подсознательного сопоставления впечатлений. В такие моменты ценность только что пережитого мгновения дополняется богатством прошлого опыта и восприятие обретает объёмность и глубину.
Цветочный дуэт из оперы «Лакме» Делиба в исполнении Натальи Риттер и Марии Патрушевой придал концерту особый объём и воздушность, стильную изысканность.
Шедевр Моцарта – ария Царицы Ночи всегда потрясает. И захватывает, и пугает одновременно, поскольку непонятно как можно было сочинить эту музыку и как может живой человек так петь! Мистическая ария в великолепном исполнении Тамары Касумовой. Всегда немного страшно, всегда непостижимо, но и непередаваемо великолепно!
Трагической элегантности и драматизма придал концерту квартет Риголетто, Джильды, Герцога и Маддалены в исполнении Тамары Касумовой, Михаила Яненко, Виктории Преображенской и Александра Полковникова. Квартет даже при концертном исполнении, моментально перенёс в контекст большого оперного спектакля, мир трагической оперы Верди.
Среди самых запоминающихся и точно наиболее контрастных и непохожих образов были выступления Ирины Хрулёвой, исполнившей каватину Розины из «Севильского цирюльника» Россини и куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Яркое красное платье и обилие смыслов и настроений арии Розины особо оттеняли механицизм и гротеск куплетов Олимпии, представшей в воздушном голубом наряде. Куплеты Олимпии как правило всегда популярны, поскольку предполагают участие в действии самого дирижёра. И Алексей Верещагин не стал исключением, блестяще исполнив роль механика, заводящего куклу. Было интересно посмотреть этот образ, поскольку летом уходящего года именно куплеты Олимпии Ирина Хрулёва представляла на вокальном конкурсе в Болгарии. Отрывки, виденные в социальных сетях, были очень яркие, поэтому приятной неожиданностью стала возможность посмотреть на этот образ. Получилось продуманно и тонко. Причём контрастность двух выступлений в целом усилила впечатление от обоих.
Замечательно звучал дуэт Никлауса и Джульетты из «Сказок Гофмана» в исполнении Виктории Преображенской и Татьяны Конинской.
Необычно в концертном исполнении смотрелся Дон Жуан Александра Полковникова. Привыкли к шляпе, перьям, шпаге… А тут лаконично, скупо по движениям. Замечательно, но неожиданно! Как будто два разных человека. Друзья-ценители Камерного театра после концерта сформулировали это перевоплощение следующим образом: «Какой сегодня строгий Полковников!»
Настоящей удачей и наслаждением стала песенка Герцога из «Риголетто» Верди в исполнении Петра Мелентьева. Вот таких арий, такого размаха хочется для артиста и для нас слушателей! Это было воплощением одной из моих «мечт» – наслаждение потенциалом и возможностями голоса, которым не всегда удаётся развернуться в рамках текущего театрального репертуара!
Завершился новогодний концерт великолепной «Застольной песней» из «Травиаты» Верди в исполнении Татьяны Конинской и Михаила Яненко, дружно подхваченной всеми солистами.
Особо хочется отметить текст (Николай Панин) и манеру ведения концерта – элегантно, непретенциозно, со вкусом. Текст ненавязчивый, но при этом с историческими отсылками, иронией, хорошим настроением. Роман Бобров был добродушен, а Александра Наношкина бескомпромиссно блистательна! Природные живость и красота были дополнены сказочным нарядом – поток блестящего серебра с отблесками розового заката! Совершенно небесное, сказочное явление!
Дирижёру, режиссёрам-постановщикам, художнику по свету, составителям программы, музыкантам, артистам, всем людям, которые готовили новогодний концерт удалось создать замечательную атмосферу. Такие вечера запоминаются надолго и много ценнее любого самого шумного корпоратива или встречи Нового Года в каком-нибудь известном ресторане. Суметь сделать вечер запоминающимся и атмосферным, нигде не перейдя грани хорошего вкуса и сумев сохранить баланс – настоящее и всё реже встречающееся сегодня искусство.
Большой театр с коллективом в 3200 человек слишком часто предстаёт в достаточно неприглядном свете неповоротливого бюрократического механизма. Качество и уровень Новогоднего концерта Камерной сцены в данном контексте вызывают и удивление, и благодарность, и надежду на то, что администрация Большого театра будет и в будущем давать возможность реализовываться творческому потенциалу и инициативам замечательного коллектива Камерной сцены. С той же степенью творческой свободы, которая ощущается во многих концертах Бетховенского зала, отличающихся особым обаянием.
Счастье, когда на фоне широкоразрекламированных, но безвкусных пошло-силиконовых оперных извращений центральных телеканалов, претендующих на авторитет и даже идейную преемственность с Великими Апостолами оперного театра, к которым, несомненно относился Борис Александрович Покровский, есть возможность соприкоснуться с творческим коллективом, концентрирующим в своём кругу искреннее, живое, настоящее искусство, любовь к опере, музыке и вокалу в чистом, неизвращённом, здоровом и духовно благотворном виде. Это настоящий глоток воздуха!