Авторский блог Татьяна Воеводина 14:19 7 августа 2020

Новое образование новой эпохи

мы присутствуем при умирании системы массового стандартизированного образования
24

Накануне нового учебного года все гадают, как он начнётся: онлайн? Офлайн? С энтузиазмом подхватили незатейливую мысль колумнистки The New York Times Нелли Боулз, онлайн – это для бедняков, а престижная публика выбирает живые сервисы.

А как по-другому-то может быть? Всё, что становится общедоступным – автоматически перестаёт быть престижным, и фокус престижа смещается на то, что доступно не всем. Когда большинство было селянами и работало в поле – иметь загорелую физиономию – это было «фи». А когда большинство стало работать в закрытых помещениях – загар стал признаком дорогостоящей праздности. Престижным стал. Ровно так же и гаджеты, и онлайн сервисы. К качеству и эффективности это отношения не имеет – только дороговизна и недоступность.

То, что сегодня происходит в образовании, гораздо значительнее и шире всех этих горячих дискуссий про онлайн и офлайн. Та или иная система организации учебного процесса – это техника. А суть гораздо масштабнее. И состоит она в тектоническом сдвиге образовательной парадигмы. Коронавирус и все сопутствующие ему ужимки и прыжки – это просто проявитель, возможно, катализатор этого сдвига. Слома прежней парадигмы.

Мы упорно не хотим этого замечать. Нам кажется, что всё это ошибка, происки врагов и достаточно вернуться к доброй советской школе, как морок развеется и всё будет чрезвычайно хорошо, как говаривал герой Ильфа и Петрова.  

Меж тем сегодня мы присутствуем при умирании системы массового стандартизированного образования. Эта система – порождение индустриального общества. Человек в таком обществе – это деталь громадного механизма индустриальной цивилизации, деталь, которая должна работать определённым, предусмотренным проектировщиком образом. Как ни визжали прогрессисты по поводу сталинских «винтиков» - это неоспоримый факт, в котором нет ровно ничего оскорбительного. Огромная фабрика, организующая трудовое взаимодействие необозримого трудового коллектива – вот метафора и одновременно идеал индустриального общества. И образование было заточено под него. Образование – это всегда инструмент для формирования того человеческого типа, который требуется в определённую эпоху.

До индустриальной эпохи массового стандартизированного образования не было. Знания и умения, накопленные в обществе, безусловно, передавались новым поколениям, но способы этой передачи были разные, не всегда формализованные. Преобладало индивидуальное обучение. Любопытно, что сам феномен урока, работы одновременно с целым классом изобрёл чех Ян Коменский в XVII веке. До этого учили индивидуально, даже если ученики сидели в одном месте.

Сегодня мы видим распадение прежде стройной системы на огромное количество фрагментов, разных траекторий. То, что многим кажется, чем-то случайным – на самом деле может оказаться проявлением новой парадигмы.

Например, домашнее образование. Оно занимает всё большее пространство. Публикой овладевает идея: хочешь чему-то подлинно научиться – учись частным образом. Школа всё больше становится просто площадкой для тусовки и средством социализации, чем прежде был двор. Активизировались мамы и бабушки: многие сами взялись за обучение детей.     

Мне кажется, гораздо умнее учить своих внуков, чем заниматься какими-то высосанными из пальца «активностями» в рамках программы «Московское долголетие».

Знаменитый педагог Ушинский когда-то написал свою  «Азбуку» не для школы – он посвятил её русским матерям; в предисловии он писал, что нет ничего полезнее и увлекательнее обучения собственных детей.

Я лично учила своих детей иностранным языкам, при этом я не педагог – ни по диплому (по диплому я переводчик), ни по роду занятий. И ничего – справилась. Сын в 15 лет делал ровно то, что делает выпускник переводческого факультета Иняза: переводил на встречах и переговорах с иностранцами.

Я встречала отца, который работает на дому программистом. Он с увлечением учит своему ремеслу двоих сыновей, надеясь вырастить из них хороших профессионалов.

Не все же это могут! Некоторые не умеют! А и не нужно, чтобы нечто делали ВСЕ. В том-то и штука, что резко возрастает разнообразие способов жизни и способов обучения.  

Если так дело пойдёт, то образование в перспективе станет частным делом семей. А что же государство? Думаю, оно будет давать семьям те деньги, которые предназначает на образование каждого ребёнка, а родители решат, каким учителям их уплатить. Маленькие школы, частные пансионы – всё это было когда-то и, согласно гегелевской триаде отрицания отрицания, может возникнуть снова.

Увольнение начальника московского наробраза г-на Калины – имеет символическое значение. Ночь особенно темна перед рассветом. В последнее время стандартизация обучения достигла своего апофеоза: ЕГЭ, отсечение лишних слов в сочинении, громадные школы-комбинаты, дипломы непременно государственного образца. Всё это видится мне как предсмертная ремиссия стандартизированного образования. Больной всё равно умрёт. И родится что-то новое. Оно уже растёт, как молодые берёзки среди развалин. Надо только увидеть и поддержать. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
7 августа 2020 в 16:14

"Больной всё равно умрёт."

Это об России?

7 августа 2020 в 17:04

Татьяне Воеводиной и другим посетителям сайта.

Господа и товарищи, просто для здорового любопытства, выйдите на сайт -
"Российская электронная школа" и просто немного "побродите", хоть 5-10 минут...

Бесподобно!!!

Да, лодырям и не желающим вообще учиться на этом сайте НЕЧЕГО делать...

А вот, ТЕМ, кто ЖЕЛАЕТ стать более или менее просто образованным человеком (в ЛЮБОМ возрасте) там просто РАЗДОЛЬЕ!!!
Изумительный материал ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ и для ВСЕХ классов.

Кстати, некоторым из сегодняшних блогеров стоило бы ОСВЕЖИТЬ свои знания хотя бы только для того, чтобы помогать своим детям и внукам, НЕ надеясь на профессионализм сегодняшних педагогов...

7 августа 2020 в 19:13

Там же Аттестаты и Дипломы всевозможных расцветок, и получать их, вы будете виртуально...

- Все рухнет здание, но рухнув всех раздавит
Фундамент разоривших бессовестных чинов...

7 августа 2020 в 21:37

Всё зависит от того ЧЕГО ХОЧЕТ человек - "бумажку" или ЗНАНИЯ???
Бумажку можно получить (купить) и "в переходе", а ЗНАНИЯ - только собственным трудом!!!

7 августа 2020 в 17:37

Этот больной умер ещё при *советской* власти. Хронологически это где то при принятии закона о всеобщем среднем образовании. Образование превратилось в принудиловку. Учителя оказались в диком положении - вынуждены были ставить балбесам *трояки*, чтобы те ушли к чёртовой матери в следующий класс. Потом спасением стало ГПТУ, куда и сбрасывали не желающих валять дурака в школе.

7 августа 2020 в 17:59

Иван, Вы АБСОЛЮТНО ПРАВЫ!!!

7 августа 2020 в 19:08

Кашу маслом не испортишь.Новое образование новой эпохи. Снова образуется новая эпоха? Может новое образование в новой эпохе? Или всё же образуется новая эпоха с новым образованием?
Мы присутствуем при умирании ст-го образования. Напрасно беспокоится Воеводина, ничего не умрёт. Была у инженеров логарифмическая линейка, в магазине были гири, у бухгалтера счёты, но нужно-ли говорить,что бухгалтерия умерла с приходом компьютера?

7 августа 2020 в 19:20

=Сама российская электронная школа позновательная. Собраны материалы для всех классов и предметов. Но зайти в нее целая проблема. Постоянно не доступна, перегружена.=

Компьютеризацию сначала надо освоить. Всей России.

7 августа 2020 в 21:40

Я в этой школе уже два дня сижу по несколько часов...
Изучаю содержание предметов сразу для трёх классов школьной программы...

Пашет как часы...

7 августа 2020 в 22:19

Самое большие навыки дает системное образование, научить человека думать, анализировать, научить его работать с книгой, научиться пользоваться большим объемом информацией, научить контактировать с окружающими, в детском возрасте научить правильно держать ручку, правильно писать буквы и безошибочно писать слова и предложения - вот для чего должна быть традиционное школьное образование. Нанимать частных учителей могут только те, кто присваивает труд других, этих 10%.
Высшая школа даёт основные знания по выбранной специальности, учит работать самостоятельно с литературой и информацией которая находится и в интернете.
Все, кто положительно оценил статью Воеводиной, а также Перепёлкин, предлагают обучаться в интернете, глупцы, если не умышленные вредители России.
Неужели, вам господа хорошие, нужны дебилы и необразованные люди? Перепёлкин, Вам то для чего неучи, у Вас ведь нет наёмных рабочих, с Воеводиной всё ясно, будут у неё грамотные наёмные рабочие, потребуют делится с прибылью, а это ух как не хочется.
Прям по Грефу - да если они будут грамотными, то как ими тогда управлять.

7 августа 2020 в 22:45

Вот оно практичное мурло капитализма. Греф рассматривает образование как вред, Воеводина не видит в нём пользы, и оба считают, что пироги должен печи пирожник, сапоги тачать сапожник, что многие знания – многие печали, что одни должны уметь управлять, другие –подчинятся, каждый сверчок знать свой шесток. А было время, когда мечтали о всесторонне развитой гармоничной личности, о знаниях, расширяющих кругозор, о сокращённом рабочем дне, позволяющем человеку совершенствоваться в знаниях далёких от его профессии. Сейчас не помечтаешь – делай деньги.
Скоро, «согласно гегелевской триаде отрицания отрицания» придут новые г-жи Простаковы лозунг которых – зачем география, когда ямщик дорогу знает.

8 августа 2020 в 06:41

Как то невольно вспоминаются миллионы *системно образованных* сидящих у телевизора и *заряжающих* воду под плавные пассы афериста Чумака (тоже системно образованного).
А Кашпировский, Джуна, а *принятие христианства* на пост советской Руси ? А кэгэбэшница Ванга ?
Да, эрохе Сталина нужны были учёные, конструкторы. инженеры, грамотные рабочие - соответственно выстраивалось и образование.
Эпохе Хрущёва, полностью передавшего власть в руки партийной номенклатуры, нужны были тупые исполнители воли этой номенклатуры. Принудительное, бесплатное образование полностью подготовило баранов не только для Чумак-Кашпировского, но и для грабительской перестройки и принятия христианства, как идеологии смирения и рабства. Мы все - продукт советского образования. И куда мы завели страну ? .И так далее.

8 августа 2020 в 12:47

Рассмотрим образцовый продукт советского образования, который руководил нами, когда мы куда-то "заводили страну". Образование получил в "эпоху Сталина". С младых ногтей получал трудовое, партийное и общее образование. Я имею в виду Горбачёва. Это принудительное бесплатное образование воспитало не простого разрушителя, а вождя разрушителей государства? Ему нужно было оставаться комбайнёром и не поступать в МГУ?
А как нужно воспитывать строителей государства? Как отделить овец от козлищ? Платным образованием? Вообще не вмешиваться в это дело? Ибо каждая эпоха воспитывает своих разрушителей.

8 августа 2020 в 07:20

Будущая система образование давно предложена в в Сети да и здесь на сайте.
суть её в том, что стимул к образованию должен быть у человека в голове, а не в программах Минобра, так как образование есть дело глубоко личное и потребность в нее изменяется быстро и непредсказуемо.

И все это предполагает индивидуально-платную форму, в виде услуги.

А это это в свою очередь, предполагает социальное страхование так как денег у большинства населения нет.

Отсюда делаем вывод, нужно освободить человека от государства, от забот Министерство образования, от чобразоваательных чиновников!

8 августа 2020 в 07:36

Прошу за "очепятки", писал с голоса через смартофон, без клавиатуры.
В свою очередь, учредители "Завтры" вместо чудовищного количества всплывающих окон "с доктором Мяснковым" (а это реклама, деньги) могло бы предусмотреть возможность корректировки текста в редакторе, как на большинстве сайтов Сети.
Надеюсь, модераторы иногда читают посты...

8 августа 2020 в 14:47

- "...суть её в том, что стимул к образованию должен быть у человека в голове, а не в программах Минобра, так как образование есть дело глубоко личное и потребность в нее изменяется быстро и непредсказуемо..."!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Поддерживаю позицию БорисА-633 НиколаевичА-222 ЦЕЛИКОМ и ПОЛНОСТЬЮ!!!

Это я уже НЕСКОЛЬКО десятилетий пытаюсь ВДОЛБИТЬ в пустые головы чиновникам от образования.

В середине прошлого века, с ВВЕДЕНИЕ всеОБЩЕГО среднего образования, было ДИСКРЕДИТИРОВАНО просто ХОРОШЕЕ образование в СССР.

ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ЛЕНЬ и НЕЖЕЛАНИЕ учиться СВАЛИЛИ на УЧИТЕЛЕЙ, тогда, когда невежественный "работяга" получал в полтора, два раза зарплату больше, чем тот учитель, который его пытался учить уму-разуму в школе.
Это привело к тому, что в пединституты шли ТЕ, кто больше НИКУДА не смог бы поступить, а из школ просто ИСЧЕЗЛИ мужчины, разе что только в качестве директоров...
Да и сегодня мужчин в школах КОТ НАПЛАКАЛ... Разве что в качестве учителей труда и физкультуры...

Беда с образованием в России...

8 августа 2020 в 21:16

Ученье свет , а неучёных - тьма !
Учиться , учиться и учиться ! завещал товарищ Ленин !

8 августа 2020 в 22:34

" образование есть дело глубоко личное"

Потому, что образованием государство не занимается в последнее 30 лет, в России нет новых открытий, нет нобелевских лауреатов, нет ученых с мировым именем, нет открытий, нет конструктивных решений в промышленности и сельском хозяйстве. Прошли те времена, когда открытия делались в одиночку, можно было совершить открытие не выходя из дома, сейчас нужны мощные лаборатории, научные центры, а для них нужны молодые ученые, а где же их взять, если государство не желает учить свой народ, пусть сами учатся как предлагает Воеводина и Перепёлкин, сами объединяются в лаборатории, а лаборатория для своей деятельности пусть сама себя финансирует.

9 августа 2020 в 12:44

Владимир Васильев
8 августа 2020 в 22:34
///////////////////
Поздно спохватились батенька !
Не надо было открывать Железный ЗАНАВЕС ,
и выпускать инвалидов 5 пятой графы
и других с умной головой !

9 августа 2020 в 13:51

На бабушек перекладывать не хорошо. Давно уже "этот прекрасный храм превратился в развалины". Но у нас они то слишком толстые, то детей обучать должны вместо школы. Как-то не уважительно к старости, и с большим потребительским уклоном. В старости как известно "сил нет". Слышали про такое? Пусть ходят и отдыхают в своей программе Долголетия. Они это заслужили.
... Учителя должны быть. Мы своих учителей вспоминаем с большой благодарностью и как пример самоотверженного труда и за любовь к знаниям. Жалко, если дети не увидят таких людей.
Вот пишут какое удовольствие просматривать электронную школу. Да. Но если вы уже наполнены знаниями. Вас уже образовали учителя и преподаватели высшей школы.
А что делать ребёнку? Как мы успели увидеть за период карантина, они плачут...
Пусть нашим детям оставят учителей, а электронные помошники-это здорово, но вторично.

9 августа 2020 в 18:30

Наталье Кириковой

Наташа, а я, грешный, уже 20-30 лет мечтаю о том, ЧТОБЫ ЛЕКЦИИ, по всем ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ предметам ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, были размещены на сайте Министерства образования в НЕСКОЛЬКИХ вариантах, прочитанные НЕСКОЛЬКИМИ ЛУЧШИМИ профессорами ЛУЧШИХ университетов России, с БЕСПЛАТНЫМ и ОТКРЫТЫМ доступом ВСЕХ граждан России!!!

Дождусь ли я этого при жизни???
Дай Бог, чтобы до этого дожили мои внуки!!!

9 августа 2020 в 21:08

В этом с вами нельзя не согласиться. Более того у меня есть лекции, которые считаю драгоценными. Благодаря интернету их можно выставить для Всех.
Но... Посмотрите на своих маленьких внуков, когда их сажают за электронный урок. Они быстро истощаются. Какие уж тут знания....

12 августа 2020 в 04:33

Электронные уроки для родителей. Даже Перепёлкину с университетским образованием интересно. Учиться должны родители и совместно с электронным уроком учить своих детей и внуков. Нужно внушением детям объяснять, что тяжёлое,трудное образование более качественное и в жизни будет достигнуто уважение от других людей. Для примера можно рассказать об учёном математике из Томска,которому учителя ещё царской гимназии сказали, что он пропащий, но родители не согласились с такой оценкой и наняли репетитора-студента. Все учителя,вся школа работают по шаблону и в коллективе по другому нельзя, но талант при этом гибнет.

29 августа 2020 в 16:55

Подобно Толстому считаю, что лучшее образование - самообразование, но при этом не верю а образование, которое есть личное дело каждого. Вот такой парадокс

1.0x